Конспект урока для 2 класса «Казачья хата»



Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа 13

г. Темрюка Краснодарского края


Учитель начальных классов

Автор: Бондаренко Любовь Анатоьевна


КУБАНОВЕДЕНИЕ.

  1. класс.


Тема: «Казачья хата».


Цели:

  • Закрепить понятия: саманный, турлучный.

  • Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты.

  • Развивать речь и мышление учащихся.

  • Развивать творческие способности детей.

  • Продолжать обучать детей работать в группах.

  • Воспитывать интерес к прошлому кубанского казачества.


Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.


1.Познавательные:

формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;


2. Коммуникативные:

развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;


3. Регулятивные:

развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;


4.. Личностные:

формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.




Оборудование:

  • Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.

  • Материал для проектной деятельности: силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рамки для фотографии, силуэт рушник, клей, детали для узора.

  • Демонстрационный материал: предметы быта.


Ход урока.


  1. Организационный момент. Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

  2. Закрепление изученного материала на предыдущем уроке.

1. Учитель: Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Сегодня на уроке мы побываем на казачьем хуторе.

Скажите, как называется жильё казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем как она устроена.

— Хотели бы вы поучаствовать в строительстве хаты?

-Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп, руководитель группы следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

Задания по группам:


1 группа.


В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.


Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.



  1. группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство турлучного дома)


Определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.




  1. группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство саманного дома)



Определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.


  1. группа. Разгадайте кроссворд.


По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

По вертикали: 1.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 2. Кирпич из глины с примесью соломы.






КРОССВОРД




т






г

р

у

б

а






р








л


с






у


а






к

а

м

ы

ш





х

а

т

а






н





  1. Ответы учащихся. Оценивание ответов.


  1. Новый материал. Устройство и убранство хаты.

Учитель: Хата построена, можно заглянуть и во внутрь. Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» — «божница». «Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

-Царицей в доме считалась печь(груба). Как вы думаете почему?

— Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»( «угольники»). -Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах- самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

Я приготовила для ва сюрприз. Сюрприз – отгадки на мои загадки:



Говорит дорожка:

Два вышитых конца:

«Вытираю я, стараюсь,

Всё намокло, всё измялось-

Нет сухого уголка.» (рушник)


Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)


(Учитель показывает детям рушник, утюги)


  1. Итог урока. Проектная деятельность.

Учитель: Дети, вы хотели бы принять участие в убранстве казачьей хаты? Каждая группа украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали разного цвета. Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Дети по группам выполняют задания:


1 группа.

Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.




2 группа.

Украсьте глэчик узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.




3 группа.

Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.




4 группа.

Украсьте рушник узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Выставляются работы детей.

  1. Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.


1 группа.


В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.


Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.


2группа.


Определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.


3 группа.


Определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.


Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Цветочный город»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: