Конспект урока для 1 класса «Окружающий мир»



Познание мира

1 класс





Тема урока: Окружающий мир.



Цели урока:

1. Дать учащимся первоначальное понятие об окружающем мире; научить группировать предметы; дать не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. развивать мышление детей, умение анализировать увиденное, делать выводы; активизировать словарный запас.

3. воспитание чувства долга и любви к Родине, связь образовательно-воспитательного содержания предмета природоведения с понятием «Родина»; научить высказывать свое мнение и точку зрения об окружающей среде и месте человека в ней.

Воспитывать любовь к знаниям.



Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО:



Этапы и структура урока.

Базовые знания:

Солнце, земля, луна, звезды, воздух, вода, растения, животные, человек — все это окружающая нас природа.

Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей.

Опорные знания:

Опираясь на жизненный опыт учащихся (их знания о небе, земле, деревьях, птицах, животных и т. д.), дать понятие о природе, об окружающем мире.





1

Организационный момент. Эмоциональный настрой.


Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

— Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!


Знакомство с учебником.


— Как называется предмет, к изучению которого мы приступаем на сегодняшнем уроке?

Учитель указкой обращает внимание детей на доску. На доске заранее вывешены плакаты: ПОЗНАНИЕ МИРА



Дети читают: «ПОЗНАНИЕ МИРА».


— На наших занятиях вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво. Молодцы!

— А к нам на урок пришли гости, которые очень хотят подружиться с нами. Они помогут нам ответить на многие-многие вопросы. А сейчас вы должны догадаться, откуда мог прийти к нам в школу хозяин этой зеленой кепочки?

Учитель показывает зеленую кепку.

— Самым любознательным я предлагаю отгадать загадку:

На полянке возле елок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем миллион.

— У кого готов ответ? В каком же домике жил хозяин кепки? Что за дом построен возле елок? (Муравейник.)

Учитель вывешивает картину, где изображен муравейник.

— Кто живет в этом доме? (Муравьи.) Кто видел в лесу этих насекомых?

— Муравейники нельзя разорять. Муравьи приносят огромную пользу лесу, поедая вредных гусениц.

— В одном из таких домов жил-был очень любознательный муравей. Такой любознательный, что друзья-муравьи прозвали его Вопросик. С утра до вечера, а иногда и ночью Вопросик спрашивал обо всем на свете. И тогда друзья муравьи посоветовали ему пойти учиться в 1 класс. Вместе с вами, ребята. И сегодня он в нашем классе.

Учитель переворачивает третий плакат, где написано слово «ПОЗНАНИЕ». На обратной стороне плаката — Муравьишка.


Муравьишка долго не мог найти дорогу в нашу школу. Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто помог Муравьишке:

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит, да ноги.

(Черепаха)

Учитель может предложить детям другую загадку:

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят … (черепахи)

Молодцы! Действительно дорогу в школу Муравьишке Вопросику подсказала Мудрая Черепаха. Она тоже решила приходить к нам на уроки, чтобы помогать Муравьишке учиться.

Учитель переворачивает второй плакат, где написано слово «МИРА». На обратной стороне — Мудрая Черепаха.


— Да, и вы, ребята, узнаете от Мудрой Черепахе много интересного об окружающем мире. А что такое «Окружающий мир»? (Выслушиваются ответы учеников.)


2

Сообщение темы и целей урока.


— Узнать много интересного об окружающем мире нам поможет учебник. Рассмотрите обложку. Что вы здесь видите? (Ответы детей.)

— Какая птица изображена на обложке учебника? Кто знает название птицы? (Орел.) Давайте произнесем хором название птицы.

_Какие животные вам знакомы? (Снежный барс, сайгак, горный козел)


Подумайте, почему Муравьишку назвали Вопросик? (Он очень любознательный. Муравьишка любит задавать вопросы.)

— Чтобы много узнать об окружающем мире, нужно уметь задавать вопросы. Что бы вы хотели узнать об окружающем мире? (Выслушиваются ответы детей.)


Учитель: …

Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным,
Иначе вдруг увидишь ты…
Всмотрись проникновенным взглядом
В природу…
В ней с тобою рядом,
В простых, обычных проявленьях
Так много прелести своей!
Скажи: “Остановись, мгновенье!…”

Учитель: – Как выдумаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

Дети читают название темы урока

ПРИРОДА

Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”

Учитель: — Как вы понимаете эти слова?

(Дети дают свои объяснения)

Учитель: – Только природа может сделать человека добрее, богаче и красивее.

Учитель: – А что же такое природа?

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением природы и дают свои объяснения.)

Дети. – Природа – это солнце, небо, облака, цветок, бабочка, речка и т.д.

Учитель: – К природе относится всё что нас окружает, кроме того, что сделано человеком.


3

Беседа по теме урока


Рассмотрите схему

Учитель — Определите с помощью схемы, что на нашем рисунке относится к живой природе, а что к неживой.

Ответы детей.

Учитель — Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой?



Учитель. все изменения, которые происходят в природе, называют явлениями природы.

— Перечислите прекрасные явления, которые существуют в мире природы.

Дети .Гроза, снегопад, восход, закат, рассвет…

Учитель читает загадку

Над тобою, надо мною.
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес —
Прохудился и исчез.

— Что это?

 — Какое бывает у вас настроение, когда идёт летний дождь?

 Учитель. – Давайте послушаем, какие стихи о летнем дожде прочитают нам дети.

(Читают заранее подготовленные дети.)

1й ученик

Тучки по небу плывут,
Дождик летний нам несут.
Тучки в тучу собрались,
Ливнем сильным пролились.

2й ученик

Прогремел июльский гром –
Стало всё свежо кругом.
Чистый лес, и сад, и луг –
Как красиво всё вокруг!

Учитель: – Какое настроение у летнего дождя?

— Послушайте ещё одно стихотворение

Читает ученик

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла.

(А. Плещеев)

Учитель: — Какую картину вы представили?

Учитель: — Какое настроение вызывает у вас осенний дождь?



Физкультминутка.

Приплыли тучи дождевые
Лей, дождь, лей.
Дождинки пляшут как живые
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной
Пьёт, пьёт, пьёт.
А дождик тёплый, дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт.



Учитель: — Какие ещё явления мы можем наблюдать во время дождя? Послушайте загадку и назовите их.

Стучит без рук, горит без огня .( Гром и молния)

— Что страшнее гром или молния?



Отшумел и ушёл прочь летний дождь. Из- за туч выбралось солнце – и тотчас на листьях тополей и клёнов, лип и берёз заискрились водяные капли, а через небосвод от края и до края перекинулась ….(радуга)

Учитель. – какие загадки о радуге вы знаете?

Ответы детей (Разноцветное коромысло через речку повисло)

Учитель.

— почему возникает радуга? (дети высказывают свои предположения)

— Радуга возникает только в той стороне, куда ушёл дождь. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька – как крохотная призма, а поскольку их много, то и радуга получается в пол неба.

 Учитель.

Какие явления природы вы ещё знаете?


4

Работа с учебником.


1) Чтение и анализ стр 5-7


— Для того чтобы что-то узнать об этих предметах, нужно научиться задавать вопросы так, как умеет это делать Муравьишка. Кто сможет задать вопрос о том, что здесь нарисовано? (стр 5) (Дети поднимают руки.)

— Я приглашаю к доске Диаса. Он у нас будет Муравьишкой. Учитель надевает ученику шапочку муравья, зеленую кепочку и обращается к ребенку.

— Муравьишка, какой вопрос ты можешь задать о том, что здесь нарисовано? (Ученик задает вопрос.)

— Кто еще желает быть Муравьишкой Вопросиком?

Ученики по желанию выходят к доске, надевают кепку Муравьишки и задают вопросы.

— Молодцы! Мне кажется, Мудрой Черепахе понравились ваши вопросы. Ребята, а с каких слов начинаются ваши вопросы? (Ответы детей.) Прочитайте эти слова в правой части страницы.

Дети читают хором. Если в классе есть нечитающие ученики, слова читает учитель или один из читающих учеников.


2) Беседа по картинке. Стр 5


Назовите предметы неживой природы.

Назовите предметы живой природы.

Назовите предметы, сделанные руками человека. (юрта)




3) Работа по вопросам над содержанием.


Какое выражение правильно?

1. Природой называется все то, что окружает человека.

2. Природой называется все то, что сделано руками человека.

3. Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.


4) Работа в тетрадях.


Нарисовать 1 предмет неживой природы, 1 предмет, сделанный руками человека





6

Рефлексия


  • привлек меня тем…

  • показался интересным…

  • взволновал…

  • заставил задуматься…

  • навел меня на размышления…






Свежие документы:  Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Вода. Свойства воды»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: