Конспект урока «Что такое космос?»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Мичуринска, Тамбовской области













Конспект урока «Что такое космос?»






Составила: учитель начальных классов

А.Ю. Новикова













Мичуринск, 2013

Цельраскрытие общей целостной картины мира, осознание его единства и вечного движения, пробуждение интереса к учебному предмету, потребности в познании окружающего мира.



Задачи:

сформировать научное представление о космосе, показать значимость солнечно-земных связей;

учить понимать основные законы природы, воспринимать пространственные отношения, ориентироваться в элементарных сведениях по астрономии (космос, небесные тела: звёзды, планеты Солнечной системы);

учить находить существенные связи и зависимости в окружающем мире на основе наблюдений;

формировать образное мышление, творческое воображение, расширяя их кругозор за счёт введения более широкого природоведческого материала, научных гипотез, любопытных фактов.



Тип урока: изучение нового материала

Форма работы: групповая (3 группы по 6 человек)

Оборудование: медиапроектор, словари С.И.Ожегова, карточки с заданиями, иллюстрации.

Ход урока.

I.Орг. момент

Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.





II. Формулировка темы, постановка учебных задач.

Ребята, посмотрите внимательно на доску, что вы видите? (Ответы детей: мы видим карту)

Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок – мы отправимся в космическое путешествие, и поможет нам в этом наша карта.В космосе мы будем делать с вами остановки на станциях: научная, звездная, солнечная. По возвращению из путешествия, вы должны будете дать ответ на вопрос: «Что такое космос?», это и есть тема нашего урока. . (Слайд№1)


Как вы думаете, для чего мы летим в космос?


Цель нашего полета – получить новые знания. Найти ответы на вопросы:

Что такое космос? Какие небесные тела есть во вселенной?
Что такое звезды и планеты?



III. Актуализация знаний.

Какой вид транспорта мы выберем для полета? (Ракету)
А теперь занимайте места в нашей ракете. Сегодня в полет отправляются 3 экипажа:экипаж-1,экипаж-2, экипаж-3.Итак, у нас сформированы экипажи.

С целью нашего путешествия вы уже знакомы, экипажам предстоит выполнять задания на каждой станции, а результаты заданий отправлять в Центр управления полетами.

Экипажи, вы готовы к полету?

Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!(Слайд №2 -карта путешествия)

Наш корабль оторвался от Земли. И вот мы в космосе. Пока мы летим к нашей первой станции, мне хотелось бы узнать? Что вы уже знаете о космосе? (Ответы детей.)

А само слово «космос»- что оно означает? Каково его лексическое значение? А где мы можем узнать это? (Дети ищут значение слова в словаре)
IV. Изучение нового материала.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Детство, опаленное войной"

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «НАУЧНАЯ» (Слайд№2-выделение цветом)

В Древней Греции понятие «космос» означало — порядок, чистота, гармония. Только позже космосом стали называть мир или Вселенную.

Давным-давно люди смотрели в небо и видели, только звёзды, россыпи сверкающих алмазов. И каждую ночь они собирались вместе под необъятным небом, усеянном миллионами звёзд. Вся их жизнь была наполнена сказкой…Звездное небо вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки, свидетельствующие об этом.. . (Слайд №3)



Но на этом человек не остановился, он делал все возможное, чтобы поближе рассмотреть звезды. Так возникла одна из древних наук, название которой вы уже знаете.

-Как называют людей, которые изучают звезды?

С помощью какого прибора астрономы наблюдают за звездами?

(С помощью телескопа)

Кто изобрел первый телескоп и какие сейчас есть телескопы нам расскажет…

Человека, который изобрел первый телескоп звали Галилео Галилей итальянский ученый, физик,  механик и астроном. Галилео-Галилей построил телескоп с 32-кратным увеличением .(Слайд№4) Современные телескопы более мощные, точные, они находятся в специальных научных учреждениях –обсерваториях.(Слайд№5)

Задание №1

Сейчас вы выполните задание. Возьмите карты с заданием №1, в них даны высказывания.

Выберите правильный ответ, впишите буквы ответов в таблицу.

  • Вселенная и космос это одно и тоже?

м) да

л) нет

  • Науку о звездах называют

и) Астрономия

к) Археология

  • Первый телескоп изобрел:

с) Польский учёный Николай Коперник

р) Итальянский ученый Галилео Галилей.

Проверка ответов (Слайд№6)



Ребята, какие небесные тела мы можем увидеть на ночном небе невооруженным глазом.(Слайд№7)

кометы 
метеориты 

-звезды

-луну

А что представляют собой эти небесные тела, мы узнаем на станции

«ЗВЕЗДНАЯ» (Слайд №8)

Что это за небесные светила -звезды? Мы узнаем на страницах учебника (стр. 45)

На картинке вы видите, что с неба падает звезда, а что это такое на самом деле нам расскажет…

Звезды объединяются в группу — созвездие. Созвездия носят имена мифических героев, животных или предметов на которые они похожи.(Слайд№9)



Выполнение задания станции «Звездная»

Задание №2(Слайд №10,11,12)

Задание выполнено, отчеты отправлены в ЦУП и мы можем продолжить свой полет.

Мы уже на пути к стации «Солнечная» и если посмотреть в иллюминатор, то можно увидеть нашу Землю. Давайте на нее посмотрим.



Физкультминутка.(Земля в иллюминаторе)



Мы приближаемся к станции «Солнечная» (Слайд-карта выделение цветом№13)


2) Знакомство с понятием «Солнце-звезда»

О солнце нам расскажет…
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара(Слайд№14). Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую «кашу». Температура такой «каши» — 6000°. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты.(Слайд №15) Солнце даёт нам свет и тепло. Наша жизнь возможна лишь благодаря солнцу.. . — Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры? — Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров. (Слайд №16)

А сейчас вам предстоит выполнить задание станции «СОЛНЕЧНАЯ»

Задание №3

Соберите пословицы и объясните их смысл.

  • Солнце встает, так и день настает.

  • Солнце пригреет — все поспеет.

  • Солнце всходит — людям радость.



Куда редко заглядывает солнце, туда редко заглядывает врач.



Какое значение имеет Солнце для жизни на земле?

Какие изменения произойдут на нашей Земле, если исчезнет Солнце?
(Слайд№17)

Мы с вами поговорили, какое значение имеет солнце для Земли. Ребята, а что такое Земля? Это звезда, метеорит или это какое-то другое небесное тело. (Планета)



Что значит слово « планета»? Где мы можем об этом узнать? (Работа со словарями)



4) Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли.

(Слайд №18) Какая она, наша планета?





Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

На Земле не только много воды, она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубой цвет.

На Земле достаточно света и тепла, обилие воды. Землю окутывает толстый слой воздуха. Всё это создало условия для появления жизни на Земле.

Земля имеет естественный спутник.

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без …. Луны! (Слайд №19)




Исследование космоса

Посмотрев на ночное небо, можно среди звёзд увидеть быстро движущиеся маленькие звёздочки — это искусственные спутники Земли, беспилотные космические корабли. Искусственные спутники сделаны человеком. (Слайд №20) Как выдумаете, какую работу могут выполнять эти спутники?



Искусственные спутники запущены в космос с разными целями: теле- и радиоспутники, метеоспутники, следящие за погодой, спутники-шпионы.

Наша страна была всегда первой в исследовании космического пространства. Первый в мире искусственный спутник Земли был запущен в нашей стране 4 октября 1957 года. 12 апреля 1961 года с космодрома впервые стартовал космический корабль «Восток», на борту с пилотом-космонавтом Ю.А.Гагариным. (Слайд№21)

Рефлексия

А сейчас закройте глазки. Мы попробуем выйти из ракеты в открытый космос. Пока звучит музыка, представьте, что вы видите вокруг себя. (Включить музыку)

Что вы видели, когда были в открытом космосе?(Ответы детей)

Планета –Земля (карта)

И вот мы с вами возвращаемся домой, приземляемся на свою родную планету Земля.

Давайте повторим все, что мы узнали из нашего путешествия о космосе, разгадав кроссворд.

Закрепление (кроссворд)

Загадка 1
Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе  … (звездочет)

Загадка 2

Он черен, как ночь,

И звезд в нем не счесть.

Планет и созвездий

В нем множество есть.

Что же это за место,

Возникает вопрос.

И каждый ответит

Ведь это же… (космос)

Загадка 3
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда,  не планета,
Загадка Вселенной — … (комета)


Загадка 4

Что за чудная машина

Смело по Луне идет?

Вы ее узнали дети?

Ну, конечно….(луноход)

Загадка 5
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп)


Загадка 6

.Он вокруг Земли плывет

И сигналы подает.

Этот вечный путник

Под названьем… (спутник)

Загадка7

Он космос покоряет,

Ракетой управляет,

Отважный, смелый астронавт

Зовется просто …(космонавт)


Загадка 8

С земли взлетает в облака,

    Как серебристая стрела,

   Летит к другим планетам

   Стремительно…(ракета)


Загадка 9

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …(Земля)


V. Итог урока.

Подошло к концу наше путешествие в бесконечность мироздания.

Что интересного вы узнали на уроке? Что нового?

Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой — все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.



VI.Оценка работы учеников

Итак, наша работа подошла к концу. Предлагаю вам оценить наше путешествие.

У вас на столе лежат 2 звезды: одна –яркая, другая –тусклая.

Теперь свой выбор должны сделать вы. Если вам понравилось сегодня наше путешествие, выберите яркую звездочку, если не понравилось – тусклую.

Выбрали?

Теперь вы можете прикрепить свои звезды на нашу карту.


VI.Д/З

С.44-45, наблюдения-1,2 стр.45









Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира по теме "Кто такие звери?"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: