Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о «малой Родине».
Задачи:
Способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина».
Познакомить с символикой: флагом и гербом России.
Способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.
Развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.
Ход классного часа.
Организация класса. Эмоциональный настрой.
— Ребята, я поздравляю вас с началом учебного года. Мы все долго не виделись, некоторые долго не общались. Я предлагаю вам поиграть. Давайте улыбнемся и скажем друг другу приятные слова.
Игра на сплочение.
Обучающиеся встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем.
Вступительное слово учителя.
— Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор.
— Где вы живете? (страна Россия)
— Назовите город, в котором вы родились? (Дедовск)
Работа по теме классного часа.
Прослушайте стихотворение В. Орлова «Родина» и догадайтесь, какова тема нашего классного часа?
Родина — слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город родимый, родная квартира,
бабушка, школа, котенок. . . и я.
В. Орлов
— Прочитайте тему классного часа на доске. О чем будем говорить?
— Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем стихотворение.
Ученик 1:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись за руки идём.
Ученик 2:
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Ученик 3:
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
— А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «Родина»?
Игра «Микрофон».
Дети передают друг другу микрофон и говорят: «Родина – это…» (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др. )
Вывод: Родина много значит для каждого из нас. Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья), которые нас окружают.
— Мы, россияне, Родиной называем Россию. Россияне гордятся просторами и красотой своей Родины. Есть на нашей земле горы, леса и степи, моря, реки и озёра. Богата земля нефтью, природным газом, углём и другими полезными ископаемыми.
— Дорогие ребята! В какой стране мы живем?
4 ученик:
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
— Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.
— Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации: гимн, герб и флаг:
Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Прослушивание гимна России.
— Но Россия – это наша теперь большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого — то малая Родина – родной город. Для кого — то – родная улица или игровая площадка.
Словом, малая Родина у каждого своя!
5 ученик:
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
— Ребята, если мы скажем, что живем в России, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Давайте уточним наш адрес:
Мы проживаем в России, Истринском районе городе ДедовскеИ мы можем сказать, что для нас малая Родина – это и город Дедовск, и наша улица, и наш дом.
— Что вы знаете о своем городе?
— Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо делать?
Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
Подведение итогов.
— Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.
Работа в группах. Составление пословиц о любви к Родине.
— Каждой группе дается задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.
1) Если дружба велика, будет Родина сильна.
2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.
3) Нет земли краше, чем страна наша.
4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.
5) Кто за Родину горой, тот и герой.
6) Всякому мила своя сторона.
Рефлексия.
— Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала?
— Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где — бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Ученик 6:
О Родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.
Наш классный час подошел к концу и закончим мы его» Гимном России».