Конспект НОД в старшей группе по валеологии «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: познавательно – исследовательская
Возрастная группа: старшая
Тема: «Внешнее строение человека»
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека и каждый орган имеют большое значение для него.
Программное содержание.
Образовательные задачи: формировать понятия «часть тела» и «орган». Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы.
Развивающие задачи: тренировать способность изобретать знания путем наблюдения и экспериментирования. Формировать умения проводить эксперименты, объектом которых является человек.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережное отношение к своему телу, оберегать себя и не причинять вред другим детям .
Материал и оборудование.
У каждого ребенка: блюдце, 3 стаканчика с кислым, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, 4 ватных палочки, салфетка для вытирания влажной кожи. Два комочка ваты, один из которых пропитан духами, а второй соком чеснока. Оба завернуты в полиэтиленовую пленку, чтобы запах не улетучился. Кубик льда и стакан с теплой водой (оба выдаются непосредственно в момент эксперимента).
У педагога: ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, 2 ложки, шарф для завязывания глаз).
Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами все побудем волшебниками и отправимся в научную лабораторию, чтобы провести некоторые эксперименты.
Блок 1 – дифференциация понятий «часть тела» и «огрган».
— Вы различаете, что называется частью тела и что – органом? У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. (изображение человека) Голова есть? Есть. Какая часть тела называется головой? (ответы. Правильно: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг). Зачем она нужна?
(ответ: чтобы думать, есть, дышать и.т.д.)
— Туловище есть?(обвести туловище широким жестом). Есть! Какие органы есть на туловище и внутри? (руки, ноги, сердце, легкие и .т.д.)
— Есть ли у человека хвост? Нет. А у животных есть. Органов у человека много. Я буду называть, а вы покажете их на себе. Глаз … рука …сердце…поняли, что такое орган?
— Сейчас по порядку сверху вниз. (перечислить)
Блок 2 – волосы.
— Что располагается выше всего? (кладу руку на голову, перебираю волосы. Ответ: волосы).
Познакомимся с их свойствами. Потрогайте свои волосы…Подавите их, помните, подергайте…Те кто сидят слева, закройте глаза, а сидящие справа осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь кто хочет выдерните одну волосинку. Что почувствовали? (боль).
— Кто скажет зачем нам волосы? (защищать голову от холода, от солнца).
Блок 3 – кожа.
— Что располагается ниже? (лоб). Что внутри? (мозг). Зачем нам мозг? (чтобы думать). Чем сверху покрыт лоб? (кожей). Кожа есть не только на лбу, но и на всех частях тела. Мы ее изучим. Сидящие слева, закройте глаза. Сидящие справа возьмите предмет который я вам дам. (раздаю лед). Теперь поменяйтесь ролями. (раздаю теплую воду). Что вы почувствовали?
— Данила, подойди сюда. Закрой глаза и определи, какой предмет я тебе дала. (мяч). А теперь ущипните себя. Что почувствовали? (боль). Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, боль, прикосновение).
Блок 4 – глаза.
— Что находится ниже лба? (глаза).
Сейчас узнаем зачем они нужны. Все закройте глаза, и не открывайте пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (беру ручку. Молчание) А теперь? (беру книгу. Молчание). Откройте глаза. Вот, что я делала. (повторить действия). Зачем нужны глаза? (чтобы видеть).
— У глаз есть помощники и защитники. Изучим , зачем они. – посмотрите друг на друга. Поморгайте. Что значит моргать? Какой орган в этом участвует? (веки). Зачем нужны веки? (защищают глаза).
Блок 5 – нос.
— Что ниже? (нос). Проверим зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой и сидите. (наблюдаю как дети пытаются вздохнуть). Все делают вдох. Зачем нужен нос? (чтобы дышать). Но у него есть еще одна обязанность. Те , кто сидят справа, закройте глаза. Сидящие слева развяжите узелок с ватой и поднесите вату к носу испытуемого. Что узнали испытуемые с помощью носа? Поменяйтесь ролями. Так зачем нужен нос? (дышать и различать запахи).
Физминутка «Весна».
От сосулек звон, звон, звон.
Просыпайся клен, клен, клен.
Растопился снег, снег, снег.
Ручейки – в бег, бег, бег.
Гром шагает топ, топ, топ.
Почки , слышно – хлоп, хлоп, хлоп.
Блок 6 – уши.
— Что находится немного ниже? (показываю на уши).
Проверим зачем они нужны. Плотно закройте себе уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. Что я сказала? (не слышали). Есть еще один опыт. За ширмой переливаю воду, шуршу бумагой, мешаю ложкой в стакане. Что я делаю? (дети определяют). Так зачем нам нужны уши? (чтобы слышать).
Блок 7 – рот.
— Что располагается ниже? (рот). Проверим зачем нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его. Теперь сожмите губки пальцами и скажите: мама, папа, я иду гулять. (дети не могут). Теперь те кто сидит слева , высуньте язычки. Те кто сидит справа, возьмите палочку и обмакните в один из растворов и прикоснитесь к язычку товарища. Что почувствовали? Уберите используемую палочку. Поменяйтесь ролями. Что почувствовали? Так зачем нам рот? (чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус).
Блок 8 – шея.
— Что ниже? (шея). Проверим нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. А теперь поворачивайте голову в разные стороны. Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?
Блок 9 – руки и ноги.
— Узнаем зачем человеку руки. Уберите руки за спину и возьмите со стола какой – либо предмет. Так зачем нам руки? (брать предметы).
— А теперь походите по комнате , только без ног. Зачем нам ноги? (ходить).
Блок 10 – внутренние органы.
— Внутри туловища есть очень много разных органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Приложите ухо к груди своего товарища и послушайте. Поменяйтесь ролями. О других органах поговорим в другой раз.
Заключение.
А теперь ответьте мне на вопрос: нашли ли мы с вами хоть один орган , который был бы не нужен чкловеку? (нет).
А орган который бы ничего не делал? (нет).
Вот мы и молодцы. Хорошо поработали.