ПРОЕКТ УРОКА
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1 «Б», МБОУ «СОШ № 15».
Программа: «Школа России».
Учитель: Головачёва Н.П.
Тема: Кто такие птицы?
Дата проведения: 15.10.2014 г.
Технология: деятельностная.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Содержательная цель: формирование системы математических понятий через реализацию собственных наблюдений за внешним видом и строением тела птиц. Деятельностная цель: формирование умения самостоятельно применять полученные знания через выполнение системы учебных заданий.
Задачи урока: — Формирование представления о птицах как группе животных; создание условий для устойчивой мотивации к процессу обучения. — Развитие речи, мышления, интуиции; развитие умения определять группу животных по существенным признакам. Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, повышение уровня познавательного интереса к учебному предмету.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Универсальные учебные действия:
Оборудование: учебник «Окружающий мир (часть 1)» для 1 класса (А.А. Плешаков) , карточки с планом урока, рисунки с изображением животных (щука, акула, воробей, снегирь, пингвин, окунь, ёрш), цветные карандаши, тетради.
Структура урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин.)
3. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.)
5. Реализация построенного проекта. (15 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)
8. Домашнее задание. (1 мин.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)
-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня на уроке нам понадобится не только уверенность в своих силах, но и поддержка одноклассников.
— Займите свои рабочие места, приступаем к работе.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин.)
— С какой группой животных познакомились на прошлом уроке? Перечислите отличительные особенности рыб?
— Игра «Найди лишнее». Посмотрите на рисунки. Определите, какое животное «лишнее» и почему. (Щука, акула, воробей, снегирь, пингвин, окунь, ёрш)
— Как назвать остальных животных? К какой группе отнести пингвина?
3.Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)
— Почему не смогли выполнить всё задание? Каких знаний нам не хватило?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин.)
— Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок? Что попытаемся узнать? Чему будем учиться? Где нам пригодятся новые знания? (Постановка учебной задачи индивидуально.)
— Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
— Как нам выйти из затруднения? Откуда можно получить новые знания? (Подумать самому, посоветоваться с одноклассниками, спросить у учителя, выполнить задания в учебнике и в тетради.) (Карточки с планом на доске.)
5. Реализация построенного проекта. (15 мин.)
1) Создание проблемной ситуации (3 мин)
-Давайте вспомним, кто из животных помогает нам познакомиться с учебником «Окружающий мир?» (Муравьишка и Черепаха) Послушайте рассказ Муравья.
— Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.
— Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы — подумал Муравей.
Действительно ли все они — птицы? — А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица,петух — птица, бабочка — насекомое).
— Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей? Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?
2) Работа по учебнику (4 мин)
— Откройте учебник на с.36. Рассмотрите рисунки. Кого бы вы отнесли к птицам и почему?
— Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных. Важный признак для птиц – умение летать? И все ли птицы умеют летать?
— Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. Что ещё общего у всех птиц?
— Как вы считаете, какой общий признак птиц самый существенный? (перья). – Так кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями).
3) Разрешение проблемной ситуации (1 мин)
— Вернёмся к началу урока. К какой группе животных отнести пингвина? Почему к птицам?
4) Физкультминутка(2 мин)
На горе стоит лесок…
— Рассмотрите изображение голубя на с.36. Прочтите название частей его тела и попробуйте объяснить, какую роль играет каждая из них. (Защита вариантов)
— Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.
У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)
-Выберите любую птицу на с.36 и с.37 учебника. Кто готов дать описание птицы согласно плану со с.37?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)
— Откройте тетрадь на с.26. Какая птица изображена? Воробей. Что вы можете о нём рассказать? Зарисуйте воробья в тетрадь, используя серию рисунков как образец.
8.Домашнее задание. (1 мин.)
— Дома понаблюдайте за природой и выясните, какие птицы обитают в нашей местности? Какие из них улетают в тёплые края, а какие живут у нас круглый год?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин.)
— Подведём итог урока. Какой теме посвятили урок? Какие задачи перед собой ставили? Что нового узнали на уроке?
— Какие задания наиболее удались? При выполнении каких заданий возникли трудности? Чему нам ещё предстоит учиться?
— Оцените свои знания по теме урока. Поднимите руки те, кто хорошо усвоил новые понятия, сам сможет найти птиц среди других животных. Кому нужна помощь? В чём?
— Как вам кажется, удачно ли прошёл наш урок? Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!