Конспект урока для 1 класса «Почему идёт дождь, почему дует ветер?»

Конспект урока окружающий мир в 1 классе

по теме «Почему идёт дождь, почему дует ветер?»

Цель: объяснить причины возникновения природных явлений.

Задачи:

Обучающие:

— расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре;

— объяснить причины возникновения природных явлений;

— формировать опыт исследовательской работы;

— формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определённую тему.

Развивающие:

— раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;

— развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат,

— адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок,

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий,

— стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

— предлагать помощь и сотрудничество;

— определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

— договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

— ставить и формулировать проблемы;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

— узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире,

— установление причинно-следственных связей;

Ход урока

  1. Повторение изученного.

— о чём говорили на прошлом уроке.

— Поработаем в парах. Перед вами лежат листочки соедините высказывания из первого столбика со словами из второго столбика. (см. приложение №1)



Солнце – это огромный, пылающий созвездие

Солнце – это ближайшая к Земле шар

Луна – это звезда

Луна движется вокруг спутник Земли

Скопление звёзд на небе Земли



Учитель задаёт дополнительные вопросы по теме

  1. Изучение новой темы

— мы повторили, а теперь догадайтесь о чём мы будем говорить сегодня

-Отгадайте загадки

Шёл долговяз в сыру землю увяз.(дождь)



По полю рыщет

Поёт да свищет

Деревья ломает

К земле приклоняет (ветер)



— вспомните на какие вопросы мы ищем ответы в нашем новом разделе (Почему зачем)

— свяжите один из вопросов с полученными отгадками и вы узнаете о чём мы будем говорить на уроке.

— чтобы получить ответы на эти вопросы мы сегодня будем исследователями

— как вы думаете, почему идёт дождь?

— ответ на этот вопрос нам поможет найти опыт №1

— Что я делаю? (нагреваю воду)

— А что в природе нагревает воду? (солнце)

— Солнце — самый сильный источник тепла в природе.

— Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

— Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю предмет)

— Проверим, так ли это? (показываю)

— Почему образовались капельки?

-Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку.

— А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)

— А теперь вы проведёте опыт объединитесь в группы по 4 человека перед вами лежит вата , пинцет и блюдце с водой.

Опыт № 2

Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухнет от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем.

Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

Учитель поясняет детям все действия:

-Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

-Туча, туча что несешь?

Отвечает туча…

Дождь!

— Вот так появляется дождь.

— По итогам наших проведённых опытов составьте текст в котором вы должны в правильной последовательности расставить предложения пронумеровав их од 1 до 6 (см. приложение №2)

1.Солнце это сильный источник тепла на Земле.

2. Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода.

3.Вода превращается в пар.

4.Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды.

5. Капли воды собираются в облака, а затем в тучи.

6. Из тучи идёт дождь.

— Сейчас я предлагаю вам стать весёлым дождиком.(хлопаем в ладоши)

— как называется такой дождь?( ливень)

— А ещё в природе бывает дождь с названием косохлёст, ситничек. Грибной, Почему их так назвали и определите где какой дождь.

Физминутка

Капля раз капля два

Очень медленно сперва

А потом а потом

Всё бегом бегом, бегом

Мы зонты свои раскроем

От дождя себя укроем.

3.Как вы думаете Почему дует ветер?

— Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

— А откуда он взялся?

— Мы заставили рукой двигаться воздух.

— но движение воздуха мы можем не только почувствовать, но и увидеть.

Опыт 4.

— Но прежде скажите, где воздух теплее: в классе или в коридоре?

Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит воздух.

— Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.

— Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место.

— Что такое ветер ? (Ветер – это движущийся воздух.)

— Почему же он движется? (Земля в разных местах по — разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

-Какой же бывает ветер? Для ответа выберите слова, с помощью которых можно описать ветер. Работа в парах (см. приложение №3)

Сильный сладкий

Зелёный тёплый

Холодный пёстрый

Сырой порывистый

Слабый широкий

— Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое. Посмотрим, какие ошибки допустил художник при изображении действия ветра. Для этого откройте тетрадь на стр. 37, найдите задание №3.

— Молодцы! Вы нашли все ошибки.

— Так почему же дует ветер?

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот подошёл к концу урок. А мы с вами поднялись ещё на одну ступеньку в познании окружающего мира.

— получили мы ответы на свои вопросы?

— Так почему идёт дождь и дует ветер?

— Ребята как вы думаете, есть ли что-то общее в образовании дождя и ветра? (солнце)

— всё в природе взаимосвязано.

— у вас лежат солнышки. Если вы поняли почему идёт дождь и дует ветер, то нарисуйте весёлое солнышко ,а если вы ещё не разобрались в этих процессах то грустное.



ПРИЛОЖЕНИЕ №1



Солнце – это огромный, пылающий созвездие

Солнце – это ближайшая к Земле шар

Луна – это звезда

Луна движется вокруг спутник Земли

Скопление звёзд на небе Земли



ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Капли воды собираются в облака, а затем в тучи.

Солнце это сильный источник тепла на Земле.

Вода превращается в пар.

Из тучи идёт дождь.

Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода.

Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3



Сильный сладкий

Зелёный тёплый

Холодный пёстрый

Сырой порывистый

Слабый широкий

Свежие документы:  Тест по окружающему миру для 4 класса «Земля - кормилица»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: