Конспект урока для 1 класса «Народы, населяющие Россию»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»








Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе

по теме: «Народы, населяющие Россию»


Морозова Гулназ Ахметхабибовна

учитель начальных классов











Г. Набережные Челны

2014


Пояснительная записка

Изучение культуры родного края необходимо для всех детей независимо от возраста. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть свой, ни с чем несравнимый уголок земли. Это наша Малая Родина.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, культура, традиции становятся частью жизни каждого человека.

Сегодня современное образование направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, а также лицами из числа коренного населения. Важность защиты и развития культурных традиций в условиях многонационального государства подчеркивается и в законе «Об образовании» Российской Федерации. Поэтому тема изучения культуры народов России весьма актуальна. Дети младшего школьного возраста являются реально действующей силой для культурного возрождения народов России. Задача педагога направить эту силу в нужное русло, так как душа ребенка искреннее и легче откликается на попытки донести такие прекрасные вещи как, национальная культура. Именно в младшем школьном возрасте важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, ведь это поможет им в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка урока по окружающему миру представляет собой организацию учебной деятельности школьников, ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления. Использование современных средств подачи материала для знакомства с культурными традициями, национальными костюмами народов России и Татарстана помогают достигнуть эффективного результата в развитии личностных свойств учащихся в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

Урок подготовлен для 1 класса. В учебном плане это третий урок .Для его реализации используется учебник «Окружающий мир» 1 класс А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» ,2011 год, а также презентационный и фото материал.


Тема: Народы, населяющие Россию.

Целеполагание:

Родина – эта наша страна Россия и наша малая Родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой Родине.

Познакомиться с многонациональностью России. Иметь представления о национальном костюме. Познакомиться с национальными праздниками народов России и Татарстана, основными религиозными традициями русского и татарского народов.

Предметные результаты:

перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;

находить информацию о народах своего края.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

сравнивать национальные костюмы представителей разных народов;

Свежие документы:  Клубный час «Мой край родной,- тебе мое сердце»

рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать важность уважительного отношения ко всем народам России.


















Тема: Народы, населяющие Россию.

Цель:

1)Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками русского и татарского народов, с наиболее распространенными религиями в Татарстане;

2)Формировать универсальные учебные действия:

умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника; сравнивать национальные костюмы представителей разных народов; рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

3)Способствовать осознанию важности уважительного отношения ко всем народам России.


Оборудование. У учителя — физическая карта России, интерактивная доска, презентация №1 «Национальные костюмы народов России»,

презентация №2 «Масленица»,

презентация №3 «Сабантуй»,

фото материал.

У учащихся — клей, ножницы для выполнения задания рабочей тетради.


Ход урока

1. Актуализация знаний и умений

Учитель: «На прошлом уроке мы путешествовали по нашей стране. Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?»

2.Мотивация и целеполагание

Учитель: «Что вы знаете о народах России?». Дети высказываются.

Учитель: «Сегодня, мы продолжим путешествие по нашей стране».

Учитель зачитывает слова от имени Муравьишки (с.12 учебника):

«Узнаем какие народы живут в России. Обсудим, чем они различаются и что связывает их друг с другом. В конце урока мы попробуем еще раз ответить на поставленный вопрос».

3.Освоение нового содержания и его применение.

1)Знакомство с национальными костюмами народов России.

Учитель: «Отправиться в путешествие нам поможет отрывок из стихотворения В. Степанова:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Учитель: «Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей. Народы живут в мире и согласии. Вспомните, какие народы вы знаете?»

Учитель выслушивает ответы учащихся.

Учитель: «Я предлагаю вам посмотреть презентацию «Национальные костюмы народов России»( презентация №1)

Слайд№1

Учитель: «Всего на территории России проживает более 180 народов. Слайд№2

Учитель: «Русские составляют большую часть населения. Рассмотрите русский национальный костюм. Мужчины носили рубаху – косоворотку, широкие штаны. На ноги обували лапти, а кто по богаче — сапоги. Женщины носили длинную рубаху, поверх которой надевали сарафан. Какой цвет преобладает в русском костюме? (красный)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Методы селекции растений и животных, отбор и гибридизация"

Слайд№3

Учитель: «Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги.»

Просмотр остальных слайдов с 4-10 проводится с короткими комментариями. Внимание детей обращается на разнообразие вышивки, наличие монет, использовавшихся как украшение, преобладающие цвета.

Учитель: «Вы увидели национальные костюмы только нескольких народов России. Конечно, сейчас мы не увидим на улице людей в таких костюмах. Их можно увидеть в исторических музеях, в ансамблях народной песни».

2)Закрепление полученных знаний.

Учитель просит открыть учебник (с. 12) и рассмотреть рисунки, где показаны представители некоторых народов России.

Учитель: «Кого вы видите? Сравните костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России».

Происходит обмен мнениями и впечатлениями.

Учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 5). Дети работают в паре, используя Приложение к рабочей тетради. Учащимся необходимо самостоятельно определить по их национальным костюмам представителей народов, населяющих территорию России, и правильно расположить их в рабочей тетради. Затем школьники проверяют правильность выполнения задания по учебнику и наклеивают картинки в правильном порядке.

3)Беседа о русском народном празднике «Масленица».

Далее дети рассматривают фотографии на с. 13 учебника, отвечают на вопрос «Какой русский праздник изображен на фотографии №1?»

Дети рассматривают фотографии, определяют название праздника.

Учитель предлагает вниманию детей презентацию №2 «Масленица»

Слайд №1

Учитель: «Расскажите о своих личных впечатлениях о событии и действии, происходящем на фотографии.

Масленица – народный праздник, который был связан проводами зимы и встречей весны. На этой неделе в каждом доме пекли блины. «

Слайд №2

Учитель: «В последний день Масленицы проходил ритуал проводов зимы – сжигание чучела Масленицы».

Слайд №3

Учитель: «Праздник обязательно сопровождался народными гуляниям».

Слайд №4

Учитель: «Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лед,

Пусть весна скорей придет!»

4) Игра «Золотые ворота»( вместо физкультминутки)

Учитель: «В каких играх вы участвовали на праздниках?»

Школьники делятся впечатлениями. Учитель предлагает поиграть в одну из игр, проводимых на Масленицу.

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»

Свежие документы:  Конспект спортивного семейного праздника

5) Беседа о татарском народном празднике «Сабантуй»

Презентация №3 «Сабантуй»

Слайд №1

Учитель: «В какой республике мы с вами проживаем? (Ответы детей: «Татарстан».) Половина населения Татарстана — татары. Татарский народ имеет свои национальные традиции и праздники. Какой татарский праздник изображен на фотографии №2?»(с.13 учебника)( Ответы детей: «Сабантуй»)

Слайд №2

Учитель: «Праздник Сабантуй очень древний праздник. Его праздновали в начале весенних полевых работ. Его отмечали, надеясь на хороший урожай. Какие конкурсы устраивали на Сабантуе?»(Ответы детей.)

Слайд №3

Учитель: «Чем угощают татары гостей на празднике? Какие татарские национальные блюда вы знаете? »

Слайд №4

Учитель:«Как открывается современный праздник Сабантуй?» Ответы детей.


6) Игра « бег с яйцом в ложке». ( вместо физкультминутки)

Учитель предлагает поиграть в одну из любимых детьми игр, проводимых на Сабантуе « Бег с яйцом в ложке»:

Дети делятся на две команды. У каждой команды деревянная ложка с яйцом. Надо добежать с ложкой с яйцом до метки и обратно. Побеждает команда, которая первая закончит бег.


7)Беседа о роли религии в жизни народов России.

Опираясь на материалы учебника( с.13), а также учитывая национальный состав класса и принадлежность семей учащихся к тем или иным конфессиям, учитель говорит о важной роли религии в жизни народов России.

Учитель:«И в России, и в Татарстане распространено среди русского населения христианство, а среди татар – мусульманство. В нашем городе тоже проживают люди принадлежащие, разным религиям. Об этом свидетельствуют церкви, мечети, украшающие наш город. Посмотрите фото материал.(см. приложение)

Выводы и обобщения. Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, еще раз ответить на вопрос «Что мы знаем о народах России?». Затем учитель обращает внимание на вывод (с. 13 учебника). С помощью текста вывода, который зачитывает учитель или кто-либо из хорошо читающих детей, обобщаются высказывания учащихся.

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью вопросов и заданий на с. 13 учебника.










Список использованных источников

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266–1

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»

  3. А. А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 1 часть. Москва. «Просвещение» 2011. 12-13стр.

  4. А. А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс. Рабочая тетрадь. 1 часть. Издательство. Москва «Просвещение» 2014. 5стр.

  5. https://komanda-k.ru/Татарстан/праздник-сабантуй

  6. https://tatarkitap.ru/tatars/vozrozhdenie-tradiciy.aspx

  7. https://kitaphane.tatarstan.ru/rus/ciki/tradit.htm

  8. https://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm

  9. https://www.goldmuseum.ru/tradicii-rus/





























Приложение


презентация №1 «Национальные костюмы народов России»,

презентация №2 «Масленица»,

презентация №3 «Сабантуй»,

фото материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: