подготовила воспитатель
Сафронова Татьяна Валерьевна
Северодвинск
2013
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло необычное письмо (показывает). Интересно, от кого оно и кому предназначается? (читает надпись на конверте) «Детям старшей группы от мэра города Северодвинска». А кто такой мэр?
Дети: Это самый главный человек в нашем городе, он издаёт законы, управляет городом.
Воспитатель: Мэр нам пишет, что пропали три главных символа нашего города. Необходимо срочно их найти и рассекретить. В этом деле мэр надеется на вашу помощь и желает вам удачи. Ребята, отправляемся на поиски трёх символов Северодвинска?
Дети: Да.
Воспитатель: А о каких трёх символах говорится в письме? Что мы будем искать?
Дети: Герб, гимн и флаг.
Воспитатель: По дорожке мы пойдём,
В страну Геральдику попадём.
Дети подходят к мольберту и встают полукругом.
Воспитатель: Посмотрите на эту картину (дети рассматривают репродукцию картины В.Васнецова «Богатыри»). Как одеты богатыри? Каким они пользовались оружием? Раньше воины были одеты в металлическую одежду – кольчугу и шлем, использовали разнообразное оружие – копья, мечи, стрелы, щиты. Для чего богатырям нужна была металлическая одежда?
Дети: Чтобы враги не могли поранить их.
Воспитатель: Так были одеты русские воины. А в других странах воины, их ещё называли рыцарями, одевались немного по-другому. У них тоже были металлические шлемы, а вместо кольчуги – латы (показать иллюстрацию). Рыцари часто проводили турниры, во время которых воинам трудно было узнать, где свои, а где соперники, потому что одежда была одинаковая. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам и щитам разные знаки, придумывали разные рисунки. Так они стали различать во время турниров своих соперников. Вот такой знак и назывался гербом.
Потом гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, и города, и страны. На гербе старались изобразить что-то очень важное для города, страны. Если на гербе был нарисован медведь, то это обозначало, что здесь живёт сильный и мужественный народ. А если была изображена рыба, то это могло обозначать, что этот народ занимается рыболовством.
Обо всём, что любо городу,
Обо всём, что ему дорого,
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
(На столе перед детьми разложены различные элементы гербов – солнце, волна, медведь, меч, цветок и другие). Посмотрите на элементы разных гербов, вспомните, что изображено на гербе Северодвинска и покажите (проводится дидактическая игра «Подбери элемент к гербу»).
Дети: На гербе нашего города изображён цветок шиповника.
Воспитатель: Что он обозначает?
Дети: Это символ мира. Кроме того, когда первые исследователи приплыли в наши края, первое, что они увидели – это розовый от цветущего шиповника остров Ягры.
Воспитатель: Что ещё находится на гербе нашего города?
Дети: Морская волна.
Воспитатель: Что значит этот символ?
Дети: Что наш город находится на берегу Белого моря.
Воспитатель: Правильно, а сейчас давайте поиграем.
Дети располагаются на ковре, у каждого поднос с гербами разных городов. Проводится дидактическая игра «Найди герб нашего города», карточки с изображением герба дети берут с собой.
Воспитатель: По дорожке мы пойдём,
В город Гимнос попадём.
Дети подходят к столу с выстроенным из конструктора замком и садятся на стулья.
Воспитатель: У каждого народа есть не только свой герб, но и гимн. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну, свой город. Когда звучит гимн?
Дети: На спортивной олимпиаде, при награждении, на открытии памятников.
Воспитатель: Как нужно слушать гимн?
Дети: Стоя и молча.
Воспитатель: Почему?
Дети: Так люди проявляют уважение к своему народу, городу.
Воспитатель: Верно ли, что при прослушивании гимна можно танцевать, маршировать?
Дети: Нет.
Воспитатель: У города Северодвинска тоже есть свой гимн, своя торжественная песня. Слова гимна написал поэт Александр Ипатов, а музыку – композитор Михаил Приходько. Давайте послушаем гимн родного города, стоя, с уважением.
Звучит гимн Северодвинска.
Воспитатель: Какую по характеру музыку написал композитор к гимну Северодвинска?
Дети: Серьёзную, торжественную, величественную.
Воспитатель: О чём поётся в гимне?
Дети: О том, что наш край суровый, северный. Наш город вырос на берегу Белого моря, среди болот. В нём живут отважные люди – кораблестроители. Северодвинск – самый родной и любимый город.
Воспитатель: Какие чувства у вас вызывает гимн города?
Дети: Гордости, уважения, любви к родному городу.
Дети берут диск с записью с собой.
Воспитатель: По дорожке мы пойдём,
Во владения маркиза де Флага попадём.
Дети подходят к столам.
Воспитатель: У каждого народа, города есть свой флаг. Где можно увидеть флаг?
Дети: На домах, в дни праздников, на космических кораблях, самолётах.
Воспитатель: На флаге изображается то, чем славится страна, город. Давайте придумаем и создадим флаг для нашего города. Посмотрите, на палитре находятся разные цвета и оттенки. Какие элементы на флаге можно с помощью их изобразить?
Дети: Голубого цвета – волну, небо, ветер; белого – снежинку, чайку, синего – корабль, подводную лодку; жёлтого – солнце, цветок.
Дети выполняют коллективную работу из самоклеющейся бумаги, берут флаг с собой.
Воспитатель: Мы выполнили задание мэра Северодвинска. Какие три символа нашего города мы нашли и рассекретили?
Дети: Мы нашли герб, гимн и флаг Северодвинска.
Воспитатель: Что изображено на гербе?
Дети: Морские волны, цветок шиповника.
Воспитатель: О чём поётся в гимне?
Дети: О нашем родном городе, о суровой природе, о людях-тружениках.
Воспитатель: Где можно повесить флаг нашего города?
Дети: На детский сад, на здания во время праздников.
Воспитатель: Наши находки мы положим в конверт и напишем письмо мэру обо всех приключениях.
Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – М., Просвещение, 1990.
Знакомим дошкольников с родным городом/ Алёшина Н.В., — М., 1999.
Как научить детей любить Родину/ Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. и др. – М., 2005.
Мой родной дом/ Под ред. Араповой-Пискарёвой Н.А.., — М., 2005.