МОУ Наримановского района « Средняя общеобразовательная школа №2»
Открытый урок
по окружающему миру.
Тема « Что такое зоопарк?»
Класс: 1 «Г» Учитель: Борисенко Н. В.
2014г.
Урок « Что такое зоопарк»
Задачи урока: познакомить детей с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными зоопарка, правилами поведения в зоопарке; развивать речь детей и их творческие способности.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что такое зоопарк – это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Наглядные пособия: карточки с изображением животных, таблички с надписями « Дом зверей», « Дом птиц», «Дом Рыб», « Зоопарк»,конверты с заданиями, памятки , рабочий лист
Ход урока
1.Организационный момент
— Дети вам тепло? (да)
-В классе светло? (да)
-Прозвенел уже звонок? (да)
-Уже закончился урок? (нет)
-Только начался урок? (Да)
-Хотите учиться? (Да)
— Значит можно садиться?
Учитель: ребята проверьте всё ли у вас готово к уроку.
2.Актуализация знаний, мотивация
Учитель: В разделе « Город и село» мы с вами путешествовали по разным местам. Давайте с вами вспомним, где мы побывали? ( В ботаническом саду, в парке, в музее, театре) Сегодня мы отправимся в одно замечательное место, но для этого вам нужно отгадать загадки. Если вы назовёте правильный ответ, то получите картинку с изображением, отгадки. ( Читают дети)
– Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка, —
Словно большая
Тетрадка в линейку!……………………………..(Зебра.)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга…………………….(Олень.)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!…………………(Рысь.)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков…………(Пеликан.)
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!………………………(Акула.)
Он зеленый, он прыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет…………(Кузнечик.)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят……………………..(Осы.)
Учитель: Перечислите слова – отгадки. Назовите, одним словом.
Ученики: Животные.
Учитель: На какие группы можно разделить животных?
Ученики: Зебра, олень, рысь – звери, животные тело которых покрыто шерстью. Пеликан – птица, животное тело которого покрыто перьями. Акула – рыба, животное, тело которого (у большинства) покрыто чешуей. Кузнечик, осы – насекомые, животные у которых 6 ног.
Учитель: В естественных условиях эти животные живут далеко друг от друга. Но есть такое место, где различные животные могут обитать рядом и не мешать друг другу. Название этого места вы узнаете, если соедините первые буквы слов, изображающих животных на картинках
Ученики: Это зоопарк.
Учитель: правильно ребята зоопарк. Это и есть то место где мы сегодня побываем. Что бы вы хотели узнать на уроке? (ответы детей)
Учитель: Мы сегодня остановимся вот на таких вопросах.
Цель: — Узнать, что такое зоопарк? (слайд)
-Какие животные находятся в зоопарке?
-Для чего нужен зоопарк?
Учитель: поднимите руки те, кто бывал в зоопарке? Расскажите, что вы там видели?
Учитель: я думаю, что мы постараемся ответить на все поставленные нами вопросы, сами попробуем создать свой зоопарк, (вывешивается табличка « зоопарк»)
Учитель: Что же такое зоопарк? (слайд)
Учитель: Зоопарк или зоологический парк, — место, где содержат диких животных. Здесь можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в дальних странах. (Видеоролик)
1)работа по учебнику
Учитель: Давайте с вами откроем учебник на стр. 28 и рассмотрим всех животных. ( Работа по группам) Назовите, каких животных вы здесь видите? Знаете ли вы, какие из этих животных обитают в нашей стране? А какие живут в других уголках Земли? (ответы детей)
Учитель: А теперь давайте проверим себя по Приложению.
Учитель: Ребята, а что такое зоопарк для животных? (это их дом, в котором животным должно быть удобно)
Учитель: Для всех ли животных нужны одинаковые условия?
Ученики: Для одних животных нужна вода, т.к. они любят плавать или не могут жить на суше. Другие животные любят бегать, прыгать, лазать. Им надо много места. Есть животные, которым требуется тепло, а другим – холод. Животных надо селить так, чтобы животные не мешали друг другу.
Учитель: Что такое зоопарк для людей?
Ученики: В зоопарке мы может рассмотреть различных животных, понаблюдать за ними. Их привезли из разных стран.
Учитель: Животных поселили не в тесных клетках, а в просторных вольерах. А что такое вольер? Давайте с вами попробуем объяснить. А где мы можем с вами найти объяснение этого слова? (словарь, спросить у взрослых, интернет) (показ картинки, нахождение в словаре)
2)Игра “Посели животных в свой вольер”
(На доске картинки с изображением животных и вольеров, дети перетаскивают животных).
Учитель: Приходя в зоопарк люди должны соблюдать определенные правила. Какие из них вам знакомы?
Ученики: Животных нельзя кормить. Нельзя заходить за ограждения, просовывать руки через ограждения. Нельзя шуметь, дразнить животных. (Показ на слайде)
Вывод: скажите, пожалуйста, можете ли вы сейчас ответить на 1 вопрос, поставленный нами в начале.
В просторных вольерах живут различные звери. С одним из них мы сейчас и познакомимся.
3)Презентация
1. Сообщение о пантере
Пантеры являются ночными животными, днем они спят в ветвях деревьев, а ночью выходят на охоту, поджидая свою жертву в засаде и нападая при первом удобном случае. Основными объектами для охоты пантер являются копытные животные: антилопы, олени, косули, дикие кабаны и в некоторых случаях крупные грызуны.
В “Доме птиц” мы можем увидеть огромных страусов, красавцев павлинов, фламинго и других птиц
2. Сообщение о фламинго
Фламинго – самая красивая птица
Фламинго стоят на одной ноге, потому что в это время греют другую. Ноги у фламинго длинные, перьев на них нет, соответственно, и тепло с такой поверхности, особенно при ветреной погоде, уходит очень быстро. Именно для сохранения тепла и стоит фламинго на одной ноге, тем более что такая поза, в силу физиологической специфики лапы фламинго, не представляет для птицы каких-либо сложностей. Фламинго кормят птенцов специальной жидкостью. Своего рода, птичьим «молочком», состоящим из специальных выделений желез нижней части пищевода полупереваренных рачков и водорослей. Питательность этой жидкости вполне сравнима с питательностью молока млекопитающих. Маленькие фламинго питаются птичьим «молоком» первые два месяца своей жизни и усиленно растят клюв для самостоятельного прокорма.
3. Сообщение об акуле
Акула может проглотить добычу, превышающую ее собственный размер. У акул, принадлежащих к разным видам, зубы могут быть различной формы: плоскими треугольными или заостренными коническими, бугровидными или шилообразными, зазубренными или гладкими, одновершинными или с дополнительными верхушками.
Зубы у акулы растут всю жизнь, располагаясь в пасти в несколько рядов. Обычно акула использует только несколько передних рядов, задние же зубы загнуты внутрь, и сменяют передние по мере надобности.
Физминутка (зарядка для зверей)
Зарядка для зверей
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнут
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
2.Работа в группах (проект)
Учитель: В зоопарке живут и те животные, которым трудно выжить на воле, так как их осталось очень мало, и ученые помогают этим животным. Ученые изучают жизнь животных в зоопарке.
Вот и вы сейчас будете, как ученые, изучать различных животных: рыб, птиц, зверей. Составите свой проект и в конце каждая группа заселит своих животных в свой домик зоопарка.
Каждая группа работает над своей темой. По выбору “ Звери» (дикие и травоядные), “Птицы”, “Рыбы”.
Учитель: У вас на столе лежит памятка участника проекта. ( Дети читают и вспоминают как должны работать в команде)
Памятка участника проекта.
1. Вы – команда!
2. Будьте активны!
3. Слушайте друг друга!
4. Спорьте честно, искренне!
5. Сделайте работу интересной!
Учитель: а так же у вас на столе лежит рабочий лист. Задания будут в конвертах для каждой команды
1) конверт №1
– выбрать капитана и название своей группы;
(Дети выбирают полоску, соответствующую названию своей группы)
2)конверт № 2
– выбрать характерные признаки покрова тела животного;
(В конвертах лежат полоски с надписями характерных признаков животных различных групп: Водные животные, тело которых покрыто чешуей. Животные, тело которых покрыто перьями. Животные, тело которых покрыто шерстью)
3)конверт № 3 “Они живут в зоопарке”
– выбрать из трех фотографий животных две любых, сделать подписи к ним.
4) Конверт № 4 “Загадки» (описание животных)
– Отгадать по описанию животного, подобрать картинку .
3. Обмен информации (Отчет детей о проделанной работе. Защита проекта, заселение животных.)
4.Подведение итогов, рефлексия.
Так кто же живет в нашем зоопарке?
– В доме рыб живут… (рыбы)
Дети вывешивают на доску проекты о рыбах.
– В “Доме птиц” живут…. (птицы)
Дети вывешивают проекты о птицах на доску.
– В вольерах живут… (звери)
-Для чего нужен зоопарк?
Все животные нуждаются в нашей любви, заботе и бережном отношении. Зоопарки помогают сохранить редких и исчезающих животных и показать их людям. Радость общения с животными в природе — одна из причин того, почему их надо беречь». Не дразните животных, а любите их и улыбайтесь.
Дом Зад. Нарисуйте условия, в которых живут наши животные в зоопарке.
Самооценка
— У вас на столах лежат цветные карточки, выберите тот цвет, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку)
— Мне было интересно на уроке, но я испытывал затруднения (красная)
-Я активно работал на уроке, у меня всё получалось( зелёная)
— Спасибо за урок. Вы хорошо поработали на уроке и собрали свой зоопарк.