Конспект открытого урока.
Выполнила: учитель начальных классов Савинкина А.С
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Общественные насекомые»
УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой.
Проблема исследования: Пауки – это насекомые?
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)
Цель: формирование новых знаний о насекомых, создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.
УУД:
Познакомить обучающихся с разнообразными насекомыми.
Актуализировать первичные знания о насекомых.
Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования.
Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
Формировать умение работать в группе.
Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование: картинки с изображениями насекомых, карточки с заданием, иллюстрация корзины для цветов, цветная бумага, ножницы, компьютер, видеоролик https://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/nasekomye-raznoobrazie-nasekomyh-udivitelnye-nasekomye, энциклопедическая литература, презентация «Насекомые»
Ход урока.
Действия учителя | Действия обучающихся | ||||
1.Организационный момент. Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. | Прозвенел звонок веселый, Быть активными старайтесь, — Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. А какой урок у нас начинается? Проверим, всё ли готово к уроку (учебник, цветная бумага, ножницы, листок с заданием).
| Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. | |||
2.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе. | На экране вы видите животных, но одно из них лишнее. На какие группы можно разделить животных? Какое лишнее? Верно ребята, бабочка. А к какой группе животных относится бабочка? Значит о чем сегодня будет идти речь на уроке? Ну а сейчас давайте вспомним, что мы знаем о насекомых. 1.Где живут (обитают)? 2.Главный признак насекомых?
3.Строение тела насекомых. Рассматриванием строение муравья.
4.Чем питаются насекомые? Итак, давайте сделаем вывод: Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых; истинное их число, вероятно, составляет 1,5 – 2 миллиона. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду. Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки – кровью человека и животных.
| Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом. Распределяют животных на группы, находят отличительные особенности. Обнаруживают, что одно животное (бабочка) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам. Речь будет идти о насекомых.
2. Первый признак насекомых (три пары ног) 3. Второй признак насекомых (тело разделено на три части). Желающий ученик подходит и показывает части тела. Третий признак насекомых (наличие усиков) Четвертый признак (наличие двух пар крыльев) 4. Растения, нектар, кровь, мелкая живность.
| |||
3. Сообщения детей о насекомых. | Ну а сейчас мы отправимся «в мир интересного». Большинство насекомых живут год или меньше. • Черный таракан живет 40 суток • Комнатная муха – от 10 до 30 суток. • Комары живут от 10 суток до 2 месяцев. • Рабочие муравьи до 6 лет • (некоторые около года) • Муравьиная матка до 15 лет. • Матка пчелы до 8 лет Божья коровка • Божья коровка – спокойный медлительный жучок. • На ножках у коровки выделяется оранжевое молочко. Оно ядовито и плохо пахнет. • Питается тлей (которые сосут сок у растений). • За день съедает 200 тлей. Подготовленные ученики рассказывают о насекомом. Загадки.
| Рассказывают подготовленные сообщения, слушают интересные сведения о насекомых. | |||
4.Физминутка | Давайте встанем и представим себя бабочками:
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела. | Выполняют движения. | |||
5.Работа над темой урока. | Чтобы узнать точную темы урока послушайте сказку. Послушайте сказку «Спор животных». Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… -Что же решили животные? -Каких насекомых выделяют животные? Вот сегодня мы поговорим о полезных насекомых. Итак, тема урока: «Общественные насекомые». -Просмотр видео ролика об общественных насекомых. -Каких насекомых относят к общественным? -Почему? Ну а теперь откроем учебник с. 46 – прочитаем, рассмотрим картинки.
| Слушают сказку. -Оставить всех насекомых, потому что они все нужны. -Вредных и полезных. -Просмотр видео ролика. -муравьи, пчелы, осы… -Живут большими семьями, заботятся о своем потомстве. -работа по учебнику. | |||
6. Исследовательская работа. Цель: создание проблемной ситуации сформулировать цели исследования. организовать групповую работу провести инструктаж создать условия для осуществления поиска необходимой информации создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой. | А сейчас я предлагаю вам выполнить задание: «Хорошо ли вы знаете насекомых?» (Дети работают с карточками) — Давайте с нашим помощником (компьютером) проверим задание. (На экране компьютер оставляет правильные варианты ответов). — Сравните со своим выбором. У кого всё верно поднимите синий цветочек, а кого есть ошибка – красный. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ — Почему же наш помощник – компьютер не относит к насекомым паука? — Обсудите в паре, можно отнести паука к насекомым или нет? — К какому выводу пришли. В чьих парах мнения разделились? Почему? — Поскольку пока мы не можем дать точный ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Паук», пытаясь, как учёные найти решение проблеме «Паук – это насекомое?». СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ — Давайте спланируем нашу работу. Посмотрите, как и по какому плану проходит работа ученого-исследователя, мы будем работать также. • Определение темы, проблемы исследования • Выдвижение гипотезы • Выбор методов исследования • Составление плана исследования • Сбор, обработка информации • Анализ и обобщение полученных материалов • Подготовка отчёта исследования • Обсуждение итогов завершённой работы — Итак: Тема исследования: Паук. Гипотеза: Паук – насекомое (не насекомое). Методы исследования: — Подумайте, посмотрите на свои принадлежности, на то, что или кто вас окружает, и скажите, где мы можем узнать о насекомых? (В учебнике, в другой книге, спросить у родителей или у учителей) На доске вывешиваются методы исследования: 1. «Подумать самостоятельно» 2. «Понаблюдать» 3. «Посмотреть в книгах» (На доске вывешивается план исследования. Работа организуется по плану). — Давайте сначала «Подумаем самостоятельно»! Для этого попытаемся сравнить, чем отличаются данные животные друг от друга? Пчела – Паук – Муравей — ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Сбор, обработка информации — Давайте разделимся на две группы и попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): паук – насекомое, паук –не насекомое. — Посмотрите на рисунки с изображением данных животных и охарактеризуйте тело каждого? — Что далее будем сравнивать? (Количество ног) (Учитель на доске фиксирует выдвигаемые гипотезы. Сначала проверяется ошибочная гипотеза «Характеристика тела». Далее учитель организует проверку решающей гипотезы, определяется количество ног у предложенных животных. Фиксируются все варианты ответов как правильные, так и ошибочные). — Чтобы правильно указать количество ног, давайте понаблюдаем. Рассмотрите экземпляры пчелы медоносной с помощью лупы. Посчитайте количество ног. Сколько? — А что же у паука? — У паука 8 ног. — Какой же самый главный отличительный признак класса насекомых? (Количество ног). — Каких же животных мы относим к насекомым? — Продолжим наше наблюдение. Рассмотрите, какие части тела можно выделить у насекомых? В этом вам поможет пчёлка и муравей. (Голова, грудь, брюшко). — Что ещё заметили на голове? (Дети замечают, что есть усики). — Зачем насекомому усики? Каким методом исследования мы можем воспользоваться, чтобы ответить на этот вопрос? (Обращает детей к плану исследования), (Метод «Посмотреть в книгах»). — Найти ответ в книге – это самый лучший способ узнать. (Один ученик зачитывает информацию из энциклопедии ). Анализ и обобщение полученных материалов — Посмотрите, нет ли среди материалов, которые мы собрали, лишнего, не относящегося к теме нашего исследования. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное. Подготовка отчёта исследования — Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Защита сообщений Пауков часто путают с насекомыми. Но в отличие от насекомых, у них не шесть ног, а восемь. Почти все они хищники. А чтобы поймать свою добычу, паук плетет красивую сеть, нити которой липкие. Любое мелкое насекомое прилипает к паутине и становится добычей хозяина. Обсуждение итогов завершённой работы |
| |||
7.Итог урока. Рефлексия. Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата. | -Что узнали на уроке? -Над чем работали. -Что понравилось? -Где были затруднения? Давайте подарим нашим насекомым корзину с цветами. У вас на столах цветы, вам надо выбрать только один. Красный цветок – работал быстро, правильно, самостоятельно, активно, узнал много нового, интересного. Желтый цветок –работал правильно, но с помощью других. Голубой цветок –работал плохо, ничего нового не узнал. | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают все моменты урока.
|