Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Аленький цветочек»
Конспект урока для 2 класса
«Эксперимент – путь к познанию окружающего мира»
подготовила воспитатель
Закирова Ляюзя Мавлимовна
г. Ноябрьск
2014 г.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трёх основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Предлагаемая ниже структура занятия — экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
Примерный алгоритм проведения занятия — экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия — экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия — экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Организация мини — лабораторий в детском саду
В мини — лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЯ МИНИ — ЛАБОРАТОРИЙ (примерные)
1. Микроскопы, лупы, зеркала, весы, термометры, бинокли, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, дерево, пластмасса, металл, мел и т.д.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы:
— природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.)
— бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ (младший возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки..
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки,шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
— Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
— Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
— Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
— Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования – экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Сентябрь
1. «Узнаем какая вода» — выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Игры с веерами и султанчиками» — познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением; движение воздуха — это ветер.
3. «Поиграем с солнышком» — определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка» — познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1. «Чудесный мешочек» — познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком» — обнаружить движение воздуха в природе.
3. « Что в коробке» — познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. « Почему осенью бывает грязно» — познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
1. « Волшебные дощечки» — определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
2 . «Легкий — тяжелый» — показать, что предметы бывают легкие и тяжелые научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
3. « Найди по звуку» — определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства» — научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь
1. «Горячо — холодно» — научить определять температуру веществ и предметов.
2. « Чудесный мешочек» — познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Окрашивание воды» — выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. « Снег, какой он» — познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь
1. « Игры с соломинкой» — дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он» — познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится).
3. « Как из снега получить воду» — формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. « Как воду превратить в лед» — познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
1. « Изготовление цветных льдинок» — познакомить с одним из свойств воды.
2. « Мороз и снег» — закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. « Свойства льда» — познакомить со свойствами льда (лед — это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. « Ветер по морю гуляет» — познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март
1. « Плавает — тонет» — учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2. « Бумага, ее качества и свойства» — научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. « Посадка лука» — уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. « Поплывет — не поплывет» — развивать представление о весе предметов.
Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик» — дать представление о том, что «солнечный зайчик» — это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Веточка березы» — наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
3. «Древесина, ее качества и свойства» — учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. « Что в пакете» — дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май
1. «Спрячь пуговку» — способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Пирожки для Мишки» — расширять знания о свойствах песка, развивать умение, сравнивать, делать выводы.
3. « Сравнение песка, почвы и глины» — познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. « Ткань, ее качества и свойства» — учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Список литературы
Мурудова Е.И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. – Детство-Пресс, 2010 г.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – Москва: Просвещение, 2002 г.
Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. — М.: Детгиз, 1959 г.