Цель: Знакомство с термометром и правилами наблюдения за природой и изменениями в погоде..
Задачи: 1.Формирование новых знаний о способах изучения природы человеком.
— об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду.
— об изменениях природы в разные времена года.
— о людях, которые предсказывают погоду
— о приборах, по которым можно определить погоду
2. Совершенствование устной речи, навыков самостоятельного мышления.
3. Осуществление нравственного воспитания.
Тип урока: ввод новых ЗУН
Материал и оборудование:
Иллюстрации основных явлений природы – дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад.
Картинки различных видов облаков.
Картинки флюгера, термометра.
План занятия:
1. Введение
Разновидности и погоды и кто такой метеоролог.
Приборы, по которым можно определить погоду
Основные явления природы.
2. Приметы, по которым можно предсказать погоду.
Дидактическая игра – «Узнай народную примету».
3. Различные виды облаков.
4. Подвижная игра «Угадай явление природы»
5. Заключение
Ход занятия:
1.Орг.момент.
Проверка готовности. Психологический настрой. Постановка цели.
2.Повторение пройденного
«Мозговая атака» (вопрос-ответ)
-Как человек изучает природу? (наблюдает)
— Какая бывает природа? (живая и мёртвая)
— Что относится к живой природе?
— Что относится к неживой природе?
— Как люди связаны между людьми?
3. Ввод новых знаний.
Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода? …(ответы детей)
Уч-ль: Как о ней можно сказать…… (ответы детей — пасмурная, холодная, морозная…) А давайте сейчас с вами вспомним: А какая еще бывает погода?….(Учитель обращает внимание детей на картину, где изображены различные виды погоды.)
(Ответы детей: солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная, морозная, холодная, ясная)
Уч-ль: Молодцы ребята!
Уч-ль: Предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята (ответы детей —метеорологи.)
А давайте вспомним как они это делают? (ответы детей- они определяют ее по приборам)
Уч-ль: Ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды? (Учитель обращает внимание детей на доску, где изображена фотография термометра и флюгера).
(Ответы детей — термометр и флюгер).
Температуру воздуха измеряют термометром.В трубочке термометра находится подкрашенная жидкость. Это столбик термометра.Границу между показаниями холода и тепла обозначает 0(ноль).Когда холодно,столбик термометра опускается ниже ноля.Если тепло,столбик поднимается выше ноля.
Измеряют температуру в градусах.Говорят:”Сегодня 3 градуса тепла(+3 градуса)” или “Сегодня 10 градусов мороза(-10 градусов)”
-Покажите мне на наших образцах термометра +15 градусов (показ детьми)
А о флюгере вы узнаете из презентации.(наглядный показ флюгера).
Учитель: Ребята,давайте сделаем вывод ,для чего нужен термометр? (ответы детей — для определения температура воздуха) А флюгер зачем необходим?…… (ответы детей — для определения направления ветра).
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А деревья выше,выше.
Уч-ль: Ребята, а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода?….
Уч-ль: Ребята, а давайте вспомним, мы об этом с вами уже говорили, кому необходимо знать какая погода будет завтра?…..(ответы детей — нашим родителям).
Уч-ль: А еще? Людям каких профессий, надо знать погоду?.. (ответы детей — водителям автобусов, шоферам, летчикам).
Уч-ль: Давайте вспомним ребята, а по каким известным вам явлениям природы можно судить о погоде?
(ответы детей — дождь, снег, град, туман, роса, ветер, гололедица, лед, листопад)
.Погода – состояние воздушных масс.Природные явления –
разные изменения в природе.
Угадайте природные явления.
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.(дождь)
Я березку качну
Я тебя подтолкну
Налечу,засвищу
Даже шапку утащу
А меня не видать
Кто я? Можешь угадать?(ветер)
(Показ презентации на тему что такое погода?)
Уч-ль: Ребята, а давным-давно, когда еще не было метеорологов, наши бабушки и дедушки пытались предсказать погоду и собрали множество примет, которые им в этом помогали. А давайте вспомним ребята народные приметы о погоде и поиграем в игру «Угадай народную примету».
(Учитель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает).
1) Ласточки низко летают — … (к дождю)
Стих подсказка детям:
В небе ласточки летают —
День погожий обещают.
А летают низко —
Значит……… дождик близко. (Кто-нибудь из детей встает и говорит народную примету)
2) Деревья покрылись инеем — ….(к теплу)
3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)
4) Воробьи купаются в песке или в пыли -…(к дождю)
Зарисовывали с детьми:
— Солнце село в тучу — …… (к дождю)
— Много ягод на рябине — ….. (к холодной зиме)
— Цветки одуванчика закрываются — … (перед дождем)
Учитель: Ребята, пока мы с вами говорили о народных приметах, посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли.
Уч-ль: Вы их узнаете?…. (ответы детей- кучевые, перистые, дождевые, грозовые..).
Уч-ль: А кто-нибудь из Вас знает из каких облаков может пойти дождь? Как они называются?…
(ответ ребенка — дождевые, воспитатель просит показать ребенка эти облака)
Уч-ль: А если гремит гром и сверкает молния, то на небе мы видим какие облака, как они называются?(ответы детей — грозовые)
Уч-ль: А какие ребята облака предвещают нам хорошую, ясную, солнечную погоду? ……. (ответы детей — кучевые). Учитель просит кого-то из детей показать эти облака на доске.
Учитель: Ребята, давайте подумаем, а как можно еще охарактеризовать эти облака?…. Как еще о них можно сказать,,,,? (ответы детей — голубые, серые,….).
Посмотрите, наши волшебные облака приготовили нам сюрприз: Ой, ребята, что это? Здесь какие-то карточки.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что на них изображен, мы об это с вами уже в начале занятия говорили ?……..……(ответы детей- явления природы.) Ребята, раз уж наши облака прислали нам такие красивые карточки, давайте мы с ними поиграем: Я вам сейчас раздам наугад эти карточки…. Вы рассмотрите их и расскажете нам кому какое явление попалось? (дети по очереди называют явления природы, которые у них изображены на карточке).
Учитель: А сейчас слушайте внимательно, правила игры «Угадай явление природы».
Правила игры: Я говорю: Море волнуется раз, море волнуется, море волнуется три…… далее я показываю картинку о времени года и все явления, которые в это время годы бывают должны подбежать ко мне сюда к картинке. Остальные дети замирают в любой фигуре.
Картинка лето: град, роса, радуга дождь.
Картинка зима: сосулька, иней…. снег
Картинка осень: листопад, капель……, дождь
Картинка весна: ледоход, капель,……… дождь, радуга.
Итог занятия:
Учитель: Ребята мы сегодня с вами поговорили:
— о людях, которые предсказывают погоду, напомните мне как они называются…….( ответы детей — метеорологи)
— вспомнили народные приметы о погоде;
— поговорили о явлениях природы, которые бывают в разное время года; об облаках.
Мартукская средняя школа №1
Открытый урок по познанию мира в 1 “Б” классе на тему “Погода”
проведенный в рамках декады “Применение ИКТ технологий в образовательном процессе”
Учитель начальных классов:Баспаева Б.С.
2014-15 уч.год.