Тема урока: Весна – природа пробуждается (1 класс)
Цель урока:
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи урока:
Продолжать формирование элементов экологической культуры;
Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
Воспитывать чувство гордости за родной край.
Ход урока:
Оргмомент.
— Здравствуйте, ребята.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 2)
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
Актуализация знаний и формулирование темы урока.
— Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.
— Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)
— Какая бывает природа?
— Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)
— А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)
— По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)
— Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
(С.Маршак)
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? — Скажите, какое сейчас время года?/весна/
Чтобы узнать тему нашего урока вы должны расшифровать криптограмму. (Слайд 4)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
П | Б | Р | Н | О | Т | У | С | Я | Ж | Е | Д | И | В | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Весна – природа пробуждается.
(слайд 5)
— А какое время года она сменяет? (зиму)
— Назовите мне признаки зимы. (становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д.)
— А чем весна отличается от зимы? (становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д.)
— Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).
— А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.
— Назовите весенние месяцы (Слайд 6) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)
— МАРТ – первый месяц весны.
— Март назван в честь бога войны Марса. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
21 марта – день весеннего равноденствия, — день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает…..
А знаете ли вы, что…? В настоящее время Наурыз отмечается 21марта, как официальное
начало нового года по астрономическому
солнечному календарю в Иране и Афганистане. Как государственный праздник Новруз отмечается 21 марта в Узбекистане,Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане, Албании, Киргизии, Македонии, Турции; В Казахстане Наурыз, как государственный праздник, отмечается 21—23 марта. В далёком прошлом казахи называли Новруз Великим днём улуса. Среди народов, отмечающих праздник Новруз, повелось: чем щедрее праздник, тем благополучнее пройдёт год. Какнациональный праздник Новруз отмечается 21 марта в некоторых регионах России, таких как Дагестан, Татарстан,Башкортостан и других национальных регионах. Также, как национальный праздник, Новруз отмечается 21 марта в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, Иракском Курдистане, некоторых регионах Индии.
АПРЕЛЬ называют даровитым месяцем или снегогоном.
— АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
А месяц МАЙ назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.
— МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.
Работа в группах распредели правильно картинки. (проверка слайд 7)
Постановка проблемного вопроса.
(Слайд 8)
— Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.
Как изменения в неживой природе влияют на пробуждение природы?
— Скажите, а что повлияло на эти изменения? (потепление).
Совместное открытие нового.
Работа в группах.
— По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)
— Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 9)
Карточка № 1.
Стало теплее Земля покрылась снегом. День увеличивается. Лёд на реке тает. Листья желтеют. Птицы прилетают с юга.
|
Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 9)
— Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 9)
Физминутка
(Слайд 10-24)
— А теперь скажите, как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
— Как потепление связано с состоянием снега? (Появляются проталины (Слайд 25); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; а днём снег таит)
— Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?
Работа в парах
— Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 26)
Карточка № 2.
Возвращаются из тёплых краёв птицы.
Зацветают растения.
Тает снег.
Появляются насекомые.
Больше солнечного света.
— Проверка по слайду. (Слайд 27)
Работа в группах.
— Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 28)
Карточка № 3.
Весна приходит к нам сразу после ________.
Весенние месяцы – это_______________.
Весну можно узнать по таким признакам_______,
Первые растения, которые появляются весной – это___________________________
Какие весенние праздники вы знаете?_________________
— Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).
— Как только на улице потеплеет, нас сразу начинают радовать своей красотой растения первоцветы? А как вы думаете, почему их так назвали? (Зацветают первыми)
— Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 29-30)
— Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)
-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
-Из под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(подснежник) – «галантус»
бывают синие и белые
-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)
Медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)
— Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)
— Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)
— У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.
Охрана растений.
Охрана растений.
— Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
— Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)
Опыт.
Подведение итогов.
— Теперь сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (потепление) (Слайд 31)
— Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
— Что нового узнали на уроке?
— Что было для вас самым интересным на уроке?
— Что было сложным? Вызвало затруднения?
7. Рефлексия. (Слайд 32)
— Возьмите стикеры и оцените наш урок (мне понравился урок, мне было скучно).
— Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы Михаила Михайловича Пришвина:
«Всё прекрасное на земле — от солнца, и всё хорошее от человека».
Домашнее задание.
Ухаживать за цветами, которые мы посадили.