Окружающий мир
1 класс
Тема: «Вышел ты на улицу»
Урок составлен учителем начальных классов 1 квалификационной категории
МБОУ «Никологорской средней общеобразовательной школы
Вязниковского района» Борисовой Т. В.
Тема: Правила дорожного движения
Цель: создание условий для формирования системы знаний, умений и навыков учащихся о правилах дорожного движения
Задачи:
пополнение имеющихся знаний учащихся по ПДД;
развитие наблюдательности, самостоятельности мышления, внимательности на дорогах;
воспитание культуры поведения на улице, в общественном транспорте, в жилой зоне.
Форма урока: виртуальная экскурсия.
Оборудование:
плакаты дорожных знаков,
модель светофора,
жезл,
компьютер, видеофайлы
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока. 1 слайд.
— Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в виртуальный город. А поможет нам в этом компьютер. Слышите! (Щелчок. Звуки машин) Это мчатся по дорогам нашего города легковые автомобили, автобусы, грузовики. По тротуарам спешат люди. Всё в движении. Мы живем в мире скоростей. Сегодня мы будем учиться правильно вести себя на улицах этого города.
II. Изучение нового материала.
2 слайд. — Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар). Покажите тротуар. Что такое проезжая часть? (Это часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств). Покажите проезжую часть. Кто движется по тротуарам, проезжей части? Кого можно назвать пешеходом? Кем являемся мы с вами? Все люди и большие и маленькие, как только выходят на улицу, сразу становятся пешеходами. А кого называют водителем? О каких правилах говорится? Почему и водитель, и пешеходы должны знать и соблюдать правила дорожного движения?
— Правильно, ребята, и водитель, и пешеход — все являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок — хорошо знал правила дорожного движения.
3 слайд. — Почему пешеход на перекрестке должен быть особенно внимателен? Почему перекресток опасное место?
4 слайд. – В нашем поселке почти нет тротуаров. Значит нам особенно важно уметь двигаться по таким дорогам. Почему пешеход должен двигаться навстречу движению?
5 слайд. – Как вы думаете, что обозначает эта схема? Расскажите, как вы переходите улицу? (Щелчок)
6 слайд. – Где безопасно переходить проезжую часть? (пешеходный переход, подземный, надземные пешеходные переходы, пешеходная дорожка “зебра”). Что такое «Зебра»? Где в нашем поселке вы видели такую разметку? А для кого знак? Он привлекает внимание водителей, чтобы они притормозили пред пешеходным переходом и пропустили пешеходов.
7 слайд. – Какие сигналы есть у светофора?
8- 9 слайд. — При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (Зеленом).
Физминутка. Игра «Красный. Желтый. Зеленый»
— Усаживайтесь поудобнее! Мы будем пассажирами. А кто такой пассажир?
Учащиеся:
— Это люди, которые находятся в транспорте. Какие правила пассажиров вы знаете?
10 — 11слайд. – Где нужно переходить улицу, выйдя из автобуса? А выйдя из трамвая, переходи улицу впереди него. Мы с вами ходили в музыкальную школу на концерт. Как мы шли? 12 слайд.
13 слайд. «Наши друзья – дорожные знаки» — Прочитайте. Почему дорожные знаки наши друзья? Какие дорожные знаки вы знаете? — Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов. Они устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению.
14 слайд
1) есть знаки предупреждающие, они информирует водителей о приближении к опасному участку дороги.
2) есть запрещающие знаки. Они запрещают движение.
3) есть предупреждающие знаки. Они разрешают направление движения и определенную скорость.
4) есть информационно-указательные знаки. Они сообщают. Что можно делать?
5) есть знаки сервиса. Они информируют о расположении, например, пункта медицинской помощи, места отдыха, столовой.
— Теперь вы попробуйте определить, что обозначают следующие знаки:
15 слайд — Эти знаки предупреждают водителей и пешеходов о том, что впереди железнодорожный переезд. Этот знак предупреждает о том, что впереди на дороге перекресток.
16 слайд – Этот знак предупреждает, что впереди регулируемый перекресток. Нужно следить за сигналами светофора. Этот знак запрещает въезд транспорта. Этот запрещает движение пешеходов.
17 слайд – этот знак разрешает движение только пешеходам и называется пешеходная дорожка. Этот знак должен стоять у школ. Водители здесь должны быть особенно осторожны. А это знак стоянки автомобиля (парковки). Не заходите на эту площадку.
Игра «Кто узнает дорожный знак»
— Послушайте внимательно и догадайтесь, о каких дорожных знаках говорится. Поднимите карточку с этим знаком.
1. По полоским черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет-
Пешеходный переход!
2. Погляди скорей, водитель:
Здесь для пеших переход.
Значит, чтоб не навредить им,
Ты обязан сбавить ход!
3. Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды
В тихий час стоять ей надо. (Место стоянки).
4. Говорит мне мой сосед:
— Если есть велосипед,
Где захочешь, там кати,
Знай педалями крути!
— Нет, приятель, все не так!
Я скажу тебе, чудак!
Коротко и ясно!
Только там, где этот знак,
Ездить безопасно!
5. Этот знак довольно прост —
Пешеход идет на мост.
Тут поднялся — там сошел,
Безопасно, хорошо!
6. Здесь дорожные работы —
Ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу
Лучше просто обойти!
7. Где увижу знак такой,
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая! (Движение пешеходов запрещено).
8. Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя,
Ездить на велосипеде!
9. Детвора, дома, газоны,
Игры, смех, кругом народ.
Тут же знак — “жилая зона”,
Здесь хозяин пешеход.
10. Чтобы тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный
Учитель: — У меня в руках волшебная палочка. Как называется эта волшебная палочка? (Жезл). Кому принадлежит она? Когда-то жезл представлял собой длинную трость, украшенную дорогими камнями, и был символом большой власти. С жезлом в руках выходили к народу короли и полководцы. Сейчас эти маленькие и скромные жезлы остались лишь у регулировщиков. Но они продолжают обладать большой властью, ведь они командуют дорожным движением.
— Кто такие регулировщики?
— Регулировщик всегда приходит на помощь светофору, где очень интенсивное движение. Он стоит на перекрестке с нагрудным знаком и волшебной палочкой в руках. Регулировщиком может быть не каждый, а знающий определенные движения.
-Движения регулировщика жезлом соответствуют трем цветам светофора. Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной — это значит переходить улицу нельзя. Когда он поднял жезл вверх — значит, подан сигнал “Внимание”, всем надо ждать следующего сигнала, приготовиться двигаться или остановиться. А когда он повернулся к вам плечом — это значит можно переходить улицу.
— Сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Регулировщик»
18 слайд. – Прочитайте. Сигналы автомобиля просят нас быть внимательными. Давайте узнаем почему.
19 слайд – Почему такие игры опасны?
20 слайд – Прочитайте. А теперь давайте проверим ваши знания, полученные сегодня на уроке.
— Сейчас мы попадем в сказочный город. На улицах торопятся куда-то по своим делам зайчата, медвежата и другие зверюшки – жители этого города. Давайте поможем им правильно выполнять ПДД.
21, 22,23,24,25,26 слайды — Что жители этого города делают неправильно?
27 слайд. Чтение хором. — Молодцы, ребята! Я желаю вам, вырасти крепкими и здоровыми.
Домашнее задание. Наблюдать и изучать дорожные знаки нашего поселка. Провести исследование: «Где находится «Зебра»?»
5