Учитель: Корбакова И.Н.
Место работы: МОУ СОШ № 77, должность: учитель начальных классов
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
Тема урока: Живые обитатели планеты. Растения и животные
Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по данной теме.
Тип урока: изучение нового материала
Методы урока: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные, практические
Место урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Живые обитатели планеты»
Время реализации занятия: 40 мин.
Живые обитатели планеты. Растения и животные. | |
Цели
| 1)учить обнаруживать взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости значения живых организмов для человека на примере формирования представления групп растений и животных; 2)учить проводить простейшую классификацию групп живых организмов, выделять общие и специфические особенности растений и животных |
Планируемый результат | Предметные: Знания: иметь представления о главных отличиях растений и животных, знать признаки живых организмов, иметь первоначальное представление о грибах как особом царстве. Умения: уметь называть живые и неживые природные богатства, называть объекты природы; уметь оценивать правильность поведения людей в природе. Личностные: Метапредметные: РУУД: Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапам урока. КУУД: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. ПУУД: общеучебные- воспроизводят по памяти информацию, полученную на основе жизненного опыта; используют знаково-символические средства; логические- осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Ресурсы: — основные — дополнительные |
— А.А.Вахрушев. Окружающий мир. Учебник 1 класс, часть 2 стр. 50-53; рабочая тетрадь стр.58-59 — электронные физкультминутки — разноцветные фигуры (для самооценки) — презентация к уроку |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Время | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Использование ресурса | |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| 2 мин. | Проговаривают пожелания к уроку.
| «Психологическая установка на работу», читает вместе с детьми пожелания к уроку.
| Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Тут затеи и загадки, Игры, шутки – всё для нас. Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час!
|
|
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цели: -актуализация опорных знаний и умений. | 2 мин. | Совместно с учителем объясняют свойства живых организмов и сопоставляют со схемой на слайде. | Демонстрация слайда № 1 «Дерево природы». Организуется диалог с учениками, в ходе которого конкретизируются свойства живых организмов. | -Как одним словом можно назвать всех, кто изображён на презентации? (живые организмы). -Назовите свойства – отличия живых организмов. -Проверяем, верно ли названы отличия (читаем на слайде № 3). Проверяем, все ли изображения можно отнести к живым организмам. | Презентация, слайд 2, 3 |
III. Постановка проблемы. Формулирование темы урока. Цели: — организовать формулирование темы урока учащимися; — организовать постановку цели урока учащимися. | 3 мин. | Рассматривают рисунок С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует диалог с учениками, в ходе которого формулируется тема урока.
| — Еще раз посмотрите на презентацию
-Почему живые организмы разделены на 2 части? Дайте общее название организма на одном и другом рисунке. -Есть ли полная уверенность в том, что живые организмы разделены правильно? Что нужно знать для этого доказательства? (отличия животных от растений). -Какую же задачу можно поставить на данный урок? (искать отличия животных от растений). Помещаем на «дереве природы» два листика-таблички (растения, животные). -прежде чем разложить рисунки на растения и животных, будем искать доказательства. | Презентация, слайд 4, 5 |
IV.Совместное открытие нового знания.
Цели: — содействовать усвоению учениками новых знаний -обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение изучаемого материала
| 15 мин. | Рассматривают рисунки стр.51 (комикс), читают подписи, участвуют в обсуждении. Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно — следственных связей между блоками информации. Высказывания детей. Устанавливается, что на листике питательные вещества, сахар, крахмал, которые растение сделало из воды, воздуха и питательных веществ с помощью солнечного света.
| Организует подводящий диалог к основным выводам урока: отличие растений и животных: питание, движение, цвет, очищение воздуха. Знакомит учеников с опытом Пристли по учебнику.
| -Что хотело животное?(есть) -Что предлагал для еды цветок? (воздух, воду, солнечные лучи) -Почему?(он их ест) -Животное приняло предложение цветка? (нет) -Что ест животное? (растения) -На рисунке скрыта одна из важнейших тайн живых организмов. Посмотрите на крупное изображение листика цветка. Видите точки. Что это? (рассуждения, выводы). -Что же нужно животному для жизни? (органические вещества) -Вывод: назовите одно отличие растения и животного (по-разному питаются). -Ещё раз скажите, кто что ест. -Что ещё едят животные, например, лев? -Давайте на дереве природы отметим первое отличие ПИТАНИЕ и расскажем кто что ест. (Растения: сол.свет, вода, воздух, вещества почвы; животные: растения и других животных). -Определим второе отличие. -Как находят себе питание животные? (ищут) -Двигаются они при этом? (да). Как охотится лев, корова? -Как находит свою еду ель, ромашка, роза? Надо им двигаться? (нет) -Какое же второе отличие? (движение). Поместим на дерево природы. -Рассмотрим рисунок на стр. 53. Что перепутал Незнайка. Выявляем новое отличие – цвет и заносим на схему (растения: зелёный , у животных –разный). -Рассмотрим рисунок на стр. 52 (опыт Пристли). Предположение: где легче дышать мышатам и почему? Вывод: чьё дыхание очищает воздух? Помещаем новое отличие в схему.
Физкультминутка для глаз «Солнышко». | Презентация, слайды 6, учебник стр. 52-53. |
V.Первичное закрепление изученного на основе сопоставления с грибами. Цель: — установить правильность и осознанность изучаемого материала -выявить неверные представления учеников -провести коррекцию затруднений -организовать деятельность по отработке изученных знаний | 12 мин. | Выполнение задания 4 на стр. 59 в рабочей тетради. Высказывают своё предположение куда надо поместить грибы- к растениям или животным. На основании выполнения заданий 2-3 обсуждают с учителем общие свойства растений и животных и их различия. | Выдвигает проблему: куда поместить рисунки с грибами? Подводит учеников к выводу по теме урока и совместно с детьми заканчивает размещение рисунков на схеме с опорой на выведенные признаки. Знакомит учеников со способом питания грибов. | —Откройте стр. 59 задание 4 в рабочей тетради. -Какие признаки грибов здесь описаны? (окрашены в разные цвета, не двигаются) -Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Грибы не двигаются так же, как…. Грибы окрашены в разные цвета так же, как… А питаются грибы просто удивительно(рассказ учителя про грибницу). Грибы питаются так же, как… -Сделайте вывод: куда надо поместить рисунки с грибами- к растениям или животным (никуда). -Почему? (называем отличия грибов от растений и животных). -Продолжим формировать схему. Грибы – особенные живые организмы. Выполним задание 2 и 3 в рабочей тетради. -вернёмся к рисункам растений и животных, которые были на доске в самом начале урока и разделим их на растения и животные. | Учебник. Рабочая тетрадь, презентация, слайд 7, 8 |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: — инициировать рефлексию учеников по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности | 3 мин. | Отвечают на вопросы учителя.
| Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха. В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность.
| Оцените с помощью цвета свои достижения на уроке. За что вы можете себя похвалить? Урок понравился: я справился со всеми заданиями.
Я доволен собой. Настроение хорошее. Мне трудно, но я справился.
Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! |
|
VII. Итог урока Цели: -дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников. —постановка задачи на следующий урок. | 3 мин. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
| Подводит учеников к выводам. | -Что общего у живых организмов? -Чем они отличаются? -Прочитайте вывод на стр. 52. -Внимательно рассмотрите растения и животных на картинке и попробуйте ответить на вопрос. -Более подробный и интересный ответ мы узнаем на следующем уроке. | Работа с учебником стр. 52 презентация, слайд 9 |