Цели урока:
Создать условия для ознакомления учащихся с буквой «ь», обозначающих мягкость согласных, развитие речи, памяти, логического мышления.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Планируемые результаты: Осознают роль буквы «ь», как обозначение мягкости согласных на конце слова, читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
УУД:
Регулятивные: Удерживают цель до получения её результата, регулируют собственную деятельность в том числе, учебную. Направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира и природы, социальной действительности и внутренней жизни.
Познавательные: Обще-учебные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте. Логические: характеризуют букву «ь».
Коммуникативные: Выразительно рассказывают. Осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, карточки.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Программа: УМК «Школа России».
Ход урока
1. Орг.момент.
— У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. Давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте тихонько садитесь.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Изучение нового материала.
Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».
— Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зелёным кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет — твёрдый звук, зелёный цвет — мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.
[м] — [м,] [ н ] [ л ] [ ч ] [ д ]
[п,] — [п]
[з] — [з,]
[т] — [т,] и т.д.
— Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились твердо (а, о, у, ы.), а мягко? ( я, и, е) .Какие это буквы? ( гласные)
-Подумайте, может кто- то из вас еще знает какую-то букву, которая указывает на мягкость согласного?
3.Сообщение темы, цели урока.
— Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в нашей Азбуке известный фокусник.
Как его зовут? Догадайтесь.
Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (мягкий знак)
— Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) — показатель мягкости согласных звуков».
— Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цели нашей работы:
познакомиться с новой буквой;
учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;
— Может кто- то из Вас знает, как выглядит эта буква? Кто хочет показать? Молодцы.
— Теперь попробуйте выложить эту букву. (Из счётных палочек, из ниток, проволоки и пластилина.)
4.Знакомство с новой буквой.
— Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.
— Как вы думаете ребята, для чего нам буква ь? Сейчас обсудите в группах и выскажите свои предположения? (смягчать согласные звуки)
— Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
— На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
5.Чтение с доски. ( хором по группам)
— Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.
На доске буквосочетания. Нь, мь, ль, рь, бь, пь,вь.дь,ть,сь
Задание 1: прочитать буквосочетания тихо. Первая группа читает справа налево.
Задание 2: прочитать буквосочетания громко. Вторая группа наоборот читает слева направо.
(Вы сейчас попробуйте. Чтобы читали хором не перебивая и не отставая)
— Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)
Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.
6.Слого — звуковой анализ слов «мел» — «мель».
— Но это ещё не все фокусы мягкого знака. Внимание на доску.
— На доске схемы двух слов.
— Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий).
— Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)
(На доске над схемой дети выставляют слово, собирают его из букв.)
— Какую букву надо поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко?
(Поставить букву мягкий знак).
— Какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).
— Что обозначает слово «мел»?
Мел — мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.
7.Придумайте предложение.
Я пишу мелом на доске.
Что обозначает слово «мель»?
Мель – мелководное место в реке, водоёме.
Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.
— Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).
8.Чтение вполголоса.
— Учимся читать, слушая свой голос. (слова напечатать на листах) (сейчас вы получите группы слов, ваша задача прочитать их, если кто- то затрудняется, помогаем друг другу)
— По ходу чтения карандашом отметьте непонятные слова для вас.
9.Словарная работа.
— Какие слова непонятны? Обсудите в группе значение слов. Куда мы можем обратиться, что бы узнать что же это за слова?
— Ну, что же обратимся за помощью к нашему фокуснику мягкому знаку. Внимание на экран.
Приложение 1, слайды 7,8,9,10,11.
(Объяснение значений слов.)
МОЛ – примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн.
МОЛЬ – маленькая бабочка, гусеницы, которая является вредителем меха, шерсти, хлебных зёрен, растений.
УГОЛ – в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.
УГОЛЬ – ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.
БЫЛ – слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени.
БЫЛЬ – то, что было в действительности, действительное происшествие.
ПЫЛ – сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару.
ПЫЛЬ – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.
КОН – место, куда в игре надо попасть при броске.
КОНЬ – непарнокопытное животное семейства лошадиных.
10.ФИЗМИНУТКА.
— А теперь давайте отдохнём. Встали все.
— Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хорь, карась, гуси, гусь, кон, конь, роль, соль, ёлка, ель, осень, лето. Молодцы.
11.Развитие речи. Работа с иллюстрацией. (учебник стр.10)
Рассмотрите картинку, составьте по ней рассказ. Придумайте сказочную историю про лося. (работа в парах)
12.Чтение пословиц и объяснение их смысла.
Сентябрь холоден, да сыт.
Ноябрь — ворота зимы.
Октябрь землю покрыл где снегом, где листом.
-Как понимаете смысл? Обведите в кружок ь. Сколько раз он вам встретился?
-Подумайте и назовите все месяцы года.
1 группа называет осенние и зимние месяцы.(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль)
2-я группа весенние и летние. Надо подумать в каких названиях на конце ь? (апрель июнь, июль.)
Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак?
13.Чтение текста про лося на странице 11.
—Что узнали про лося? Как можно озаглавить этот текст?
14.Обозначение мягкости согласных звуков гласными.
— Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый. Кто же поставит хвастунишку фокусника на место?
(Предположения детей.)
— Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ».
Так гласные поставили хвастунишку на место.
— Кто поставил хвастунишку на место?
(Гласные, которые обозначают мягкость согласных на письме).
— Назовите их, (Е, Ё,И,Ю,Я)
-Что же вы нового узнали про ь?
15.Итог урока.
Поднимите руку, кому понравилось знакомство с известным фокусником, который живёт в стране волшебных букв. Что понравилось?
Что нового узнали на уроке?
Чему учились?
16.Оценка урока.
А теперь оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
17.Рефлексия.
— Кто хочет объяснить, почему выбрал того или другого Смайлика?
— С чем связано такое ваше настроение на уроке?
— Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Порадовали меня, гостей, и на родительском собрании я вас всех похвалю, за то, что вы так хорошо работали. Мамам и папам будет очень приятно. Спасибо всем. Урок закончен.