1. Учитель: Рылова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов
2. Предмет: литературное чтение
3. Класс: 2 «Б»
4. Тема урока: «О братьях наших меньших»
5. Тип урока: обобщающий
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления и обобщения изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
6. Место урока в теме: последний урок по теме. Всего на изучение этой темы отведено 9 часов.
7. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в микрогруппах, индивидуальная работа.
Организация деятельности детей основана на системно –деятельностном подходе. На уроке применяются наглядные средства обучения (портреты писателей, карточки, презентация рисунков обучающихся, выставка книг). Обучающиеся учатся работать с информацией при помощи разнообразных источников информации (учебник, дополнительная литература, электронный диск). На протяжении всего урока обучающиеся вовлечены в процесс самооценки по разработанным совместно критериям и заполняют маршрутный лист. Обратная связь (учитель-ученик, ученик-ученик) осуществляется с помощью сигнальных карточек.
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Педагогические цели урока: обобщить знания обучающихся по разделу «О братьях наших меньших», повторить изученный материал, учить читать выразительно, отражая настроение произведения.
Метапредметные УУД
Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от типа произведения.
Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: развивают средствами литературных произведений целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии .Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Дополнительный материал и оборудование: рисунки детей и презентация к ним, выставка книг о животных , тест , карточки для работы в группах , ноутбук , телевизор.
Время, отведенное на все этапы урока, постаралась рационально распределить и поддерживать высокий темп работы обучающихся.
Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, которая подготавливает обучающихся к работе на уроке. На организационном этапе используется веселое стихотворение, которое способствует созданию эмоционального настроя. Данный этап позволяет быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию успеха.
На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока действия педагога включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности, физкульминутка. Использование мультимедийного оборудования позволило включить зрительное восприятие обучающихся.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Формировалось умение учиться читать про себя, следить за чтением других, понимать смысл прочитанного. Рассуждать, делать выводы, выделять главное в тексте.
У детей сформировано наличие первичной эмоциональной реакции на текст. Умение выразить свои чувства, мысли. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свои мысли. Проявление внимания к суждениям товарищей.
Обязательно в ходе деятельности организуется самооценка и по итогам урока предусмотрена рефлексия. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает обучающемуся выполнить самооценку, отделить своё знание от незнания, а учителю оценить каждого ребенка на уроке, всем почувствовать свою значимость и успешность.
При планировании урока были учтены психологические особенности обучающихся, поэтому старалась дифференцировать задания для каждого.
Особое внимание уделила домашнему заданию. Оно содержит дифференцированный подход творческого характера. Для ребят, которые имеют возможность работы с электронным учебником, был дан ориентир на данную деятельность.
Старалась на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу ребенка.
На протяжении всей деятельности стараюсь все сделать для того, чтобы воспитать думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в моём классе есть дети с низкими учебными возможностями, но работа в группах помогает им поднять самооценку, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Технологическая карта урока.
Формы, методы, методические приемы. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. (осуществляющие действия и формирующие умения) | |
| |||
1) Организацион- ный момент. (2-3 минуты)
.Весёлое стихотворение.
| Индивидуальная,
Коллективная
| Проверка наличия учебных принадлежностей.
Подготовка обучающихся к работе на уроке.(Эмоциональный настрой)
| Организация рабочего места
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
. Дети читают стихотворение. -Встали ровно, повернулись и друг другу улыбнулись! Посмотрели на гостей ,улыбнулись им скорей.
формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
|
2) Мотивация к учебной деятельности
|
Беседа по вопросам.
|
Выявить усвоение знаний, полученных на прошлых уроках.
— Какой закончили раздел? -Чем будем заниматься на уроке сегодня ?
|
формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
Определяют границы собственного знания и «незнания»
Формулируют содержательную ,развивающую цель урока. |
3) Работа по теме урока.
| Сообщение.
| Сегодня вы обобщите свои знания по теме «О братьях наших меньших» Ответите на вопрос: что я усвоил хорошо, а над чем следует поработать. | Формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. |
-задание 1 Работа у доски. .Распределить правильно. Автор- название рассказа.
|
Фронтальная работа.
|
Настраивает детей на работу , организует её.
-Работа с сигнальными карточками (согласен ,не согласен) обосновать.
| формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
Выполняют задания учителя.(Работа на доске)
М. Пришвин –Ребята и утята. Чарушин – Страшный рассказ. Житков – Храбрый утенок. Бианки- Сова , Музыкант.
|
-задание 2 Тест по теме «О братьях наших меньших» |
Работа в парах
|
Организует работу детей в парах . Читает вопрос теста дети самостоятельно выбирают правильный ответ.
| формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
Самостоятельно работают в парах, совместное сотрудничество детей, индивидуальная работа с маршрутными листами.
|
-задание 3 Игра «Собери пословицу»
| Индивидуальная
Работа в тетрадях.
Работа у доски.
|
Организует деятельность учащихся и работу с сигнальными карточками. Зелёная –согласен Красная – не согласен.
| овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от типа произведения
Осмысливают данное задание.
(Записывают в тетрадь пословицу) Проверка : Составить при помощи карточек пословицу на доске.
Развивают средствами литературных произведений целостный взгляд на мир в его единстве и сотрудничестве. |
Физминутка
| Коллективная.
| Организация .
Мы шагаем ,мы шагаем. Руки выше поднимаем Впереди из-за куста , Смотрит рыжая лиса. Мы лисицу обхитрим на носочках побежим. Ой, беда — выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем и назад его кладем.
| Выполняют движения, осуществляют профилактику утомления.
Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
|
-Работа с текстом.
| Беседа по вопросам. Работа с текстом М. Пришвина «Ребята и утята»
| Организует, беседу по вопросам вовлекая, учащихся.
-Почему нельзя разорять гнезда? — В каком рассказе наблюдали безответственное отношение к «Братьям нашим меньшим»? Развязка?
|
Отвечают на вопросы, Делают выводы, участвуют в диалоге.
Находят в тексте и зачитывают развязку к рассказу.
овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от типа произведения
формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
|
-задание 4 Игра «Молчанка» (работа по карточкам)
| Работа по карточкам. (индивидуальная)
Беседа по вопросам.
Работа у доски.
| Организует, работу каждого ученика на уроке индивидуально. Предлагается дифференциация по уровню знаний.
Жизнь человека не разделимо связана с жизнью животных. -какой рассказ помог прийти к этому выводу? | Работают самостоятельно по карточкам. Составляют цепочку взаимодействия человека и животных. ( Сова, мыши, шмель, клевер, корова, молоко, чай.) Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от типа произведения
|
Презентация, Выставка рисунков
|
Беседа.
|
-Продолжить -Рисунок к рассказу…
| формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
Развивают средствами литературных произведений целостный взгляд на мир в его единстве и сотрудничестве.
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
|
-задание 5 Игра «Лишний персонаж»
|
Работа в группах.
|
Учит детей работе в группе, даёт установку: -выбрать, кто из группы будет отвечать. — назвать лишний персонаж. -название рассказа и автора. |
формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
Работают в группах по 4 человека.
Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
|
4) Рефлексия учебной деятельности. (итог урока)
|
Беседа
|
Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке . По специально продуманным критериям к этому уроку.
|
Высказывают собственное мнение, Слушают мнение других. Проявляют активность, строят понятные для партнера высказывания.
|
5) Домашнее задание.
|
Творческое задание. |
Содержит дифференцированный характер. Организует прослушивание стихотворения «Кискино горе» Сочинить продолжение или выучить четверостишие наизусть. |
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Задают вопросы. Проявляют творческие способности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|