Конспект урока для 1 класса «Живые обитатели планеты. Растения и животные»

Учитель: Корбакова И.Н.

Место работы: МОУ СОШ № 77, должность: учитель начальных классов

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Тема урока: Живые обитатели планеты. Растения и животные

Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по данной теме.

Тип урока: изучение нового материала

Методы урока: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические

Место урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Живые обитатели планеты»

Время реализации занятия: 40 мин.



Тема

Живые обитатели планеты. Растения и животные.

Цели


1)учить обнаруживать взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости значения живых организмов для человека на примере формирования представления групп растений и животных;

2)учить проводить простейшую классификацию групп живых организмов, выделять общие и специфические особенности растений и животных

Планируемый результат

Предметные:

Знания: иметь представления о главных отличиях растений и животных, знать признаки живых организмов, иметь первоначальное представление о грибах как особом царстве.

Умения: уметь называть живые и неживые природные богатства, называть объекты природы; уметь оценивать правильность поведения людей в природе.

Личностные:
Помочь ученикам осознать практическую значимость учебного материала.

Метапредметные:

РУУД:

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапам урока.

КУУД:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

ПУУД: общеучебные- воспроизводят по памяти информацию, полученную на основе жизненного опыта; используют знаково-символические средства;

логические- осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные


— А.А.Вахрушев. Окружающий мир. Учебник 1 класс, часть 2 стр. 50-53; рабочая тетрадь стр.58-59

— электронные физкультминутки

— разноцветные фигуры (для самооценки)

— презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа





Технология проведения, этап урока

Время

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Использование ресурса

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


2 мин.

Проговаривают пожелания к уроку.


«Психологическая установка на работу», читает вместе с детьми пожелания к уроку.






Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Тут затеи и загадки,

Игры, шутки – всё для нас.

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!




II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цели:

-актуализация опорных знаний и умений.

2 мин.

Совместно с учителем объясняют свойства живых организмов и сопоставляют со схемой на слайде.

Демонстрация слайда № 1 «Дерево природы». Организуется диалог с учениками, в ходе которого конкретизируются свойства живых организмов.

-Как одним словом можно назвать всех, кто изображён на презентации? (живые организмы).

-Назовите свойства – отличия живых организмов.

-Проверяем, верно ли названы отличия (читаем на слайде № 3). Проверяем, все ли изображения можно отнести к живым организмам.

Презентация, слайд 2, 3

III. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

Цели:

организовать формулирование темы урока учащимися;

— организовать постановку цели урока учащимися.

3 мин.

Рассматривают рисунок

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует диалог с учениками, в ходе которого формулируется тема урока.







— Еще раз посмотрите на презентацию


-Почему живые организмы разделены на 2 части? Дайте общее название организма на одном и другом рисунке.

-Есть ли полная уверенность в том, что живые организмы разделены правильно? Что нужно знать для этого доказательства? (отличия животных от растений).

-Какую же задачу можно поставить на данный урок? (искать отличия животных от растений).

Помещаем на «дереве природы» два листика-таблички (растения, животные).

-прежде чем разложить рисунки на растения и животных, будем искать доказательства.

Презентация, слайд 4, 5

IV.Совместное открытие нового знания.

Цели:

— содействовать усвоению учениками новых знаний

-обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение изучаемого материала



15 мин.

Рассматривают рисунки стр.51 (комикс), читают подписи, участвуют в обсуждении.

Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно — следственных связей между блоками информации. Высказывания детей. Устанавливается, что на листике питательные вещества, сахар, крахмал, которые растение сделало из воды, воздуха и питательных веществ с помощью солнечного света.



Организует подводящий диалог к основным выводам урока: отличие растений и животных: питание, движение, цвет, очищение воздуха. Знакомит учеников с опытом Пристли по учебнику.






-Что хотело животное?(есть)

-Что предлагал для еды цветок? (воздух, воду, солнечные лучи)

-Почему?(он их ест)

-Животное приняло предложение цветка? (нет)

-Что ест животное? (растения)

-На рисунке скрыта одна из важнейших тайн живых организмов. Посмотрите на крупное изображение листика цветка. Видите точки. Что это? (рассуждения, выводы).

-Что же нужно животному для жизни? (органические вещества)

-Вывод: назовите одно отличие растения и животного (по-разному питаются).

-Ещё раз скажите, кто что ест.

-Что ещё едят животные, например, лев?

-Давайте на дереве природы отметим первое отличие ПИТАНИЕ и расскажем кто что ест. (Растения: сол.свет, вода, воздух, вещества почвы; животные: растения и других животных).

-Определим второе отличие.

-Как находят себе питание животные? (ищут)

-Двигаются они при этом? (да). Как охотится лев, корова?

-Как находит свою еду ель, ромашка, роза? Надо им двигаться? (нет)

-Какое же второе отличие? (движение). Поместим на дерево природы.

-Рассмотрим рисунок на стр. 53. Что перепутал Незнайка. Выявляем новое отличие – цвет и заносим на схему (растения: зелёный , у животных –разный).

-Рассмотрим рисунок на стр. 52 (опыт Пристли). Предположение: где легче дышать мышатам и почему?

Вывод: чьё дыхание очищает воздух? Помещаем новое отличие в схему.



Физкультминутка для глаз «Солнышко».

Презентация, слайды 6, учебник стр. 52-53.

V.Первичное закрепление изученного на основе сопоставления с грибами.

Цель:

— установить правильность и осознанность изучаемого материала

-выявить неверные представления учеников

-провести коррекцию затруднений

-организовать деятельность по отработке изученных знаний

12 мин.

Выполнение задания 4 на стр. 59 в рабочей тетради. Высказывают своё предположение куда надо поместить грибы- к растениям или животным.

На основании выполнения заданий 2-3 обсуждают с учителем общие свойства растений и животных и их различия.

Выдвигает проблему: куда поместить рисунки с грибами? Подводит учеников к выводу по теме урока и совместно с детьми заканчивает размещение рисунков на схеме с опорой на выведенные признаки. Знакомит учеников со способом питания грибов.

Откройте стр. 59 задание 4 в рабочей тетради.

-Какие признаки грибов здесь описаны? (окрашены в разные цвета, не двигаются)

-Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Грибы не двигаются так же, как….

Грибы окрашены в разные цвета так же, как…

А питаются грибы просто удивительно(рассказ учителя про грибницу).

Грибы питаются так же, как…

-Сделайте вывод: куда надо поместить рисунки с грибами- к растениям или животным (никуда).

-Почему? (называем отличия грибов от растений и животных).

-Продолжим формировать схему.

Грибы – особенные живые организмы. Выполним задание 2 и 3 в рабочей тетради.

-вернёмся к рисункам растений и животных, которые были на доске в самом начале урока и разделим их на растения и животные.

Учебник. Рабочая тетрадь, презентация, слайд 7, 8

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

— инициировать рефлексию учеников по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности

3 мин.

Отвечают на вопросы учителя.


Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха.

В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность.


Оцените с помощью цвета свои достижения на уроке. За что вы можете себя похвалить?

Урок понравился: я справился со всеми заданиями.

Я доволен собой.

Настроение хорошее. Мне трудно, но я справился.


Задания на уроке оказались слишком трудными.

Мне нужна помощь!


VII. Итог урока

Цели:

-дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

постановка задачи на следующий урок.

3 мин.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.



Подводит учеников к выводам.

-Что общего у живых организмов?

-Чем они отличаются?

-Прочитайте вывод на стр. 52.

-Внимательно рассмотрите растения и животных на картинке и попробуйте ответить на вопрос.

-Более подробный и интересный ответ мы узнаем на следующем уроке.

Работа с учебником стр. 52

презентация, слайд 9

Свежие документы:  Конспект урока на тему «И. 3. Суриков «Зима»



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: