Вода и воздух.
Урок окружающего мира с применением ИКТ
1 класс
УМК «Планета Знаний»
Цель: создать условия для ознакомления с правилами постановки опытов по выявлению свойств воды.
Задачи: Раскрыть значение воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.
Вырабатывать умения анализировать и делать выводы. Воспитывать любовь к природе и родному краю.
Планируемые результаты:
Определяют значение воды в природе.
Самостоятельно делают простейшие опыты.
Овладевают чувством личной ответственности за свои поступки в мире.
Универсальные учебные действия:.
Познавательные: различают методы познания окружающего мира по его целям(наблюдение, экспериментирование)
Логические: анализируют результаты опыта и делают выводы.
Коммуникативные: ведение диалога
Оборудование:
Интерактивный комплекс
Лабораторное оборудование
Лабораторный материал (лед, снег, водопроводная вода, соль, сахарный песок ,акварельные краски)
Дидактический материал картинки для индивидуальной работы,
прозрачные стаканы с водой, ложки, мисочка с сахаром , воздушные шарики трех цветов: красный, желтый и зеленый, , ручки, цветные карандаши.
I.Орг.момент.
Учитель: Пусть сегодня для нас всех.
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей.
С ними нам вдвойне теплей,
Я желаю вам удачи,
И успешность в придачу!
Учитель: Ребята скажите мне пожалуйста, вы любите искать ответы на трудные вопросы?
Дети: Да!
Учитель: А эти ответы интереснее искать одному или с друзьями?
Дети: С друзьями!
Учитель: Я с вами полностью согласна. Так давайте сегодня на уроке будем дружными, не будем мешать друг другу плохим поведением . Давайте вспомним правила школьника.
Слайд 1.
Не отвлекаться
Внимательно слушать учителя
Не выкрикивать, поднимать руку.
Помогать товарищу.
—Молодцы. А какие слова нам помогают в наших поисках?(Слова вопросы)
-Где мы встречались? (В букваре)
-Как они называются? (Шестерка слуг)
-Может быть кто ни будь вспомнит это стихотворение. Прочитай нам его, а дети сосчитают все слова вопросы.(Букварь стр.61)
-Молодец!
2.Введение в тему (актуализация знаний).
1.Учитель:На предыдущем уроке мы с вами узнали ,что находится у нас под ногами Дети:(земля, камни),над головой(небо, звезды, солнце).вокруг нас(леса, поля, луга, реки, озера).
Учитель: А сегодня на уроке мы узнаем, что окружает нас повсюду, но сначала отгадайте загадки, а помогут нам в этом слова –вопросы.
Слайд 2
Через нос проходить в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
— Что это?(Воздух)
Учитель: Конечно ребята воздух.
А вот такая загадка.
Я и тучка и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу.
-А это что ребята? (Вода) Слайд 3.
—Как вы думаете, почему я начала урок с этих загадок?
Дети: Это тема урока.
Учитель: Правильно ребятки.
II.Основная часть урока.
1.Целевая установка:
Учитель: Ребята ,так о чем мы будем говорить на уроке?
Дети: О воде и воздухе.
Учитель: Да тема нашего урока «Вода и воздух» Слайд 4.
Учитель: Сегодня у нас не простой урок, а урок – исследование, как настоящие ученные будем проводить опыты, чтобы найти ответы на наши вопросы.
Сегодня мы будем работать над темой «Вода».Как вы думаете почему? Слайд 5
2.Мобилизация знаний:
Что произошло бы в природе, если бы в ней совсем исчезла вода?
Дети : Где нет воды, там и нет жизни.
Учитель: Правильно, трава, деревья, животные не могут жить без воды. И человек без воды тоже погибнет.
-А как вы думаете, вода относится к живой или неживой природе, объясните почему? (Дети высказывают разные мнения . В обсуждении приходим к выводу, что вода относится к неживой природе, так как объекты живой природы должны уметь дышать, питаться, расти, размножаться и погибать. Вода этого не может.
-Только что мы с вами выяснили, что вода относится к неживой природе. Ачто еще вы можете сказать о воде?
(Высказывание детей)
-Давайте откроем учебник на стр.60 и посмотрим, где мы сталкиваемся с водой каждый день, где человек использует воду? Слайд 6
Работа с учебником.
Дети: (Вода есть в дожде, в снеге, в ручьях, человек готовит пищу, пьет воду, моется и т.д.)
Учитель: Так как вы думаете? Смог бы человек жить без воды?
Дети: Нет
Учитель: Правильно, более того: человек сам состоит более чем на 70 процентов из воды. Если представить человека в виде пустого сосуда, то вот как бы это выглядело Слайд 7
Учитель :Продолжим работу.
Конечно, человек не бутылка с водой. Вода представлена в нашем организме в виде крови, слюны, других жидкостей. Видите какой интересный объект –вода. Вот небольшая подборка интересных фактов о воде.: (Заранее подготовленный ученик)
Дети:- Горячая вода замерзает быстрее.
-Человек может обходиться без пищи 30 суток, а без воды меньше недели. А в неделе сколько дней? (7)
-Вода- это простое и очень эффективное лекарство, всегда под руками. С ее помощью можно прогреть организм попарив ноги, сделать ингаляцию подышав парами над миской с горячей водой.
-Загрязненные подземные воды очищаются в течении нескольких тысячелетий.
Учитель: Вот видите ,какой важный факт. Вода в природе очищается очень медленно от загрязнений, а тратим мы воду и загрязняем гораздо быстрее, чем она восстанавливается. ,давайте сделаем вывод.
Дети: Воду надо беречь!
Физминутка (Тучка) Слайд 8.
В раковине капает вода.
Учитель: Ребята, прислушайтесь, может вы услышите, кто у нас в гостях?
Дети: Капелька
Учитель: Правильно. Много интересного мы сегодня узнаем о воде. А теперь давайте будем изучать свойства воды, как настоящие ученные.
Для этого разделимся на группы.
«Удивительные превращения».
Проведем опыт №1
-Я решила поиграть и в морозильник и поместила воду. Вот что произошло.
-Где же моя вода?
-Еще принесла снег. Как он образовался?
Положим лед и снег на блюдце.
-Что произойдет?
-Снег и лед превращаются в воду.
-Значит при низких температурах, вода находится в твердом виде, а в тепле – в жидкости.
-Если дома закипит чайник, что мы наблюдаем?
-Пар .Слайд 9
Вывод: вода бывает твердой, жидкой ,газообразное
Опыт №2
—Посмотрите на стакан с водой.
-Что в стакане (Только вода)
Учитель отворачивается и незаметно кладет предмет.
—Что вы видите в стакане?
-Почему?
Вывод: вода прозрачная
Опыт №3
Я приглашаю помощников.
-Берем два стакана с водой.
-Насыпаем в один стакан соли, а в другой сахарного песка. Размешиваем.
-Что произошло? Куда они подевались?
Вывод: вода растворяет вещества.
—Можем ли мы сказать, что соль и сахар исчезли совсем?
-Нет. Докажите.(Попробуем)
-Что получилось в стакане (Раствор)
Физкультминутка.(Хомка)
-Продолжаем изучать воду.
Опыт №4
-На палочке у меня краска. Я опустила палочку в воду.
-Что произошло с палочкой?
-Она стала чистой.
-Что стало с водой?
-Поменяла цвет.
Вывод : Вода окрашивается.
III. Заключительная часть.
Наша капелька помогла лучше узнать воду.
-Какие свойства воды вы узнали на уроке?
-бесцветная
-прозрачная
-не имеет запаха
-не имеет вкуса
-может растворять некоторые вещества.
-Почему необходимо бережно относиться к воде?
IV.Работа в тетради по окружающему миру (с.5)
Задание 1.
Раскрась рисунок.
В какую сторону плывут облака?
Нарисуй, как будут падать дождевые капли.
V.Рефлексия .
Игра «Найди лишнее слово» (Работа в группе)
Давайте повторим правила, работы в группе:
Разговаривай тихо, так чтобы тебя слышали только члены твоей группы.
Уважай мнение своего партнера, дай высказаться всем желающим..
Не отвлекайся на посторонние действия.
Принимай активное участие в работе группы, ее успех зависит от каждого участника.
-У нас на столах карточки со словами, найдите лишнее слово.
Соль, сахар, вода, горчица.(Вода не имеет вкуса)
Снег, радуга. лист растения, вода(вода не имеет цвета)
Вода, одеколон ,жареная картошка ( вода не имеет запаха)
Учитель: Ну что же. Вы сегодня побыли учеными, исследователями. Вам удалось найти ответы на те вопросы, которые вы задавали в начале урока? Что интересного для себя вы узнали о воде ? Вам понравилось работать на уроке?
Обсудите в группе и надуйте тот шарик, который, по вашему мнению, отражает качество работы в группе.
Если у вас все получалось, группа работала слаженно, вам было все понятно – покажите зеленый шарик.
Если были проблемы в работе в группой, но с работой вы справились – покажите желтый шарик.
Если группа плохо работала, не справлялась с работой, отставала — покажите красный шарик.
VI. Итог.
Спасибо за работу.Молодцы.