Цели:
Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
Познакомить с Красной книгой.
Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.
Задачи:
Познакомить с Правилами друзей природы.
Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.
Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.
Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами.
Форма проведения урока: урок- конференция.
На перемене каждому ученику прикрепляется к одежде разноцветный кружок. Звенит звонок. Ребята входят в класс и встают в круг.
– Здравствуйте, ребята!
– Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
– Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.
– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы», где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.
– К вашей одежде прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-то отделе «Комитета по охране природы». Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе. (Дети переходят в группы)
– Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)
–Сегодня мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.
– А сейчас, первое задание. Пользуясь кодом, расшифруйте, пожалуйста, название темы нашего урока.
(На слайде открывается запись)
Ключ к разгадке |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | , |
М | Б | Г | О | П | Р | У | Е | И | Д | Ь |
– Тема нашего урока
: Будь природе другом! (слайд).
– В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.
Составление пословиц
IV. Фронтальная работа.
– На уроках вы, конечно же, уже говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).
– Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).
– Правильно. От шума в лесу все спрячутся и затаятся.
– Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. А вам бы хотелось сейчас побывать в лесу и услышать звуки леса?
Слайды «Звуки леса»
Ребята, мы – в гостях у природы, помните об этом!
V. Работа с экологическими знаками.
К сожалению, многие птицы, растения и животные встречаются все реже. Как вы думаете почему? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).
– Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)
– Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков
– При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них..
(На слайде «экологические знаки» Правил друзей природы).
– Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками изобразили эти правила.
1.(Слайд ) Не ломайте ветки и не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
2. (Слайд ) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
3. (Слайд ) Не разводите костёр в лесу! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!
4. (Слайд) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.
5. (Слайд) В лесу запрещается включать громко музыку, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда
6. (Слайд) Не оставляйте после себя в лесу беспорядок.
Дети читают вслух «Правила друзей природы».
– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)
– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).
– Правильно. Это запрещающие знаки.
– Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.
– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений..
– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 5- 10 минут. – Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей
Карточка 1 (Отдел охраны зверей)
1. Отгадайте загадки:
Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
2. Расскажите об одном из этих животных по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)
Чем питается?
Почему человек истребляет?
3. Нарисуйте знак, запрещающий вредить зверям.
Карточка 2 (Отдел охраны птиц)
1. Отгадайте загадку:
В зоопарке, в тиши вод,
Птица белая плывёт.
Взгляд её, изгиб спины –
Всё в ней дивной красоты. (Лебеди)
2. Расскажите об этой птице по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Есть ли у этой птицы особенности, какие?
Чем питается?
Почему истребляется человеком?
3. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)
1. Отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2. Расскажите об этом насекомом по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Чем интересно насекомое?
Чем питается?
Почему человек истребляет?
3. Нарисуйте знак, запрещающий вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1. Отгадайте загадку:
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)
2. Расскажите об этом растении по плану:
Внешний вид.
Где растет?
Чем интересно растение?
Как человек использует?
3.Нарисуйте знак, запрещающий вредить растениям.
– Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.
Попрошу выйти по одному представителю от каждого отдела
VI. Выступление ребята со своими сообщениями.
– Хорошо потрудились ребята. Молодцы.
– Я думаю, что вы будете настоящими защитниками природы и всегда будете помнить эти правила:
– Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
– И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
– Давайте подведем итоги нашей конференции
– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.
– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.
– Поработали на «5»,
А теперь всем отдыхать!
– Всем спасибо за хорошую работу!
Мы начнем работу над проектом «КРАСНАЯ КНИГА или ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ», в которую вы занесете своих животных и растения, встречающиеся на территории нашей республики. Эту работу по составлению своей Красной книги мы будем делать всем классом. Мы распределим на группе продленного дня обязанности, кто что будет делать: собирать информацию, готовить рисунки или фотографии, оформлять книгу. По окончании работы проведем презентацию этой книги и покажем другим классам и родителям.
Использованная литература:
Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А. Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: К учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»: 2 класс»/ Е.М. Тихомирова. – М: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – 2 класс. М.: «Вако», 2004. – (Серия «В помощь школьному учителю»).
Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М: Дрофа, 2007. – (Библиотека учителя начальной школы)
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3: ИЗО, музыка, окружающий мир. Практ. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008.