Тема урока: «Март – капельник»
Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в
природе с наступлением весны;
дать учащимся представление о характерных признаках весны в
неживой природе и живой природе;
уметь определять по внешним признакам период наступления весны;
развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать
выводы;
воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к
природе.
Оборудование: учебник «Окружающий мир 1 класс»;
подборка слайдов на весеннюю тематику;
голоса птиц ( иволги, зяблика, синицы)
аудиозапись « Весенний шум»
Ход урока
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
2. Введение в тему урока.
— Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили тему нашего урока.
Будьте внимательны! Прислушайтесь к звучанию природы.
(Звучит аудиозапись)
— Что вы услышали в этой музыке?
( журчание ручейка, пение птиц)
-Послушайте внимательно стихотворение А.Фета и скажите, о каком времени года в нем говорится?
Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
— Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?
— Какие признаки весны назвал автор в своём стихотворении?
( прилёт птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше, весной цветут ландыши)
3. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Послушайте загадку и скажите, о каком весеннем месяце идёт речь.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? ( март)
— Сегодня на уроке мы поговорим с вами о марте. В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.
Прочитайте тему нашего урока.
1 Слайд « Март – капельник»
Март — протальник.
Рано затает – долго не растает.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Коли перелётная птица течёт стаями – к дружной весне.
4. Знакомство с признаками весны в природе.
— Какое время года наступило? ( весна)
— Назовите сегодняшнюю дату? ( 19 марта)
А совсем скоро, 21 марта наступит день весеннего равноденствия. Когда количество часов дневного света и темноты становится одинаковым, день равен ночи. Теперь светлого времени будет всё больше и больше. Настоящий праздник света!
-Послушайте стихотворение А.Плещеева и определите в нём приметы весны.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною….
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
— О каких признаках весны вы услышали в стихотворении?
( тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче и стало теплей, небо голубое, лес оденется листвою, запоют птицы)
-Ребята, а какое настроение бывает у людей весной? ( радостное, хорошее)
-Почему? ( радуются теплу, солнышку)
— Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением тёплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за её оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.
3 слайд « Пробуждение весеннего леса »
Март – первый месяц весны. На земле ещё по – прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. А то, глядишь, такая метель разыграется, что кажется, будто снова вернулась зима. И всё-таки, если присмотреться попристальней, на декабрьскую пору это совсем не похоже. Кончилась вьюга, метель, выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло.
Как ослепительно светит солнце. Свет от него совсем не такой, как бывало зимой. Теперь он густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки. А поглядите на небо – сейчас оно синее- синее, и по нему, словно белые комья ваты, раскинулись облака.
4 слайд « Проталины»
Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – таяние снега. Сначала он тает вблизи деревьев, построек. Затем на полях, на буграх появляются первые проталинки. Позже тает снег в лесу. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки.
5 слайд «Река»
От весеннего тепла начинают вскрываться водоёмы. Сначала лёд на них темнеет, потом во льду появляются трещины, и лёд раскалывается. На озёрах
льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга. Это — ледоход.
Так и хочется пройтись по последнему льду. Очень опасно выходить весной на лёд водоёмов. Кажется, что лёд ещё очень крепок, но легко можно попасть в едва затянутую льдом трещину, прорубь. Весенний лёд непрочный, легко раскалывается. Человек может провалиться в воду. Лучше воздержаться весной от заманчивых прогулок по последнему льду водоёмов. Очень опасны шалости на реке во время ледохода. Поэтому нельзя выходить на лёд самим и не разрешать другим.
5. Работа с текстом ( учебником)
— А сейчас, давайте прочитаем рассказ « Март – капельник»
5 слайд
-Ребята, как называется рассказ?
( март – капельник)
— Почему его так называют?
( тают сосульки, капает вода с крыши)
6 слайд: « Сосульки на крыше»
Светятся, искрятся на солнце сосульки. С каждым днём становится их всё больше. Капля за каплей, наращивая ледяную рубаху, прибавляют сосульки и в длину и в ширину. Но расти им недолго. Как только одолеет весеннее тепло холод, побегут капельки из ледяного плена. Весело и звонко падают они, образуя многочисленные лужицы. Началась весенняя капель.
Капель- падение капель с тающих сосулек или снега.
-Какое ещё весеннее слово вы услышали в этом рассказе?
( проталины)
7 слайд: « Проталины»
— С каждым днём снег всё более рыхлый. Потерял он белизну – потускнел, стал тёмно – серым. Тёплые ветры, словно языком, слизывают снег с земли, оставляя тёмные пятна проталин. Пятнами и полосами проступает сквозь снег земля. Проталин становится всё больше и больше.
Что такое проталины?
( чёрныё пятна на солнечных пригорках)
— А сейчас ребята, послушайте, какая проблема возникла у Вини — Пуха. Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчёл, Вини – Пух задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? Он не смог ответить сам на этот вопрос и обратился к своим друзьям – Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа.
Кролик: Распускается первый весенний цветок- подснежник.
Ослик: Стало теплее.
Сова: Просыпаются звери от зимней спячки.
Пятачок: Самое главное – прилетают перелётные птицы.
— Ребята, на что вы обратили внимание?
( Все ответили по-разному. Получилось много мнений.)
— Какой вопрос возникает?
( кто же из них прав, какое главное, основное изменение в природе весной?)
-Давайте с вами рассуждать. Ответьте мне на вопрос почему?
— Почему прилетают птицы?
( стало теплее, появляется корм)
-Почему просыпаются звери?
(стало теплее, можно найти еду)
-Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?
( стало теплее)
— Значит, какое изменение в природе весной самое главное?
( потепление)
-Сделайте вывод: кто из друзей Вини- Пуха прав?
( прав ослик)
— А сейчас мы с вами отдохнём и посмотрим, как распускаются цветы
6. Физминутка для глаз.
8 слайд « Распускание цветов»
7. Изменения в живой природе.
— Весна вносит изменения и в жизнь животных. Весной из тёплых стран возвращаются к нам перелётные птицы. У нас они снова находят себе достаточно корма: появились насекомые, а на освободившейся от снега земле много прошлогодних семян.
— Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. А теперь отгадайте загадку, о какой птице идёт речь.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад – вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица ( грач)
9 слайд « Грач»
Как вы думаете, почему мы заговорили именно об этой птице?
( считают, что с прилётом грачей в наших краях начинается весна)
Март – время прилёта грачей в родные края.
Первая весенняя птица – грач. Его называют вестником весны.
Грач – одна из самых полезных птиц. При массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их ещё до вмешательства людей. Берегите и охраняйте эту птицу: она верный друг человека. Грач уничтожает до 8000 вредных червей и гусениц.
К нам грачи прилетели 10 марта.
Многие поэты и художники посвящали свои произведения этим птицам.
— Художник Алексей Кондратьевич Саврасов нарисовал удивительную картину, которая так и называется – «Грачи прилетели».
10 слайд репродукции картины А.К.Саврасова « Грачи прилетели»
Он передал тот момент, когда в природе всё начинает меняться, всё приходит в движение. На старых покривившихся берёзках множество грачиных гнёзд. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляют старые гнёзда, стаями и в одиночку кружатся в прозрачном весеннем воздухе. Узкой лентой раскинулись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега. На картине хорошо видны первые проталины.
— Так какая же птица прилетает первой?
-Почему?
( Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. У грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.)
А теперь давайте послушаем народные приметы, связанные с прилётом грачей.
11слайд с приметами.
Конец марта – время прилёта скворцов.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.
12 слайд «Прилёт скворцов»
Скворец – наш постоянный сосед, пользующийся уже давно покровительством человека. Скворцы охотно поселяются в дуплянках. Подобрав скворечник, скворцы производят его чистку, выбрасывая прошлогоднее гнездо и мусор, а затем готовят новое. Скворцы большие друзья человека, так как, питаясь насекомыми, они уничтожают огромное количество вредителей лесов, полей, садов.
-Вслед за скворцами прилетают жаворонки.
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения
13 слайд « Жаворонок»
— После прилёта жаворонки держатся на проталинах, где они собирают корм – семена растений. Поедая на полях мелких насекомых и семена сорняков, жаворонок приносит пользу. Эти птицы – насекомоядные. Своё гнездо жаворонок строит на земле. Оно несложно: ямка, выстланная соломинами и травинками.
-Как вы думаете, почему жаворонки прилетают позже?
( появляются первые насекомые – корм для жаворонков)
— А сейчас давайте прочитаем стихотворение И.Никитина и подумаем, о каких гостях говорит поэт.
14 слайд «Стихотворение»
— О каких же гостях говорит поэт?
( о птицах)
-Весной возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы.
15 слайд « Гнездо с грачатами»
Вскоре грачи принимаются за постройку новых и ремонт старых гнёзд. Грачей нельзя отнести к лучшим «строителям». Они строят из сучьев и ветвей грубые гнёзда. Посмотришь на гнездо птицы и диву даёшься: без рук, а строит лучше иного человека. Что только не найдёшь в гнезде птицы: травинки, солома, стебли, листья, мох, а внутри, чтобы было тепло и уютно, для этого птицы выстилают гнездо пухом, шерстью. Смазан весь строительный материал клейкой слюной.
Птицы нуждаются в нашей помощи во все времена года.
Зимой мы с вами развешивали для них кормушки и подкармливали птиц.
— Что нужно сделать для них весной?
Птицы весной строят гнёзда и выводят птенцов. Птиц нельзя беспокоить и тревожить на гнёздах: они могут покинуть свои гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Нужно защищать их от врагов.
— Ребята, а что вы можете сделать для охраны птиц?
( не тревожить и не беспокоить птиц на гнёздах, развесить скворечники, не разорять гнёзда)
— С 1928 года у нас ежегодно проводится « День птиц»
8. Физминутка
За тучку солнце спряталось
На целую минутку,
А мы все дружно проведём
Физкультурную минутку
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
9. Беседа о жизни животных.
— Ребята, вспомните о какой особенности весны говорила Сова?
( просыпаются звери)
— Сейчас мы узнаем, кто уже проснулся в лесу? Отгадайте загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки ни одной
16 слайд « Ёжик»
Под кучей хвороста и старых листьев что- то зашуршало. Вылез оттуда сонный ёжик. И стал приводить себя в порядок после зимнего сна: отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал. Помылся и побежал еду искать.
— Как ёжик приводил себя в порядок после зимнего сна?
( отряхнул сор с колючек, языком брюшко полизал, помылся и побежал еду искать).
— Ребята, а что ещё происходит весной у животных?
( у зверей рождаются детёныши)
17 слайд « Зайчата в лесу»
У зайчихи родились зайчата. Ещё лежит в лесу снег, но зайчатам тепло. Хорошо спрятала их мать-зайчиха в сухой прошлогодней траве. Здесь не найдёт их страшный зверь! Зайчата сразу после рождения остаются одни. Покормит их мать-зайчиха жирным молоком и убегает на три –четыре дня, добывает себе пищу, а зайчата и носа не показывают из гнезда. Вскоре зайчата начнут есть траву и листья. А пока любая зайчиха, найдя их, кормит своим молоком.
— Когда появляются зайчата?
( когда в лесу ещё лежит снег)
18 слайд « Лисята в норе»
В семье лисы пополнение. Ранней весной в норе родились слепые маленькие лисята. Мать уходит за добычей и оставляет малышей одних.
— Что вас удивило в рассказе о лисичке?
(она оставляет малышей одних, когда уходит за добычей)
19 слайд « Медведица с медвежатами»
В берлоге дремлет медведица. Март – последний месяц медвежьего сна. Слышит сквозь сон , что происходит вокруг. С наступлением тепла медведи просыпаются от долгого зимнего сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшим. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Мать продолжает кормить их молоком, но одновременно приучает и самостоятельно отыскивать корм.
Что изменилось в жизни медведя с наступлением весны?
20 слайд « Лосёнок в лесу»
Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице – рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.
— С приходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детёныши. Ведь чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.
Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о потомстве.
— А вы знаете, что птицы разговаривают между собой. Давайте об этом прочитаем рассказ « Птичьи разговоры».
10. Работа с учебником.
— Каких птиц мы можем узнать по песенке?
В благодарность о том, что мы с вами заботимся о птицах, птички дарят нам своё пение.
21 слайд « Иволга»
22 слайд « Синица»
23 слайд « Зяблик»
— Давайте теперь поиграем! Я начну, а вы продолжайте:
На-на-на – наконец пришла … Весна
Чи-чи-чи – прилетели к нам …. Грачи
Ло-ло-ло — нам от солнышка….. Тепло
-Развеселились? А теперь в хорошем настроении давайте мысленно побываем на нашей лесной весенней полянке. Только не шумите, не распугайте обитателей весеннего леса. Всмотритесь и скажите, какие там происходят чудеса?
24 слайд « Лесная полянка»
( рассказы детей)
11. Домашнее задание
— Ребята, помните у нас в школе проходил праздник масленицы. Когда мы провожали зиму, сжигали чучело. По древнему славному обычаю в народе встречают весну тоже праздником. Как только заглянет в окошко весна, в доме начинают печь « жаворонков». Есть такая примета: встретишь весну « жаворонками» — удача не обойдёт твой дом стороной. 22 марта рано утром люди выходили на улицу, поднимались на возвышенность и закликали весну, поднимали вверх испечённых жаворонков.
-Дома вы можете узнать о том, как в деревнях пекут « жаворонков».
Прочитаете об этом на с. 149 учебника.
Повесьте дома скворечники, и вы увидите, понаблюдаете удивительную жизнь птиц, отметьте, когда прилетят скворцы.
В тетради по окружающему миру, выполните задание к теме.
12. Подведение итогов.
Какой первый месяц весны?
Как определить начало весны?
С какими признаками весны познакомились?
( стало тепло, весеннее небо становится более голубым, тает снег, журчат ручейки, оживает вся природа, возвращаются птицы)
Какое основное изменение происходит в природе?
( потепление)
Где вы заметили первые проталинки?
Кого мы ждём в конце марта?
Какая птица открывает весну?
Что вы узнали нового о пернатых?
Что вы узнали о жизни животных?
Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
Вам интересно было на уроке?
МБОУ-СОШ С. Красное Знамя
Открытый урок
по окружающему миру
в 1 классе
выполнила учитель
начальных классов
Шуршалова Н.А.