Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 27» г. Юрги»
Конспект урока для 1 класса
«Наш дом – Земля»
подготовила
Рослова Татьяна Юрьевна,
старший воспитатель
Юрга
2014
Образовательные направления:
Приоритетное: познавательно – речевое
В интеграции: художественно-эстетическое
Цель: формирование обобщенных представлений детей о планете Земля и ее обитателях.
Задачи:
Образовательные:
— расширить и уточнить представления детей о многообразии природы, формировать понимание роли человека в ее сохранении.
2. Развивающие:
— развивать речь детей, наблюдательность, любознательность. Умение слышать вопрос и отвечать на него краткими и полными предложениями;
— способствовать обогащению и активизации словаря.
3. Воспитательные:
— воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Материал и оборудование: аудиозапись песни «Трава у дома», «Голоса птиц», макеты экологического светофора, полянки с насекомыми, деревьев с птицами, картинки на экологическую тематику, природоохранительные знаки. Ящички с землей для посева семян, лейки с водой, фартуки, совочки, семена садовых цветов.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, заучивание стихотворений, чтение отрывков из книги «Жалобная книга природы».
Методы и приемы: беседа, дидактическая игра, чтение стихов, слушание аудиозаписей; рассматривание картин о природе; игра – физминутка «Кузнечики», словесная игра «Да – нет», посев семян цветов.
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Звучит тихая музыка «Земля в иллюминаторе» (муз. В.Мигуля, сл. А.Поперечный)
Дети послушайте, пожалуйста, песню.
Как вы думаете, кто поет эту песню? (Космонавты).
Кто знает, что такое иллюминатор? (Окошко в ракете).
И что же видят космонавты, когда летят в ракете? (Нашу планету).
Как называется наша планета? (Земля).
Правильно, дети, наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с вами живем.
А кто же еще живет на нашей Земле кроме людей? (Животные, птицы, рыбы, насекомые, растения).
А для чего они нам нужны?
Что было бы, если на Земле ничего этого не было?
Что нужно делать для того, чтобы все живое на Земле сохранялось, не погибло? (Беречь, охранять, т.е. соблюдать правила в природе). А вы знаете эти правила?
Я предлагаю вам отправиться в лес, и там проверим ваши знания. Согласны? Пойдем пешком, т.к. лес наш недалеко: По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем…..
Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с лесом.
Физминутка «Здравствуй, лес!»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (руки развести в стороны)
Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою? (покачивают над головой поднятыми руками).
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица? (повороты вправо-влево, всматриваясь вдаль).
Все открой – не утаи! (руки развести в стороны).
Ты же видишь (прижать ладони к груди)
Мы – свои! (широко развести руки в стороны).
Садитесь поудобнее на полянке, давайте послушаем тишину. (Запись голоса птиц).
Что это за звуки? Как вы думаете, чем сейчас заняты птицы? (Делают гнезда).
И как должны вести себя в лесу и дети, и взрослые? (Не шуметь, не кричать; не трогать птичьи гнезда).
Правильно! Дети, а вы обратили внимание на экологический светофор? Он пришел сюда раньше вас, чтобы тоже посмотреть и послушать, как вы будете отвечать. Каким глазом он сейчас посмотрел на вас? (Конечно зеленым).
Ой, ребята, что это за листочек? Написано: Жалобная книга природы.
Давайте посмотрим, кто ее прислал.
Почему плачет белочка?
Почему на глазах у ромашки слезы?
Я захватила с собой правила поведения на природе. Выберите нужное правило и поместите его на картинку.
Вы узнали этих птиц? Почему так плохо скворцам?
Отчего грустит мухомор?
А сейчас давайте подойдем к следующей полянке.
Кого вы видите здесь?
Как надо обращаться с насекомыми?
Какое правило здесь поставим?
Хорошо в лесу! Устали сидеть? Превращаю вас в кузнечиков. Волшебная палочка мне поможет. 1,2,3 – детей в кузнечиков преврати!
Динамическая пауза игра «Кузнечики».
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок! Прыг – скок!
Сели, травушку покушаем.
Тишину послушаем, тишину послушаем.
Тише, тише! Высоко
Прыгай на ногах легко!
А сейчас давайте поиграем в игру «Да – нет». Посмотрим, кто из вас хорошо умеет слушать и думать.
Словесная игра «Да – нет».
Если воспитатель в своих действиях поступает хорошо, дети говорят «Да», а если плохо, тогда «Нет»).
— Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет!)
— Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет!)
— Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да!)
— Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да!)
— Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет!)
— Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет!)
— Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да!)
— Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да!).
Молодцы! А светофор, какой довольный; как он весело смотрит на вас.
Наши дети выучили стихотворение Е.Благининой, которое так и называется
«Лесные правила».
Давайте послушаем их.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки –
Убегут с лесной опушки.
Бабочки в лесу пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ветки дерева не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять:
В лес приходят отдыхать!
Нам пора возвращаться в детский сад.
Итог занятия:
Куда мы сегодня с вами ходили?
Что больше всего запомнилось, понравилось?
Придете домой, и расскажите родителям о том, как надо охранять и беречь все живое вокруг нас.
Чтобы на нашей Земле стало еще красивее, мы с вами сегодня посеем семена цветов, которые потом высадим на клумбы. Одевайте фартучки. Что нам понадобится?
Земля у нас уже готова, а в этом пакетике что? (Семена).
Правильно. Вначале мы с вами хорошо польем землю, семена я высыплю на тарелочку, чтобы удобнее было их брать. Раскладывать на поверхности будем равномерно, присыплем сверху землей. Теперь слегка прижмем земельку, накроем целлофаном, чтобы семена быстрее взошли.
Молодцы! Вы все сегодня хорошо потрудились.
Литература:
Горькова Л.Г. , Кочергина А.В., Обухова А.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. [Текст]: пособие для педагогов/ Л.Г. Горькова – М: ВАКО, 2008
Дошкольное воспитание № 3- 2011г. Познавательно – речевое развитие.
Степанова Н.В., Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада по познавательному развитию и экологии/ ТЦ «Учитель» — Воронеж, 2004г.