Конспект урока для 1 класса «Весна – природа пробуждается»

Тема урока: Весна – природа пробуждается (1 класс)

Цель урока:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:


  1. Продолжать формирование элементов экологической культуры;

  2. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

  3. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

  4. Воспитывать чувство гордости за родной край.



Ход урока:

  1. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?


Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 2)


Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.


  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.



— Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

— Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

— Какая бывает природа?

— Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

— А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

— По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)


— Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)


Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

(С.Маршак)

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? — Скажите, какое сейчас время года?/весна/

Чтобы узнать тему нашего урока вы должны расшифровать криптограмму. (Слайд 4)



https://artsides.ru/big/item_5718.jpg














П

Б

Р

Н

О

Т

У

С

Я

Ж

Е

Д

И

В

А













































































https://artsides.ru/big/item_5718.jpg


































Весна – природа пробуждается.

(слайд 5)


— А какое время года она сменяет? (зиму)

— Назовите мне признаки зимы. (становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д.)

— А чем весна отличается от зимы? (становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д.)

— Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).

— А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.

— Назовите весенние месяцы (Слайд 6) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)




МАРТ – первый месяц весны.

— Март назван в честь бога войны Марса. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

  • 21 марта – день весеннего равноденствия, — день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает…..

А знаете ли вы, что…? В настоящее время Наурыз отмечается 21марта, как официальное

начало нового года по астрономическому

солнечному календарю в Иране и Афганистане. Как государственный праздник Новруз отмечается 21 марта в Узбекистане,Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане, Албании, Киргизии, Македонии, Турции; В Казахстане Наурыз, как государственный праздник, отмечается 2123 марта. В далёком прошлом казахи называли Новруз Великим днём улуса. Среди народов, отмечающих праздник Новруз, повелось: чем щедрее праздник, тем благополучнее пройдёт год. Какнациональный праздник Новруз отмечается 21 марта в некоторых регионах России, таких как Дагестан, Татарстан,Башкортостан и других национальных регионах. Также, как национальный праздник, Новруз отмечается 21 марта в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, Иракском  Курдистане, некоторых регионах Индии.


АПРЕЛЬ называют даровитым месяцем или снегогоном.

— АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.


А месяц МАЙ назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

— МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.

Работа в группах распредели правильно картинки. (проверка слайд 7)

  1. Постановка проблемного вопроса.


(Слайд 8)

Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

Как изменения в неживой природе влияют на пробуждение природы?

— Скажите, а что повлияло на эти изменения? (потепление).



  1. Совместное открытие нового.

Работа в группах.

— По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

— Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 9)

Карточка № 1.

Стало холоднее.

Образовались проталины

День уменьшается. Река замерзает.

Листья распускаются.

Птицы улетают на юг.

Тает снег и лёд.

Стало теплее

Земля покрылась снегом.

День увеличивается.

Лёд на реке тает.

Листья желтеют.

Птицы прилетают с юга.



Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 9)

— Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 9)

    1. Физминутка

(Слайд 10-24)

— А теперь скажите, как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

— Как потепление связано с состоянием снега? (Появляются проталины (Слайд 25); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; а днём снег таит)


— Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?

Работа в парах

— Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 26)



Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.


— Проверка по слайду. (Слайд 27)


Работа в группах.

— Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 28)

Карточка № 3.

  1. Весна приходит к нам сразу после ________.

  2. Весенние месяцы – это_______________.

  3. Весну можно узнать по таким признакам_______,

  4. Первые растения, которые появляются весной – это___________________________

  5. Какие весенние праздники вы знаете?_________________

— Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).


— Как только на улице потеплеет, нас сразу начинают радовать своей красотой растения первоцветы? А как вы думаете, почему их так назвали? (Зацветают первыми)


— Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 29-30)

— Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)


-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)


-Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает

(подснежник) – «галантус»

бывают синие и белые

-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)

Медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)

Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)

Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)

— У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.


Охрана растений.



Охрана растений.

— Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?


— Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

Опыт.

  1. Подведение итогов.

— Теперь сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (потепление) (Слайд 31)


— Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

— Что нового узнали на уроке?

— Что было для вас самым интересным на уроке?

— Что было сложным? Вызвало затруднения?

7. Рефлексия. (Слайд 32)

— Возьмите стикеры и оцените наш урок (мне понравился урок, мне было скучно).

— Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы Михаила Михайловича Пришвина:

«Всё прекрасное на земле — от солнца, и всё хорошее от человека».

  1. Домашнее задание.


Ухаживать за цветами, которые мы посадили.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Употребление в речи существительных во множественном числе. Повторение числительных до 20"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: