Цели урока:
Дать учащимся представление о телах и веществах;
Определить основное свойство веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состояниях (при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются);
Развивать наблюдательность, внимание, умение делать выводы, обобщения;
Оборудование: картон, пластилин, различные тела из различных веществ (резиновый мяч, деревянная ложка, стальная ложка, пластмассовый стакан, стеклянная и пластмассовая воронки), колбы с водой, карточки со словами: молоко, пар, камень, стекло вода дым, слайды, экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей.
II. Изучение нового материала.
а) Вступительная беседа:
— При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств)
— Когда изучаем окружающий мир, изучаем много объектов и предметов.
Все они разные. А что значит разные? (по форме, по цвету, где находятся, из чего сделаны)
б) Игра:
— Я называю слово, а вы говорите, что себе представили: вода. (ручей, море, дождь, река, вода из крана)
— Капля воды (маленькая, круглая)
Слад №1 Рисунок капли воды.
— Глина. (кирпич, кувшин, игрушка)
— Глиняный кувшин. (описывают предмет) Слайд №2 Рисунок кувшина.
— Стекло. (окно, дверь со стекло)
— Стеклянный стакан. (описывают предмет) Слайд №3 Рисунок стакана.
— Когда вы точно представляли предмет и его очертания, когда я говорила стекло, глина, вода или стакан, кувшин, капля воды? (о капле, кувшине, стакане).
Слайд №4 Три предмета вместе.
— Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.
Слайд №5 Три предмета вместе.
Слайд №6 Тема урока.
— Называйте тела, которые вас окружают.
III. Гимнастика для глаз. (посмотреть вниз, влево, вправо, вверх; вытянуть руки посмотреть на нос, потом на кончики пальцев)
IV. Работа в группах.
— Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются?
1 группа (На столе две воронки – стеклянная и пластмассовая)
— Отличаются цветом, одна сделана из стекла другая из пластмасса.
Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ.
2 группа (На столе стеклянная воронка — и стакан)
Вывод: тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.
3 группа: — Задание дано на карточке: найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества.
(Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.)
Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.
4 группа (На столе ложка железная и деревянная, мяч резиновый)
— Из каких веществ они изготовлены?
Вывод: Тела могут состоять из разных веществ.
V. Физкультминутка.
Упражнения под музыку.
VI. Чтение текста с экрана.
Индивидуальный опрос. Слайд №7 Тела и вещества.Слайд №8 Работа с иллюстрациями.
VII. Задание для всех групп: Слайд №9 Задание для групп
(Карточки со словами у каждой группы) Слайд №10 Ответ на задание.
— По какому признаку вы так распределили? (жидкие, твердые, газообразные)
Вывод: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном. Слайд №11 Схема трёх состояний веществ
VIII. Молекулы. Атомы.
— Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.
— А из чего состоят вещества?
— Вещества состоят из крошечных частиц – атомов.
Слайд №12 Слово – атом.
— Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.
— И образуется – что? Молекула. Слайд №13 Слово – молекула.
— Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.
В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.
IX. Физкультминутка под музыку.
X.Опыты.
1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.
Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу. Слайд №14 Изображение молекул твердых веществ.
2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.
Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет. Слайд №15 Изображение молекул жидких веществ.
3. — А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг нас – воздух , состоящий из нескольких веществ)
— А как же располагаются молекулы в газообразных веществах? (Молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления.)
Слайд №16 Изображений молекул газообразных веществ.
— Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.
Физкультминутка:
— Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)
XI. Практическая работа.
— Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.
1 группа: изобразить молекулы тела – камня.
2 группа: молекулы тела – молоко.
3 группа: молекулы тела – дым.
4 группа: по выбору.
Делаем выводы.Сравниваем молекулы разных веществ. Слайд№17 Сравнение молекул веществ.
Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.
XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.
Физкультминутка.
— Как вы себя ведете, когда холодно? (съёживаются)
— А когда жарко? (потягиваются)
Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно – они сжимаются, а когда жарко – расширяются.
Презентация свойств веществ.
Выводы: В твердых веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается.
Слайд №18 Свойство твёрдых веществ. Слайд №19 Вывод о свойстве веществ.
В жидких веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается, так же и у газообразных.
Слайд №20 Свойство жидких веществ. Слайд №21 Свойство газообразных веществ.
— А что происходит с веществами при охлаждении?
— Читаем вывод. Слайд №22 Вывод о свойстве веществ.
XIII. Итог урока.
— Интересно было на уроке? С какими свойствами веществ познакомились? Кто может назвать тему нашего урока?
— Тела и вещества.
— Какие новые слова узнала?
— Тела, вещества, газообразные вещества, атомы, молекулы.