МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Белгорода»
«Как блины на стол пришли»
Музейный урок на масляной неделе
Подготовила
учитель начальных классов
Попова Галина Григорьевна
Тема: Как блины на стол пришли.
ЦЕЛЬ: расширить кругозор детей.
ЗАДАЧИ: — рассказать об этапах выращивания хлеба (посев, уход, уборка, хранение)
— познакомить с орудиями труда русских крестьян, необходимых при выращивании хлеба.
— способствовать приобщению детей к возрождению утерянной русской традиции — праздновать Масленицу.
Оформление напоминает русскую избу: на стенах вышитые рушники, на передней
стене – изображение русской печки, рядом – ухват, кочерга; поодаль – прялка, стол с
утварью, вдоль стен – «лавки» (скамьи), на полу – домотканый коврик.
Дети в русских народных костюмах, в руках у девочек рукоделие, у мальчиков русские народные музыкальные инструменты: балалайка, ложки, трещетки, рубель.
Ведущая в народном костюме села Теребрено, Краснояружского района, Белгородской области.
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте гости, дорогие!
Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить,
порадоваться веселью наших предков, позабавиться, как наши деды забавлялись на Масленицу. ( слайд 2)
МАСЛЕНИЦА – сырная неделя справляется за 7 недель до Пасхи. Ждали её всегда с нетерпением. У нас на Белгородчине за неделю уже были готовы запасы сыра, масла, сметаны. Всех, кто возвращался в деревню из поездки, спрашивали:- «Не везёшь ли Масленицу?»
Вся неделя именовалась честная, широкая, боярыня-масленица.
Дети в ожидании смотрят в окна. Слышатся возгласы: «Скоро ли?» «Не торопится»
1-я девочка выходит за дверь, «во двор», и тут же возвращается, ведя за собою гостей.
Два мальчика несут Масленицу – соломенная кукла в синей шубе, белом платке,
в лаптях. Усаживают на приготовленную скамейку.
1-я девочка разводит руки широким жестом, указывает на Масленицу:
Ой, да Масленица на двор въезжает.
Широкая на двор въезжает.
А мы девушки её состречаем!
А мы красные её состречаем.
2-я девочка, пританцовывая, кланяясь:
Ой, да, Масленица, погостюй недельку.
Ой, да, Масленица, погостюй другую!
3-я девочка подходит к Масленице, кланяется:
Дорога наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький
4-я девочка: Брови черные наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!
5-я девочка: Масленице
Широкорожая Масленица!
Мы тобою хвалимся!
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
6-я девочка с караваем в руках, обращаясь к Масленице
Масленица – кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько,
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
Дети выстраиваются в круг. Исполняется русская народная попевка «А мы Масленицу устречали». Дети идут по кругу, исполняя руками движения в такт мелодии. Одна девочка исполняет роль Масленицы в кругу.
А мы Масленицу устречали,
Устречали, лёли, устречали.
Мы сыр с масельцем починали
Починали, лёли, починали.
Мы блинками гору устилали,
Устилали, лёли, устилали.
Сверху масельцем поливали,
Поливали, душа, поливали.
Как от сыра гора крута.
Гора крута, лёли, гора крута.
А от масла гора ясна
Гора ясна, лёли, гора ясна.
1-й мальчик: Масленица — кривошейка,
Покатай нас хорошенько!
2-й мальчик:
Масленица – кургузка,
После тебя будет грузно!
ВЕДУЩАЯ: Люди добрые, хватит горе горевать, блины надо выпекать.(у печи появляется хозяйка, изображает выпечку блинов).Где пекли блины?
ДЕТИ: В печи!
Ученик из актива музея (слайд 3) РУССКАЯ ПЕЧЬ Вплоть до 13-го века, изба отапливалась разжиганием огня в «очаге», который представлял собой сложенные камни. В указанный период избы не имели устройств для вывода дыма и он выходил в двери, а в более поздний период — в небольшое отверстие проделанное в стене (отопление по «черному», курная изба).
К 15-ому веку очаг, представлял собой уже печь, а на рубеже 15 и 16 веков появились устройства для вывода дыма. Первоначально он представлял собой деревянный короб, называемый «боров». С появлением огнеупорного кирпича, печи приобрели трубы, а сами они постепенно приобрели к началу 18-го века тот вид, который сейчас известен как «русская печь».Таким образом, началом появления русских печей можно считать начало 18-го века. Безусловно, одно из основных применений — это приготовление пищи. В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили. Для приготовления пищи у хозяйки были чугуны, кувшины, сковороды, рогочи, сковородники, лопата для хлеба (слайд 4, 5). Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. В глиняных кувшинах особенно вкусным получалось жирное топлёное молоко с коричневой пенкой. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было ещё 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы.
Отопление. Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала её равномерно. На печи был устроен лежак. Рядом с печью традиционно строился в котором хранили домашнюю утварь, а верх его мог являться продолжением лежака. Размеры лежака были различны. Наибольшие позволяли располагаться на печи до 5-6 человек. Высота такого лежака чаще всего позволяла человеку сидеть. Лежак в основном равномерно прогревался по температуры теплого радиатора. Наиболее длинная сторона печи, как правило, являющаяся продолжение стены комнаты, иногда украшалась.
Лечение. Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью..
И многое другое. Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью жизни русского народа. По печи предсказывали погоду; на ней сушили грибы и ягоды; в печи парились (Россия, Украина, Литва); гадали и ворожили; с печей дети наблюдали за свадьбами старших; с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали.
Звучит гармошка, ансамбль исполняет русскую народную песню (Белгородская область) «Блины».
Исполнители песни садятся на скамьи. Хозяйка ставит на стол блины, спрашивает:
—А как же блины на стол пришли?
ДЕТИ: надо хлеб посеять, вырастить, смолотить, смолоть и блинов испечь.
ВЕДУЩАЯ: правильно. Сейчас мы послушаем, как молотили наши предки выращенную рожь. Но сначала ее жали серпом. ( слайд 6)
Ученик из актива музея: ( слайд 7) молотили скошенную рожь специальной палкой, которая называется цеп (показывает экспонат музея).Она состоит из двух частей: длинной рукоятки и рабочей части, которая ударяет по колосьям. Изделие готовили из орешника, подбирая удобную толщину лещины. Рукоятку и рабочую часть соединяли между собой с помощью полосок кожи.
ХОЗЯЙКА: А как же узнать, сколько зерна намолотили? ( слайд 8)
Ученик из актива Существовало много мер: коробья, пуз, рогожа, лукно, бочка. В селе Теребрено Красно-Яружского района во время экспедиции мы нашли деревянный ящик овальной формы.Жительница села сказала, что это мера, и нужна она для измерения веса зерна, муки и других сыпучих веществ.
ВЕДУЩАЯ: а масло для блинов как делали?
ДЕТИ: покупали!
Ученик из актива музея: масло русские крестьяне умели бить сами. Именно «бить», из сливок. Хозяйка ставила молоко в чулан на несколько часов. Пока оно стоит, на его поверхности собираются сливки. Хозяйка снимает их в отдельную посуду. Затем берет скалку или «толкушку» и начинает перемешивать сливки вращающими движениями, до тех пор пока не отделится масло. У многих крестьян были маслобойки ( слайд 9) — показывает экспонат музея. Это деревянный ящик, сквозь который проходит стержень с ручкой. Внутри ящика к стержню прикреплены лопасти. Собранные сливки заливают в этот ящик, маслобойку, и начинают крутить ручку. Лопасти перемешивают сливки, «отбивая» таким образом масло. Хозяйка собирает масло, придает ему форму колобка и кладет на хранение.
ХОЗЯЙКА: А теперь посмотрите на форму для блинов. Почему она круглая?
ДЕТИ: Блины должны быть похожими на солнышко!
ХОЗЯЙКА: Правильно! Как называется эта форма?
ДЕТИ: Сковорода!
ХОЗЯЙКА: Действительно так.
Сковорода изготавливалась из чугуна. Преимущество сковород из чугуна — в его свойстве равномерно распределять и долго сохранять тепло. Чугун за счет своей пористой структуры и низкой теплопроводности сравнительно медленно нагревается, но прекрасно сохраняет высокую температуру после нагревания. К тому же чугунная посуда нагревается гораздо сильнее алюминиевой, что необходимо для жарки Пористая структура чугуна позволяет равномерно распределять тепло по всей сковороде, соответственно, блюдо не останется сырым с одной стороны и не подгорит с другой. Главный минус чугунной посуды —значительный вес. Готовое тесто наливали на сковороду половником и ставили в печь с помощью специального сковородника (чапельника)
ХОЗЯЙКА: А теперь, ребята, можно и отведать блинов. ( слайд 10) – Кушайте на здоровье!
(Все едят блины)
3-й мальчик в сторону собравшихся:
А ну ребята кто блинов наелся, силы набрался,
Выходи, покажи, похвалися,
Силушкой померяйся.
Девочки выстраиваются слева и справа зала, мальчики — в центре.
«Силовые забавы» (проводит ведущая)
1. Перетягивание каната. Мальчики делятся на две команды, выстраиваются
навстречу друг другу колоннами, держась за канат. Середину каната наметить
красной лентой и расположить над границей полей команд. По сигналу команды
начинают перетягивать противника на свою сторону. Побеждает тот, на чьей
стороне окажется красная метка (или вся команда противника).
2.Толкание. (в народе – кулачный бой «кулачки»). Команды выстраиваются друг
напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40-50 см позади каждой
команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони.
ЦЕЛЬ: столкнуть противника за линию.
ВЕДУЩАЯ вручает призы.
Девочки приветствуют победителей.
1-я девочка
Молодцы – удальцы! Силушку показали, покажите разум!
Узнайте у Масленицы, когда хлеб сеять, когда убирать,
Когда грибы-ягоды собирать?!
Звучат народные приметы о Масленице.
***Какой день Масляны красный, в такой сей пшеницу!
***Ненастье в воскресенье перед Масляной, к урожаю.
***Если на Масляной неделе идет снег, будет хороший урожай гречихи.
ВЕДУЩАЯ: Масленица! Ой, правда, ли!
Девочка, исполняющая роль Масленицы, стоит рядом с чучелом, отвечает:
-Правда, правда.
Звучит задорная русская мелодия, группа мальчиков исполняет русский народный танец
Сидящие хлопают в ладоши.
ВЕДУЩАЯ: Ай, да мальчики! Удальцы! А теперь все в круг….
Музыкальная игра Белгородской обл. «Селезень утку загонял»
Играющие выстраиваются в круг.
В середине – мальчик и девочка, утка и селезень. В начале мелодии селезень
пытается поймать утку. Играющие ему мешают: не пускают из круга или в круг.
Играющие движутся по кругу, пританцовывая.
Селезень утку загонял
Молодой серу загонял
Пойдем, утица, домой
Пойдем, серая, домой
У тебя семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня.
С последними словами селезень «ловит» утку, они кланяются, становятся в круг. Выбирают других утку и селезня, игра повторяется.
8-я девочка, восклицая, берясь за голову:
— Ой, что было! Что было-то!
(играющие садятся на скамьи)
Звучит мелодия плясовой «Матаня»
Девочки выходят приплясывая, выстраиваются полукругом в передней части зала (ближе к изображению печки), по очереди поют частушки:
Начинаю я припевку Чтобы печка разгорелась,
Первую начальную. Надо жару поддавать,
Я хочу развеселить, Чтобы песня лучше пелась,
Публику печальную. Надо пляской помогать.
Ох топни, нога, Не смотрите на меня,
Топни правенькая Глазки поломаете
Я плясать пойду Я не из вашего села
Хоть и маленькая. Вы меня не знаете.
Мы пропели вам частушки А теперь мы вас попросим,
Хорошо ли, плохо ли. Чтобы вы похлопали.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо, девочки за веселые частушки. А теперь, гости дорогие,
усаживайтесь поудобнее. Пришла пора блины есть.
Несколько девочек предлагают собравшимся блины, чай, квас. По окончании
«трапезы» на середину зала выходят девочка и мальчик, обращаются к Масленице:
9-я девочка: Наша Масленица дорогая
Немножечко постояла.
Мы думали семь неделеи,
А Масленица – семь денечков!
5-й мальчик: Авдотья Изотьевна!
Масленица!
Обманула нас!
На Великий пост
Дала редьки хвост!
Реплики с места:
10-я девочка (сообщая новость):
Масляна неделя
В Ростов полетела,
На пенёчек села,
Оладышек съела,
Другой закусила,
Домой потрусила!
6-й мальчик: (с сожалением)
Да вот Масленица
Со двора съежает
Кургузая, кургузая
Со подворья.
Её девушки гостевать оставляют.
11-я девочка, обращаясь к Масленице:
Да вот, Масленица:
А погостюй недельку!
Да, кургузая,
А погостюй другую!
Девочка, исполняющая роль Масленицы:
Да вот, девушки,
Я поста боюся!
12-я девочка: Да вот, Масленица,
Пост ещё далеко!
7-й мальчик: А, Маслена, Маслена – полизуха!
На тарельцы, на тарельцы.
8-й мальчик: А мы свою Маслену провожали
Тяжко – важко по ней воздыхали:
— Ах, Маслена, Маслена, воротися,
До самого Велика дня протянися.
Все участники представления выстраиваются в круг, двигаясь карагодом, исполняют попевку «А мы Масленицу прокатили» (Два мальчика берут чучело Масленицы поднимают на плечи и во время пения носят по кругу, пританцовывая. Две девочки устанавливают макет костра в центре круга).
По окончании попевки Масленицу устанавливают в середине круга, символически сжигают.
Слышатся возгласы: «Масленица, пошли нам хороший урожай!», «Пошли нам достаток!»,
Присутствующие усаживаются на скамьи.
ВЕДУЩАЯ: Мы стали участниками веселого, задорного праздника. Сколько любви вкладывали в него русичи. Он отражает широту и щедрость души русского народа.
Мы воочию соприкоснулись с истинно русской традицией, моментом жизни наших предков.узнали о том, как расили хлеб, прежде чем он попадал на стол. Выращивать хлеб очень тяжело. Может поэтому застолье с хлебом такое задорное и широкое. Надеюсь, что в душе каждого из вас загорелся огонек, а может только пока искорка. Я хочу, чтобы они согрели вашу душу, чувства, заставили задуматься о себе, о близких, о нашей Родной земле. (слайд 11)
Литература:
1. « Русские народные песни ».
Издательство «Правда» 1988 год.
2. « Круглый год » Русский земледельческий
календарь. Издательство «Правда» 1991 год.
3. И.И. Веретенников «Белгородские карагоды»
Издательство « Везелица » Белгород 1993 год
4. И.И. Веретенников «Народное музыкальное
творчество Белгородского края»
Издательский дом «В. Шаповалов» Белгород 2000 год.
5. Материалы интернета