Конспект открытого урока по окружающему миру, проведенного 17 декабря 2014года
в школе № 350 Невского района
учителем Тимохиной А.В.
Тема « Звёздные узоры»
Цели 1. Сформировать понятие «звезда « и «созвездия».
2.Познакомить с наиболее яркими созвездиями и легендами о них..
3. Выяснить – почему звёзды кажутся маленькими и какого цвета они бывают.
4. Развивать воображение и фантазию.
5. Воспитывать интерес к познанию окруж. мира, чувства красоты и гармонии.
Оборудование: учебники и ТПО у детей, презентация , звездочки по 2 у каждого ученика,
Цветные карандаши, листочки на партах,
книги из библиотеки, лист ватмана.
План урока.
Организационное. начало.
Повторение.
— Как называется тема , которую сейчас проходим.
— Природа вокруг нас.
-Как разнообразна эта природа ! .Мы видим и живую и неживую природу ,как тесно связано всё в ней. О чём говорили на прошлом уроке?
— О Солнце.
-Что вы запомнили о Солнце?
— Солнце- раскаленный газовый шар, это звезда….. К.1.
3.Новый материал.
— Солнце очень далеко от Земли. Но каждый раз мы радуемся восходу Солнца, т.к. оно приносит нам новый день с новыми заботами , делами, радостями и открытиями .Мы грустим, когда Солнца нет и пасмурно , но мы помним , что Солнце- это источник света и тепла на Земле.
Вопрос — Только ли Солнце мы можем наблюдать на небе?
-Луну, звезды…..
-Загадка: Синяя дорожка
Осыпана горошком
Никто не соберёт-
Ни царь, не царица,
Ни красная девица.
— Звёзды.
Тема урока «Звёзды» К.2
— Такое звёздное небо мы можем увидеть в ясную ночь .Если приглядеться, то звёзды кажутся точками, или горошинами, которых очень много, их не счесть. Но какие-то более яркие они составляют звёздные узоры. Это и есть тама урока.
Целеполагание. –Зачем нам надо знать про звёзды? К.3
Ответы детей………..
Работа с учебником. Стр. 104.
Вопросы -Приходилось ли тебе наблюдать звезды?
— Одинаковы ли они по величине, цвету, яркости?
-Какие звезды тебе известны ?
Чтение текста (стр.104)
Вопросы по тексту.
— Какой оттенок могут иметь звезды?
-От чего зависит цвет звезды?
-Какой цвет имеют холодные звезды?
—Какой цвет имеют горячие звезды?
-Почему звезды неодинакового цвета?
-Почему звезды светятся точками , а не диском, как Солнце? К.4
Обобщение -Выражение «Холодные звезды « ученые придумали, чтобы показать, ч то
Звезда имеет более низкую температуру.
Солнце- ближайшая к нашей планете звезда , не очень горячая, и на её поверхности «всего» 6000 градусов., а у «горячих» звезд она доходит до 30000 градусов .Нам трудно представить такую температуру.
-Какая температура тела человека?
-При какой температуре закипает чайник ? К.5
—Ученые изучают звезды .Кто знает, как наз. этих ученых?
— Астрономы.
-От какого слова произошло слово «астроном» ?
— От «астра».
— Астра- цветок
— Стих. Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли звездой
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевины , совсем золотой. К.6
— «Астро»- греческое слово, обозначает. «звезда».С древних времен астрономы наблюдали
За звездами и их перемещением. Что придумали люди, чтобы далёкие звезды были ближе?
-Телескоп. К.7
— Астрономия –наука о звездах.
— Работа с учебником Стр.105 — чтение текста.
— Ответы на вопросы.
— Сколько времени идет свет от самой близкой звезды , не считая Солнца?
— 4,5 года.
— Надо отметить, что в тексте дано образное расстояние до звезд. Ученые – астрономы определили точное время , которое нужно лучу Солнца достичь Земли. Луч Солнца доходит до Земли за 8 минут 20 секунд.
4.ФИЗМИНУТКА.
Утром Солнышко проснулось, потянулось, улыбнулось.
Раз- росой траву умыло,
Два- Луну спать уложило,
Три- скользнуло к нам в окно,
Всех согрело, всем тепло.
5.Работа с учебником
Стр. 105. загадка –« Не сочьтешь их в час ночной.
Днем не видно ни одной».
— Какая ошибка в загадке?
— Ошибка в том, что днем на небе видна одна звезда – Солнце, остальные есть, но они не видны .Яркий свет Солнца ярче блеска звезд.
— Наступает вечер . На небе становится темно и если небо не затянуто тучами, то видны звезды. Небесные тела движутся по определенным законам. Наука , изучающая это движение – это астрономия. Древние астрономы — звездочеты смотрели на звезды, пытались их сосчитать. В хорошую погоду можно насчитать до 6000 звезд. Они мысленно соединяли их в рисунки, фигуры людей и животных, придумывали названия — это созвездия. К.9
— Посмотрите на одно известное созвездие. Кто знает его название?
— Большая медведица. К.10
— А разве оно похоже на медведя?
— Существует такая легенда об этом созвездии.
Дети рассказывают легенду о большой и малой медведице. К.11
—На что похоже?
— На ковш.
— Загадка Из какого ковша не льют , не едят,
А только на него глядят.
Работа с учебником. Стр. 106.
— Что изображено?
— Карта старинная звездного неба.
—Рассмотрите карту, назовите созвездия.
Чтение текста стр. 106.
—Интересно, что одно и тоже созвездие у разных народов наз. по-разному.
6. Посмотрим еще на одно созвездие. К.12
— Назовите его.
—Геркулес. (Геракл).
Дети рассказывают легенду о Геракле.
— А вот еще одно интересное созвездие. К.13.
Дети рассказывают легенду о созвездии Лебедь.
—Сейчас мы посмотрим еще на одно интересное созвездие .В нем есть самая яркая звезда небосклона –Сириус. А название звезды связано со школьными каникулами.
К.14
Дети рассказывают легенду о созвездии Большой пес и Сириусе.
Творческое задание.
—Представьте себе, что вы – астрономы. Вы наблюдаете за звездным небом. Именно Вы увидели никем не открытое созвездие. Нарисуйте его на листочке и дайте ему очень красивое название.
Дети выполняют задание и зачитывают , названия созвездий.
– Со звездами связано такое понятие – зодиак. Зодиак – это пояс неба , по которому совершает годовое движение Солнце. Оно бывает в каждом созвездии 1 месяц.
— Сколько созвездий в зодиаке?
—12 созвездий.
— Посмотрим на зодиакальные созвездия и прочитаем их названия К .15
— Считается, что каждый человек родился под определенной звездой и дате его рождения соответствует один из знаков зодиака.
Существуют гороскопы, в которых говорится о том, что ожидает человека в наступающем году. По восточному календарю наступающий год 2015- год овцы или козы. Коза –домашнее животное , она кормит людей молоком, овцы дают шерсть. Вот и год будет теплым и сытным, принесет людям домашнее тепло, здоровье, счастье , радость и успех. Пусть будет так!
— Задание для любознательных- подготовить сообщение о своем гороскопе.
—Мы живем в большом городе, где можно узнать много нового и интересного звездах. У нас есть пулковская обсерватория, где можно даже посмотреть в огромный телескоп. К.14
Также в нашем городе есть и планетарий , в котором можно увидеть звездное небо и послушать лекции о звездах .
А в нашей библиотеке можно взять книги о звездах и о космосе.
Выставка книг.
— Целедостижение — задание- на листочках написать
1 вар. – 5 названий созвездий
2 вар. — 5 названий зодиака.
— Оцените свою работу – на «волшебной « линеечке поставьте значок в нужном месте.
— Я посмотрю, как вы оценили себя и поставлю вам оценку за работу.
Листочки собираю.
– Наш урок подходит к концу .Мы много говорили сегодня о звездах.
— Чем же были и есть далекие звезды для людей?
Ответы детей.
Рефлексия.
— У вас на партах у каждого по 2 звездочки. Вам предлагается в конце урока след . задание: прикрепить звездочки на листе ватмана в одну из граф-
— на уроке было неинтересно
— на уроке было интересно
— хочу прочитать книги о звездах
— хочу побывать в планетарии
Дети выполняют это задание.
12 . Подведение итогов .
13. Домашнее задание Стр. 104-107 + р-з о своем гороскопе (для желающих), ТПО стр. 38 № 20.
14. Организационный конец урока.