Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска, Тамбовской области
Конспект урока «Что такое космос?»
Составила: учитель начальных классов
А.Ю. Новикова
Мичуринск, 2013
Цель—раскрытие общей целостной картины мира, осознание его единства и вечного движения, пробуждение интереса к учебному предмету, потребности в познании окружающего мира.
Задачи:
• сформировать научное представление о космосе, показать значимость солнечно-земных связей;
• учить понимать основные законы природы, воспринимать пространственные отношения, ориентироваться в элементарных сведениях по астрономии (космос, небесные тела: звёзды, планеты Солнечной системы);
• учить находить существенные связи и зависимости в окружающем мире на основе наблюдений;
• формировать образное мышление, творческое воображение, расширяя их кругозор за счёт введения более широкого природоведческого материала, научных гипотез, любопытных фактов.
Тип урока: изучение нового материала
Форма работы: групповая (3 группы по 6 человек)
Оборудование: медиапроектор, словари С.И.Ожегова, карточки с заданиями, иллюстрации.
Ход урока.
I.Орг. момент
Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.
II. Формулировка темы, постановка учебных задач.
Ребята, посмотрите внимательно на доску, что вы видите? (Ответы детей: мы видим карту)
Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок – мы отправимся в космическое путешествие, и поможет нам в этом наша карта.В космосе мы будем делать с вами остановки на станциях: научная, звездная, солнечная. По возвращению из путешествия, вы должны будете дать ответ на вопрос: «Что такое космос?», это и есть тема нашего урока. . (Слайд№1)
Как вы думаете, для чего мы летим в космос?
Цель нашего полета – получить новые знания. Найти ответы на вопросы:
Что такое космос? Какие небесные тела есть во вселенной?
Что такое звезды и планеты?
III. Актуализация знаний.
Какой вид транспорта мы выберем для полета? (Ракету)
А теперь занимайте места в нашей ракете. Сегодня в полет отправляются 3 экипажа:экипаж-1,экипаж-2, экипаж-3.Итак, у нас сформированы экипажи.
С целью нашего путешествия вы уже знакомы, экипажам предстоит выполнять задания на каждой станции, а результаты заданий отправлять в Центр управления полетами.
Экипажи, вы готовы к полету?
Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!(Слайд №2 -карта путешествия)
Наш корабль оторвался от Земли. И вот мы в космосе. Пока мы летим к нашей первой станции, мне хотелось бы узнать? Что вы уже знаете о космосе? (Ответы детей.)
А само слово «космос»- что оно означает? Каково его лексическое значение? А где мы можем узнать это? (Дети ищут значение слова в словаре)
IV. Изучение нового материала.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «НАУЧНАЯ» (Слайд№2-выделение цветом)
В Древней Греции понятие «космос» означало — порядок, чистота, гармония. Только позже космосом стали называть мир или Вселенную.
Давным-давно люди смотрели в небо и видели, только звёзды, россыпи сверкающих алмазов. И каждую ночь они собирались вместе под необъятным небом, усеянном миллионами звёзд. Вся их жизнь была наполнена сказкой…Звездное небо вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки, свидетельствующие об этом.. . (Слайд №3)
Но на этом человек не остановился, он делал все возможное, чтобы поближе рассмотреть звезды. Так возникла одна из древних наук, название которой вы уже знаете.
-Как называют людей, которые изучают звезды?
—С помощью какого прибора астрономы наблюдают за звездами?
(С помощью телескопа)
—Кто изобрел первый телескоп и какие сейчас есть телескопы нам расскажет…
Человека, который изобрел первый телескоп звали Галилео Галилей итальянский ученый, физик, механик и астроном. Галилео-Галилей построил телескоп с 32-кратным увеличением .(Слайд№4) Современные телескопы более мощные, точные, они находятся в специальных научных учреждениях –обсерваториях.(Слайд№5)
Задание №1
Сейчас вы выполните задание. Возьмите карты с заданием №1, в них даны высказывания.
Выберите правильный ответ, впишите буквы ответов в таблицу.
Вселенная и космос это одно и тоже?
м) да
л) нет
Науку о звездах называют
и) Астрономия
к) Археология
Первый телескоп изобрел:
с) Польский учёный Николай Коперник
р) Итальянский ученый Галилео Галилей.
Проверка ответов (Слайд№6)
Ребята, какие небесные тела мы можем увидеть на ночном небе невооруженным глазом.(Слайд№7)
—кометы
—метеориты
-звезды
-луну
А что представляют собой эти небесные тела, мы узнаем на станции
«ЗВЕЗДНАЯ» (Слайд №8)
Что это за небесные светила -звезды? Мы узнаем на страницах учебника (стр. 45)
На картинке вы видите, что с неба падает звезда, а что это такое на самом деле нам расскажет…
Звезды объединяются в группу — созвездие. Созвездия носят имена мифических героев, животных или предметов на которые они похожи.(Слайд№9)
Выполнение задания станции «Звездная»
Задание №2(Слайд №10,11,12)
Задание выполнено, отчеты отправлены в ЦУП и мы можем продолжить свой полет.
Мы уже на пути к стации «Солнечная» и если посмотреть в иллюминатор, то можно увидеть нашу Землю. Давайте на нее посмотрим.
Физкультминутка.(Земля в иллюминаторе)
Мы приближаемся к станции «Солнечная» (Слайд-карта выделение цветом№13)
2) Знакомство с понятием «Солнце-звезда»
—О солнце нам расскажет…
— Солнце — ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара(Слайд№14). Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую «кашу». Температура такой «каши» — 6000°. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты.(Слайд №15) Солнце даёт нам свет и тепло. Наша жизнь возможна лишь благодаря солнцу.. . — Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры? — Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров. (Слайд №16)
А сейчас вам предстоит выполнить задание станции «СОЛНЕЧНАЯ»
Задание №3
Соберите пословицы и объясните их смысл.
Солнце встает, так и день настает.
Солнце пригреет — все поспеет.
Солнце всходит — людям радость.
Куда редко заглядывает солнце, туда редко заглядывает врач.
Какое значение имеет Солнце для жизни на земле?
Какие изменения произойдут на нашей Земле, если исчезнет Солнце?
(Слайд№17)
Мы с вами поговорили, какое значение имеет солнце для Земли. Ребята, а что такое Земля? Это звезда, метеорит или это какое-то другое небесное тело. (Планета)
Что значит слово « планета»? Где мы можем об этом узнать? (Работа со словарями)
4) Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли.
(Слайд №18) Какая она, наша планета?
— Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».
— На Земле не только много воды, она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубой цвет.
— На Земле достаточно света и тепла, обилие воды. Землю окутывает толстый слой воздуха. Всё это создало условия для появления жизни на Земле.
— Земля имеет естественный спутник.
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без …. Луны! (Слайд №19)
Исследование космоса
—Посмотрев на ночное небо, можно среди звёзд увидеть быстро движущиеся маленькие звёздочки — это искусственные спутники Земли, беспилотные космические корабли. Искусственные спутники сделаны человеком. (Слайд №20) Как выдумаете, какую работу могут выполнять эти спутники?
— Искусственные спутники запущены в космос с разными целями: теле- и радиоспутники, метеоспутники, следящие за погодой, спутники-шпионы.
—Наша страна была всегда первой в исследовании космического пространства. Первый в мире искусственный спутник Земли был запущен в нашей стране 4 октября 1957 года. 12 апреля 1961 года с космодрома впервые стартовал космический корабль «Восток», на борту с пилотом-космонавтом Ю.А.Гагариным. (Слайд№21)
Рефлексия
—А сейчас закройте глазки. Мы попробуем выйти из ракеты в открытый космос. Пока звучит музыка, представьте, что вы видите вокруг себя. (Включить музыку)
—Что вы видели, когда были в открытом космосе?(Ответы детей)
Планета –Земля (карта)
И вот мы с вами возвращаемся домой, приземляемся на свою родную планету Земля.
Давайте повторим все, что мы узнали из нашего путешествия о космосе, разгадав кроссворд.
Закрепление (кроссворд)
Загадка 1
Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе … (звездочет)
Загадка 2
Он черен, как ночь,
И звезд в нем не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит
Ведь это же… (космос)
Загадка 3
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — … (комета)
Загадка 4
Что за чудная машина
Смело по Луне идет?
Вы ее узнали дети?
Ну, конечно….(луноход)
Загадка 5
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп)
Загадка 6
.Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Этот вечный путник
Под названьем… (спутник)
Загадка7
Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто …(космонавт)
Загадка 8
С земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно…(ракета)
Загадка 9
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …(Земля)
V. Итог урока.
Подошло к концу наше путешествие в бесконечность мироздания.
– Что интересного вы узнали на уроке? Что нового?
— Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой — все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.
VI.Оценка работы учеников
— Итак, наша работа подошла к концу. Предлагаю вам оценить наше путешествие.
У вас на столе лежат 2 звезды: одна –яркая, другая –тусклая.
Теперь свой выбор должны сделать вы. Если вам понравилось сегодня наше путешествие, выберите яркую звездочку, если не понравилось – тусклую.
Выбрали?
Теперь вы можете прикрепить свои звезды на нашу карту.
VI.Д/З
С.44-45, наблюдения-1,2 стр.45