Конспект открытого урока по окружающему миру «Звёздные узоры»

Конспект открытого урока по окружающему миру, проведенного 17 декабря 2014года

в школе № 350 Невского района

учителем Тимохиной А.В.


Тема « Звёздные узоры»

Цели 1. Сформировать понятие «звезда « и «созвездия».

2.Познакомить с наиболее яркими созвездиями и легендами о них..

3. Выяснить – почему звёзды кажутся маленькими и какого цвета они бывают.

4. Развивать воображение и фантазию.

5. Воспитывать интерес к познанию окруж. мира, чувства красоты и гармонии.



Оборудование: учебники и ТПО у детей, презентация , звездочки по 2 у каждого ученика,

Цветные карандаши, листочки на партах,

книги из библиотеки, лист ватмана.


План урока.

  1. Организационное. начало.

  2. Повторение.

— Как называется тема , которую сейчас проходим.

— Природа вокруг нас.

-Как разнообразна эта природа ! .Мы видим и живую и неживую природу ,как тесно связано всё в ней. О чём говорили на прошлом уроке?

— О Солнце.

-Что вы запомнили о Солнце?

— Солнце- раскаленный газовый шар, это звезда….. К.1.

3.Новый материал.

— Солнце очень далеко от Земли. Но каждый раз мы радуемся восходу Солнца, т.к. оно приносит нам новый день с новыми заботами , делами, радостями и открытиями .Мы грустим, когда Солнца нет и пасмурно , но мы помним , что Солнце- это источник света и тепла на Земле.

Вопрос — Только ли Солнце мы можем наблюдать на небе?

-Луну, звезды…..

-Загадка: Синяя дорожка

Осыпана горошком

Никто не соберёт-

Ни царь, не царица,

Ни красная девица.

— Звёзды.

Тема урока «Звёзды» К.2

— Такое звёздное небо мы можем увидеть в ясную ночь .Если приглядеться, то звёзды кажутся точками, или горошинами, которых очень много, их не счесть. Но какие-то более яркие они составляют звёздные узоры. Это и есть тама урока.

Целеполагание. –Зачем нам надо знать про звёзды? К.3


Ответы детей………..

Работа с учебником. Стр. 104.

Вопросы -Приходилось ли тебе наблюдать звезды?

— Одинаковы ли они по величине, цвету, яркости?

-Какие звезды тебе известны ?

Чтение текста (стр.104)

Вопросы по тексту.

— Какой оттенок могут иметь звезды?

-От чего зависит цвет звезды?

-Какой цвет имеют холодные звезды?

—Какой цвет имеют горячие звезды?

-Почему звезды неодинакового цвета?

-Почему звезды светятся точками , а не диском, как Солнце? К.4


Обобщение -Выражение «Холодные звезды « ученые придумали, чтобы показать, ч то

Звезда имеет более низкую температуру.

Солнце- ближайшая к нашей планете звезда , не очень горячая, и на её поверхности «всего» 6000 градусов., а у «горячих» звезд она доходит до 30000 градусов .Нам трудно представить такую температуру.

-Какая температура тела человека?

-При какой температуре закипает чайник ? К.5


—Ученые изучают звезды .Кто знает, как наз. этих ученых?

— Астрономы.

-От какого слова произошло слово «астроном» ?

— От «астра».

— Астра- цветок

— Стих. Астру с прямыми ее лепестками

С давних времен называли звездой

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевины , совсем золотой. К.6

— «Астро»- греческое слово, обозначает. «звезда».С древних времен астрономы наблюдали

За звездами и их перемещением. Что придумали люди, чтобы далёкие звезды были ближе?

-Телескоп. К.7

— Астрономия –наука о звездах.

— Работа с учебником Стр.105 — чтение текста.

— Ответы на вопросы.

— Сколько времени идет свет от самой близкой звезды , не считая Солнца?

— 4,5 года.

— Надо отметить, что в тексте дано образное расстояние до звезд. Ученые – астрономы определили точное время , которое нужно лучу Солнца достичь Земли. Луч Солнца доходит до Земли за 8 минут 20 секунд.



4.ФИЗМИНУТКА.

Утром Солнышко проснулось, потянулось, улыбнулось.

Раз- росой траву умыло,

Два- Луну спать уложило,

Три- скользнуло к нам в окно,

Всех согрело, всем тепло.


5.Работа с учебником

Стр. 105. загадка –« Не сочьтешь их в час ночной.

Днем не видно ни одной».

— Какая ошибка в загадке?

— Ошибка в том, что днем на небе видна одна звезда – Солнце, остальные есть, но они не видны .Яркий свет Солнца ярче блеска звезд.

— Наступает вечер . На небе становится темно и если небо не затянуто тучами, то видны звезды. Небесные тела движутся по определенным законам. Наука , изучающая это движение – это астрономия. Древние астрономы — звездочеты смотрели на звезды, пытались их сосчитать. В хорошую погоду можно насчитать до 6000 звезд. Они мысленно соединяли их в рисунки, фигуры людей и животных, придумывали названия — это созвездия. К.9

— Посмотрите на одно известное созвездие. Кто знает его название?

— Большая медведица. К.10

— А разве оно похоже на медведя?

— Существует такая легенда об этом созвездии.

Дети рассказывают легенду о большой и малой медведице. К.11

—На что похоже?

— На ковш.

— Загадка Из какого ковша не льют , не едят,

А только на него глядят.



  1. Работа с учебником. Стр. 106.

— Что изображено?

— Карта старинная звездного неба.

—Рассмотрите карту, назовите созвездия.

Чтение текста стр. 106.

—Интересно, что одно и тоже созвездие у разных народов наз. по-разному.

6. Посмотрим еще на одно созвездие. К.12


— Назовите его.

—Геркулес. (Геракл).


Дети рассказывают легенду о Геракле.

— А вот еще одно интересное созвездие. К.13.

Дети рассказывают легенду о созвездии Лебедь.


—Сейчас мы посмотрим еще на одно интересное созвездие .В нем есть самая яркая звезда небосклона –Сириус. А название звезды связано со школьными каникулами.

К.14

Дети рассказывают легенду о созвездии Большой пес и Сириусе.


  1. Творческое задание.

—Представьте себе, что вы – астрономы. Вы наблюдаете за звездным небом. Именно Вы увидели никем не открытое созвездие. Нарисуйте его на листочке и дайте ему очень красивое название.

Дети выполняют задание и зачитывают , названия созвездий.

  1. – Со звездами связано такое понятие – зодиак. Зодиак – это пояс неба , по которому совершает годовое движение Солнце. Оно бывает в каждом созвездии 1 месяц.

— Сколько созвездий в зодиаке?

—12 созвездий.

— Посмотрим на зодиакальные созвездия и прочитаем их названия К .15

— Считается, что каждый человек родился под определенной звездой и дате его рождения соответствует один из знаков зодиака.

Существуют гороскопы, в которых говорится о том, что ожидает человека в наступающем году. По восточному календарю наступающий год 2015- год овцы или козы. Коза –домашнее животное , она кормит людей молоком, овцы дают шерсть. Вот и год будет теплым и сытным, принесет людям домашнее тепло, здоровье, счастье , радость и успех. Пусть будет так!

— Задание для любознательных- подготовить сообщение о своем гороскопе.


—Мы живем в большом городе, где можно узнать много нового и интересного звездах. У нас есть пулковская обсерватория, где можно даже посмотреть в огромный телескоп. К.14


Также в нашем городе есть и планетарий , в котором можно увидеть звездное небо и послушать лекции о звездах .

А в нашей библиотеке можно взять книги о звездах и о космосе.

Выставка книг.


  1. — Целедостижение — задание- на листочках написать

1 вар. – 5 названий созвездий

2 вар. — 5 названий зодиака.

— Оцените свою работу – на «волшебной « линеечке поставьте значок в нужном месте.

— Я посмотрю, как вы оценили себя и поставлю вам оценку за работу.

Листочки собираю.


  1. – Наш урок подходит к концу .Мы много говорили сегодня о звездах.

— Чем же были и есть далекие звезды для людей?


Ответы детей.

  1. Рефлексия.

— У вас на партах у каждого по 2 звездочки. Вам предлагается в конце урока след . задание: прикрепить звездочки на листе ватмана в одну из граф-

— на уроке было неинтересно

— на уроке было интересно

— хочу прочитать книги о звездах

— хочу побывать в планетарии

Дети выполняют это задание.

12 . Подведение итогов .

13. Домашнее задание Стр. 104-107 + р-з о своем гороскопе (для желающих), ТПО стр. 38 № 20.

14. Организационный конец урока.
















Свежие документы:  Конспект урока на тему «Природное богатство – вологодский лен»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: