МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Новоалтайска Алтайского края»
Природные зоны России. Тундра
Конспект открытого урок по окружающему миру в 4 класс,
УМК «Школа России»
подготовила Высоцкая Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
г. Новоалтайск
2012
Схема конспекта урока
Педагог (ФИО) Высоцкая Людмила Анатольевна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: Природные зоны России. Тундра
Цель:
— формирование у учащихся знаний о природной зоне тундры (географическое положение, климат, растительный и животный мир);
— развитие навыков сравнения, анализа, обобщения;
— экологическое воспитание.
Задачи:
Создать условия для формирования у учащихся:
— коммуникативной компетентности через развитие умения аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы;
— информационной компетентности через обращение к различным источникам информации;
— социальной компетентности через организацию работы в группах, через вариативность домашнего задания.
-компетентности саморазвития и самообразования через умение самостоятельно получать знания.
Оборудование: компьютер ,экран ,колонки для воспроизведения звука
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Повернитесь к соседу по парте и пожелайте друг другу хорошего настроения. | Дети желают друг другу хорошего настроения | Положительный эмоциональный настрой на урок |
Я тоже желаю вам хорошего настроения и всем нас интересной и продуктивной работы на уроке. Как вы думаете, что требуется, чтобы наша совместная работа получилась эффективной? | Порядок на партах. Внимание. Сосредоточенность. Активность. Умение слушать и слышать своих одноклассников и учителя. | |
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
формировать умение пользоваться картой; обобщить знания о природной зоне Арктики; оценить свои знания на основе выполнения теста.
проверить знания учащихся по пройденному материалу; оценить результат используя накопительную оценку (самооценка, взаимооценка в парах, оценка учителя); | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? | По природной зоне арктических пустынь. | |
О том, как вы представляете себе Арктику вы показали на выполненных дома рисунках. |
| |
Кто хочет рассказать об Арктике, опираясь на свой рисунок? | Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок. | |
Отметьте наиболее удачные моменты в каждом выступлении. | (правильность, уверенность ответа, точность высказываний, использование эпитетов, образных выражений, перечисление всех представителей животного мира и т.д.) | |
Какой вывод можно сделать по природной зоне арктических пустынь? | Это очень суровый край, действительно настоящее царство льда и снега с сильными ветрами, пургой, низкой температурой зимой и даже когда наступает лето, температура на несколько градусов выше нуля. К жизни в этих суровых условиях сумели приспособиться немногие виды живых организмов. | |
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
спланировать работу по изучению новой природной зоны; самостоятельно изучить и обсудить в группах новый материал;
смотивировать учащихся на изучение новой темы; активизировать ранее полученные знания, побуждающие интерес к изучению новой темы; включить материал в систему уже освоенных знаний учащихся; организовать обучающихся для поиска дополнительной информации; учить анализировать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, развивать умение работать в группах; На этом этапе важно обеспечить условия для совместной работы детей в группах, чтобы каждый ребенок в атмосфере доверия, поддержки учился искать цели и средства их объективизации, принятию возможных других целей, вопросов. Ситуации разногласия, конфликта точек зрения в группе побуждают: сформулировать и противопоставить их, инициируют обращение за помощью. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Новая природная зона приглашает нас. И опять в экспедицию отправляется класс. |
| Презентация Слайд 1 |
А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать. |
| Презентация Слайд 2 |
1. Короткое название ледяной зоны | 1. Арктика | Презентация Слайд 3 |
2. Птица с необычным клювом. | 2. Тупик | Презентация Слайд 4, Слайд 5 |
3. Название острова, на котором находится заповедник | 3. Врангеля | Презентация Слайд 6 |
4. Арктика — царство снега и … | 4. Льда | Презентация Слайд 7 |
5. Растения, живущие в толще воды. | 5. Водоросли | Презентация Слайд 8 |
6. Птица, питающаяся рыбой | 6. Чайка | Презентация Слайд 9 |
Прочитайте ключевое слово по горизонтали. | Тундра | Презентация Слайд 9 Связь новой темы с предыдущей |
Тундра в переводе с финского языка означает бесплодная или враждебная. |
|
|
Итак, назовите тему сегодняшнего урока | Тундра | Презентация Слайд 10 |
Край мелких ягод, крупной рыбы, И вечной океанской зыби И мужества! Здесь тень растений Короче человечьей тени. |
| Презентация Слайд 10 |
Прочитав строки этого стихотворения и опираясь на ранее полученные вами знания, предположите, что это за зона, какой вы ее себе представляете? | Высказывания детей. | Рассмотрение зоны тундры с точки зрения литературного источника |
Мы взяли информацию из литературного источника. Как вы считаете, она полностью отражает действительность? | Скорее всего, не полностью. | диалог |
Давайте рассмотрим эту природную зону с точки зрения природоведения. |
| Презентация Слайд 11 |
В каком тепловом поясе находится эта природная зона? | За линией северного полярного круга. | Активизация умственной деятельности |
Тундра находится на побережье северных морей. За линией северного полярного круга, в холодном поясе, значит там… | … достаточно холодно | Презентация Слайд 11 |
Туда попадают отвесные или наклонные солнечные лучи? | Наклонные | Презентация Слайд 11 |
Что это значит? | Зима должна быть долгой и суровой, а лето прохладным и коротким. | Презентация Слайд 11 |
Это должна быть равнина или гористая местность? | Равнина | Презентация Слайд 11 |
Часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть на Западно-Сибирской. |
| Презентация Слайд 11 |
Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как же выглядит тундра на самом деле? |
|
|
Сегодня на уроке будем исследовать тундру. По какому плану должно идти изучение любой природной зоны? | 1. Географическое положение, климат. | Дети планируют работу над изучением новой темы |
| 2. Растительный мир. |
|
| 3. Животный мир. |
|
| 4. Деятельность человека. | В результате фронтальной работы на экране появляется план. Презентация Слайд 12 |
Для проведения работы мы разбились на группы. У вас на партах лежат задания, дополнительный материал. Ваша задача распределить обязанности каждого человека в группе, внимательно прочитать задание, найти ответ. На эту работу вам отводится 8 минут. Если возникнут трудности, поднимете красный кружок. |
| Работа по группам 1.Географы 2.Ботаники 3.Зоологи 4.Экологи Карточки-помогайки Приложение 2 |
|
| При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь группам |
Прошу выйти спикера группы географов и озвучить ответы на вопросы. |
|
|
Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу? | Протянулась вдоль берегов северных морей. Зима долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). Лето короткое, прохладное. | Презентация Слайд 13, Слайд 14 |
Прошу выйти спикера группы ботаников и озвучить ответы на вопросы. |
|
|
Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу? | Растения низкорослые, стелются по земле. Карликовая берёзка, карликовая ива, голубика, морошка, ягель. | Презентация Слайд 15, Слайд 16, Слайд 17 |
Прошу выйти спикера группы зоологов и озвучить ответы на вопросы. |
|
|
Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу? | Густой мех или оперение. Олень, лемминг, песец, росомаха, полярная сова, белая куропатка, гуси, утки, кулики, комары, мошки. | Презентация Слайд 18, Слайд 19, Слайд 20 |
Прошу выйти спикера группы экологов и озвучить ответы на вопросы. |
|
|
Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу? | Оленеводство, рыболовство, охота, добыча полезных ископаемых: нефти, газа. | На экране появляется заполненная таблица Презентация Слайд 21, Слайд 22, Слайд 23, Слайд 24 |
Какие факторы пагубно влияют на тундру? | Ответы детей | Презентация Слайд 25 |
4. Закрепление учебного материала, предполагающее: • цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: Выявление учащимися знаний и незнаний по теме • цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока: проверить уровень усвоения учащимися новой темы; предоставить индивидуальную помощь тем учащимся, которые слабо усвоили данный материал; • при выполнении контрольно-оценочных действий соблюдается следующая последовательность: В начале дети осуществляют взаимоконтроль, школьник сам контролирует и оценивает свою работу, затем эту работу контролирует и оценивает учитель и он организует обсуждение с классом общих критериев оценки и причин возможных расхождений в последней. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Каковы природные условия тундры? Приведи примеры растений и животных тундры. | | |
Составьте 2-3 цепи питания характерные для тундры. | | Взаимопроверка учащихся |
Составьте вопросы на проверку понимания темы для своего соседа по парте | Дети работают в парах | |
Для закрепления пройденого материала выполните тест по теме Тундра |
| Задания теста проецируются на экран. Презентация Слайд 26, Слайд 27 |
Оцените свою работу, сравнив свои ответы с ответами на экране, затем проделайте это совместно с соседом по парте. Сдайте свои работы учителю. |
| Использование накопительной оценки. |
Какие задания показались трудными? Интересными? | | |
5. Задание на дом, включающее: • цели самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания): углубить с помощью дополнительной литературы знания по пройденной теме; выполнить задание в рабочей тетради; • цели, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом: Учащиеся научились добывать информацию по теме из различных источников; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Найти ответ на вопрос: Чем объяснить сходства и различия природы тундры и природы арктических пустынь | | Вариативность домашнего задания |
Сочинение «Если бы я стал президентом, какой закон я бы принял для охраны природы тундры» | | |
Приложение 2
Карточка-помогайка №1
I группа: географическое положение и климат.
Вопросы:
1.Южнее какой зоны и вдоль берегов каких морей протянулась зона тундры?
2.Какая зима в тундре?
3.Какое лето?
4.С чем связаны суровые условия тундры?
Карточка-помогайка №2
II группа: растительный мир тундры.
Вопросы:
1. Какие растения растут?
2. Как растения приспособились к жизни в тундре?
3. Рассказать о некоторых из них.
Карточка-помогайка №3
III группа: животный мир тундры.
Вопрос:
1.Какие птицы и животные обитают в тундре?
2.Как они приспособились к суровым условиям (на примере постоянных обитателей)?
Карточка-помогайка №4
IV группа: деятельность человека
Вопросы:
1.Чем занимается коренное население тундры?
2.Поиски каких полезных ископаемых ведутся в тундре?
3.Какой вред наносит человек своей деятельностью?
Список используемых источников
Автор и источник заимствования изображений неизвестен
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
Плешаков А.А. Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2006
Плешаков А.А. Тесты к учебнику Мир вокруг нас 4 кл. – М.: Просвещение, 2006
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».-О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2006.
Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 3. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1994