Урок 4. Неживая и живая природа
Цель: формировать знания о живой и неживой природе, на отдельных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать ценность природы; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; различать объекты живой и неживой природы.
Оборудование: тема урока записана на доске, иллюстрации с изображением живой и неживой природы.
Что относится к природе? (Это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
Приведите примеры природных объектов.
Тест
1) Укажите то, что сделано руками человека:
а) облако; г) трава;
б) космический корабль; д) воробей;
в) стол; е) солнце.
Укажите, что не сделано руками человека:
а) река; г) вода;
б) кит; д) небо;
в) парта; е) дом.
Какое выражение правильно?
а) Природой называется все то, что окружает человека.
б) Природой называется все то, что сделано руками человека.
в) Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.
Укажите объекты природы:
а) шкаф; ж) телефон;
б) глина; з) сыр;
в)стекло; и)троллейбус;
г) обувь; к) песок речной;
д) воздух; л) песок сахарный.
е) магнитофон;
{Ответы: 1 — б, в; 2 — а, б, г, д; 3 — в; 4 — б, д, к.)
Самоопределение к деятельности
(Учитель предъявляет учащимся несколько картинок с изображением живой и неживой природы и одну картинку предмета, сделанного руками человека, например: рыба, бабочка, птица, облако, дождь, ручей, арбуз, компьютер.)
Рассмотрите картинки. Что здесь лишнее? (Здесь лишний компьютер, потому что он к природе не относится.)
На какие две группы можно разделить оставшиеся картинки? (Первая группа: рыба, бабочка, птица, арбуз — это живое, вторая группа: ручей, облако, дождь — это неживое.)
Предположите, о чем будем говорить на уроке. (Наверное, о живой и неживой природе.)
Прочитаем тему урока на доске. («Неживая и живая природа».)
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 8—9. Расскажите по фотографиям, что относится к неживой природе, а что к живой. (Солнце, звезды, облака, вода, камни — неживая природа; растения, грибы, животные — живая природа.)
Приведите свои примеры живой и неживой природы. (Ответы детей.)
Выполните задание № 1 в рабочей тетради на с. 8. Прочитайте, что нужно сделать. (Закрасить кружки к картинкам неживой природы синим цветом, живой природы — зеленым.)
Физкультминутка
Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два — и готово.
Продолжение работы по теме урока
Беседа
Может ли живая природа существовать без неживой? Докажите. (Высказывания детей.)
Конечно, живая и неживая природа тесно взаимосвязаны.
Например, без солнышка и воды не вырастет ни одно растение. Солнце и вода — неживая природа, растение — живая.
Приведите и вы свои примеры взаимосвязи живой и неживой природы. (Ответы детей.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
Выполним задание № 2 в рабочей тетради на с. 9. Какая картинка в ряду лишняя, что не подходит? (Лишнее: в первом ряду — лист, во втором — гриб.)
Объясните свой выбор.
Творческая работа
Нарисуйте, что вам особенно нравится в живой и неживой природе.
(Дети рисуют и объясняют свой выбор, почему именно этот предмет они нарисовали.)
Рефлексия
Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Что вызвало затруднение?
Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой?
Дополнительный материал
Игра «Кто больше?»
(Дети называют как можно больше предметов природы и вещей, созданных человеком.)