Программа « Школа России»
Урок окружающего мира в 1 классе. 1 четверть.
Тема: Что окружает нас дома? Раздел «Кто и что?»
Цель: Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
Задачи:
Развивать речь детей, познавательные психические процессы – внимание, память, мышление (группировка предметов, анализ, синтез), навыки работы с клеем и бумагой.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Учить понимать задачу урока и стремиться её выполнять, характеризовать назначение бытовых предметов, находить на рисунке предметы определённых групп ,понимать значение слов, написанных на карточках из этих групп , работать в паре, группировать предметы домашнего обихода, проводить взаимопроверку, приводить примеры различных групп, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Технологическая карта урока.
Содержание деятельности | Формирование УУД | Результат реализации основной общеобразовательной программы | Приложения | ||
Учителя | Ученика | ||||
1.Организационный момент. | — Прозвенел для нас звонок Начинается урок! К нам без опоздания Приходи, СТАРАНИЕ! Помоги нам потрудиться! Мы пришли сюда УЧИТЬСЯ!
Здравствуйте, дети! У нас урок окружающего мира. Посмотрите, как много гостей пришли к вам в школу. Давайте поздороваемся с ними. Садитесь! Проверим готовность к уроку. Что должно лежать на парте мы узнаем, отгадав загадки:
Если ты его отточишь, Если ей работу дашь, На коробку я похож, Заклеили клеем прочно, И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею, — Получу и вмиг расклею, (ПОЧТОВЫЙ КОНВЕРТ) Я — молодец, Ответ: столярный клей
Молодцы! Это всё нам пригодится сегодня на уроке.
|
Сели. Проверяют.
Отгадывают. | Личностные
Познавательные |
|
|
2.Подготовка учащихся к изучению нового материала. | Ребята, я очень торопился к вам на урок и уронила папку с карточками, на которых написаны слова…и все буквы перепутались. Помогите мне, пожалуйста, восстановить ИХ!
Давайте ещё раз прочитаем эти слова:
Посмотрите, какое сложное слово! Давайте проговорим его очень чётко. Это слово состоит из двух частей. Из каких? Как вы думаете?
Что же общего может быть у всех этих электрических приборов, если их объединили в одну группу???
Кто может назвать примеры ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ?
Ребята, вы, конечно же, знаете, что электричество – это очень полезная, но и очень опасная вещь! (Минутка безопасности). — У вас на партах лежат памятки с картинками. Давайте попробуем сформулировать правила безопасного обращения с электрическими приборами и всегда будем их выполнять.
Молодцы! Памятки возьмёте домой и расскажете родителям, как правильно обращаться с электроприборами. Отложите их на край парты.
Посмотрите на 2-ю карточку и ответе на вопрос: Что общего у всех предметов, которые объединили в группу ОДЕЖДА? Назовите примеры.
Что объёдиняет все предметы из группы ПОСУДА? Назовите примеры.
Для чего придумали МЕБЕЛЬ? Назовите примеры.
Спасибо, вам, ребята, что помогли восстановить карточки.
Скажите, где встречаются все эти предметы, о которых я вам хотела рассказать?
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
А как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( Посмотрим на слайдах).
-Что такое дом ?
(Выявить отношение к семье).
-Что создаёт нам дома уют и комфорт? -Перечислите их. -А кто любит возвращаться домой? Почему нам радостно, когда мы переступаем порог дома?
Давайте будем беречь , любить своих родных, стараться приносить домой только хорошие отметки, чтобы их не расстраивать.
Я тоже очень люблю своих родных и радостным напоминанием детства для меня являются книги, которые мне читал мой папа. Одну из них я принесла сегодня на урок.
« Муха, Муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила Самовар.
«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки – по три чашки С молоком и крендельком: Нынче Муха – Цокотуха Именинница!
Приходили к Мухе Блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые – В них застёжки золотые.»
-Кто является автором этой сказки? — Кто запомнил предметы, которые окружают нас дома, из прочитанного мною отрывка? — к какой группе предметов относится этот предмет? (в современное время существуют уже электрические самовары, так что этот предмет мы можем отнести ещё к одной группе. – Какой?
— Ещё какие предметы запомнили?
А вот ещё одно произведение. Задание: Запомните только названия предметов посуды.
Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы.
Испугалася коза, Растопырила глаза: «Что такое? Почему? Ничего я не пойму».
Но, как чёрная железная нога, Побежала, поскакала кочерга. И помчалися по улице ножи: «Эй, держи, держи, держи, держи, держи!» И кастрюля на бегу закричала утюгу: «Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу!» Вот и чайник за кофейником Бежит, Тараторит, тараторит, Дребезжит… Утюги бегут Покрякивают, Через лужи, через лужи Перескакивают. А за ними блюдца, блюдца – Дзынь – ля-ля! Дзынь – ля – ля! Вдоль по улице несутся — Дзынь – ля-ля! Дзынь – ля – ля! На стаканы – дзынь! Натыкаются, И стаканы – дзынь! Разбиваются! -Как называется эта сказка? — Какие предметы посуды вы запомнили? — Почему ушла посуда от Федоры?
— То же самое случилось и с мальчиком в сказке «МОЙДОДЫР» От него убежали все вещи, потому что он не берёг их и не следил за ними.
— Кто дома родителям помогает наводить порядок? Поднимите руку. — Что надо сделать, чтобы навести порядок?
А чтобы навести порядок в доме, мы должны знать: что есть в доме и где это должно находиться, а для этого мы должны разделять предметы на группы. Поэтому главный вопрос нашего урока: Что окружает нас дома?
-Молодцы! |
— ПОСУДА МЕБЕЛЬ ОДЕЖДА ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ
— ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ
— Они работают при помощи электрического тока. (Называют).
— Её надевают .
— Посуда связана с приёмом или приготовлением пищи. — Мебель придумали для комфорта человека.
-Дома
— О предметах, которые окружают нас дома.
……………..
Место, где хорошо проводить время, где есть родные и близкие люди, где можно отдохнуть и подготовиться к следующему дню…
-Вещи. Перечисляют.
ДОМА НАС ЖДУТ РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ люди.
— К. И. Чуковский — Самовар.
— посуда
-электроприборы
— стаканы, чашки – посуда — сапожки — обувь
— «Федорино горе» — Сито, ножи, кастрюля, чайник, кофейник, блюдца, стаканы. — Относилась плохо ко всем вещам. Дома было грязно и неуютно.
— Разложить все вещи по местам
|
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Познавательные
Личностные
Познавательные Регулятивные
| Разгадывание анаграмм
Знакомство с написанием сложного слова. ПРОГОВАРИВАНИЕ
Выявление общих признаков у каждой группы предметов
Формулирование темы урока.
Постановка цели урока. | ПОСУДА- УДАПОС МЕБЕЛЬ- ЕЛЬБЕМ ОДЕЖДА-ЖДАДЕО Электроприборы – роборыприлектэ
Открывается на проекторе тема урока: «Что окружает нас дома?»и цели: «Узнаем, на какие группы можно разделить предметы домашней обстановки. Научимся приводить примеры предметов каждой группы»
Загадки открываются на слайдах, а карточки с отгадками вывешиваются на доску в хаотичном порядке.
|
3.Организация освоения исходных знаний. | Какие вы молодцы! Очень внимательные! Что же, посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки… (Открываются слайды)
Из горящего колодца, Через нос водица льется. Чайник. Летом папа наш привез В белом ящике мороз И теперь мороз седой Дома летом и зимой Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. Холодильник. Построен хлевец На пятеро овец. Рукавица. Утка в воде, А хвост на горе. Ковш. Сижу верхом, Не знаю на ком. Шапка. Живет в нем вся вселенная, А вещь обыкновенная. Телевизор. С ногами – без рук, С боками – без ребер, С сиденьем – без живота. Со спиной – без головы. Стул. Под крышей 4 ножки Стол.
В ней варят Щи, компот и кашу Кастрюля.
Ног нет, а ходим, Часы. . Посмотрите внимательно на доску. На какие группы можно разбить все эти предметы?
Дети (4 человека вызываются к доске и раскладывают карточки по группам) Проблема: 2 карточки можно отнести к нескольким группам… ЧАЙНИК (посуда и электроприборы). Часы (предмет декора, электрические, электронные, механические) – ЭТИ КАРТОЧКИ УБИРАЕМ.
-Что объединяет предметы в каждой группе? (Общие признаки). Посмотрите, какая хорошая погода на улице! Наступила весна. Мы сейчас послушаем весеннюю песенку и разучим физминутку. ФИЗМИНУТКА №1 Музыкальная (на слайдах) |
ЧАЙНИК, КОВШ, ХОЛОДИЛЬНИК, ТЕЛЕВИЗОР, РУКАВИЦЫ, ШАПКА, СТУЛ, СТОЛ, КАСТРЮЛЯ, ЧАСЫ.
Дети разучивают физминутку.
|
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
|
|
Открываются слайды на презентации
Слайды – стоп.
Физминутка на слайдах |
4.Первичное закрепление. | (Разноцветные карточки с названиями предметов расклеены на задней стенке класса)
-Посмотрите вокруг, есть ли в классе ещё карточки со словами.
Кто может их прочитать и назвать группу, к которой относится указанный на ней предмет?
РЕБЯТА!!! А если вдруг мы не знаем, что означает то или иное слово, с помощью чего или кого мы можем найти информацию?
ЗАДАНИЕ: — Найдите самое длинное слово и самое короткое. — Сколько букв в самом коротком слове? — Сколько букв в самом длинном слове? — На сколько больше букв в самом длинном слове, чем в самом коротком? — Как узнать? МОЛОДЦЫ!
|
— Да.
Дети читают и называют — НОЖ, ШОРТЫ, ПАЛЬТО,СТАКАН, КУВШИН, ЭТАЖЕРКА,СКАМЕЙКА, МАСЛЁНКА, КОМПЬЮТЕР, ВИДЕОКАМЕРА.
— ИНТЕРНЕТ — ЭНЦИКЛОПЕДИИ — СЛОВАРЬ (толков) — УЧИТЕЛЯ — БИБЛИОТЕКАРЬ
— 3. — 11. — на 8.
11-3= 8 |
Коммуникативные Познавательные |
Развитие речи и математического мышления |
Карточки размещены на задней стене кабинета |
5.Обобщение усвоенного, связь с известными и новыми фактами. | ЗАДАНИЕ. Поднимите руку, кто уже умеет распределять предметы, которые окружают нас дома по группам?
-Кто хочет выполнить интересное задание и проверить себя сам? 1.Откройте конверт.( В конверте табличка с 4-мя озаглавленными по группам графами и картинки: тостер, пылесос, чашка, кресло, рубашка, плащ, шкаф, кастрюля и 1 лишний предмет- игрушка, предмет декора, машина, обувь или игрушка). ПРОБЛЕМА. 2.Достаньте содержимое. 3. Разложите картинки по графам. 4.Посоветуйтесь с соседом по парте и если по вашему мнению всё верно, то… 5.Приклейте картинки в соответствующую графу. КОНКУРС: Какая пара выполнит задание самая первая? ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА. (Выявление признаков предметов, которые не принадлежат ни к одной группе) — Какая пара не допустила ни одной ошибки? МОЛОДЦЫ! |
Выполнение задания
|
Регулятивные Познавательные
Коммуникативные Личностные |
|
Работа в парах |
6.Закрепление пройденного. | — Вы любите играть? Ваша задача объединиться в команды и выбрать капитана, который будет отвечать на поставленный вопрос, но задачу вы решаете ВСЕ ВМЕСТЕ и очень дружно. Каждый спокойно реагирует на мнение одноклассника и приходите вы к единому мнению. Разбиение по группам ( по рядам). По моей команде вы открываете конверт, в котором лежат и картинки и карточки со словами. ВАМ необходимо выбрать только те предметы, которые относятся к вашей группе. И так… 1 –я команда выбирает только предметы ОДЕЖДЫ. 2 – я команда – МЕБЕЛЬ. 3 – я команда – ЭЛЕКТОПРИБОРЫ. ВРЕМЯ ПОШЛО!!!
Выступление капитан команд. Все отлично справились с работой. МОЛОДЦЫ!!!
Давайте повторим, о чём сегодня мы говорили на уроке. -Что окружает нас дома? -Что научились делать на уроке? Поиграем в игру: Найди в группе предметов лишний. Ответь на вопрос – Почему он лишний? На презентации слайды. МОЛОДЦЫ! ФИЗМИНУТКА №2. (Музыкальная на слайдах – «Тук – ток») | -…
— О предметах, которые окружают нас дома.
Дети разучивают физминутку.
| Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
| Работа в группах
Выдаются конверты и с картинками и с карточками , на которых написаны слова.
Открываются слайды на презентации. На слайдах не картинки, а только слова. Физминутка на слайдах. |
7.Д/з. | Я задам вам небольшое домашнее задание: -Нарисуйте предметы, которые есть у вас дома любой из группы, а кто хочет, пусть найдёт про них загадки к следующему уроку и принесёт Вашему учителю, а я обязательно приду к вам и посмотрю ваши рисунки. Надеюсь, что у вас прекрасно получится.
|
| Регулятивные Познавательные Личностные |
|
|
8.Контроль за результатом обучения. | -А сейчас мы можем порисовать на уроке. -Возьмите в руки лист бумаги, расположите перед собой ВЕРТИКАЛЬНО. Мысленно разделите его на 4 равные части. В верхнем левом углу поставьте небольшую букву— М, (что означает мебель), в нижнем правом углу – букву – П (посуда), в нижнем левом углу букву Э (электроприборы), в верхнем правом углу –О (одежда). — Возьмите цветные карандаши и нарисуйте один предмет из любой группы в центре рисунка и стрелкой соедините с той буквой, которая обозначает группу вашего предмета. — У вас только 5 минут. Сдайте мне ваши рисунки. — Давайте вспомним, о каких группах предметов мы говорили сегодня на уроке? — Зачем мы учились разделять предметы на группы?
| Дети рисуют.
Называют.
-Каждая группа вещей должна иметь своё место в доме. Тогда всегда будет порядок и уют. | Регулятивные Познавательные
|
| Дети рисуют под музыку. |
9. Рефлексия. | Приготовьте цветные карандаши. — У каждого на парте есть ещё один конверт под номером 2. — Откройте его. Достаньте домик. (Нарисован только чёрный контур) — Раскрасьте его так, как вам хочется. У вас всего 2 минуты. Покажите домик мне. Выше!. (Характеристика цветов). Спасибо! Молодцы! -Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на уроке и работой своих одноклассников? — Кто часто затруднялся отвечать на вопросы? А кто постарается на следующем уроке окружающего мира работать ещё лучше? СПАСИБО ЗА УРОК! | Дети раскрашивают домики.
Показывают свои домики. | Личностные Коммуникативные Регулятивные |
|
|