Тема урока: В гости к весне.
Цель урока:
Познакомить учащихся с весенними изменениями в неживой и живой природе.
Задачи урока:
1.Расширить знания о характерных признаках весны в неживой и живой природе.
2.Углубить знания о жизни растений, птиц.
3.Развить познавательный интерес, умение наблюдать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, речь учащихся.
4.Воспитать бережное отношение, любовь к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
*осознают ценность природы для человека и для себя лично;
*научатся понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе.
Метапредметные:
*научатся устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимать связь между живой и неживой природой;
*высказывать и аргументировать своё мнение;
*отделять значимую информацию от второстепенной;
*давать оценку своей работе и работе товарища.
Предметные:
*узнают весенние изменения в живой и неживой природе, весенние месяцы, названия раннецветущих растений, птиц – первых вестников весны.
*научатся наблюдать за изменениями в природе.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой:
Посмотрите за окошко:
Начинается весна.
На дворе прекрасная погода,
И учиться нам осталось
Лишь немного.
А чтоб год окончить на «отлично»,
Нужно поработать нам прилично.
Проверка домашнего задания (в раб. тетради №1 с.54)
На прошлом уроке мы с вами ходили на экскурсию в парк понаблюдать за весенними изменениями в природе. Свои наблюдения вы должны были записать в рабочей тетради. Давайте проверим. Открыли тетрадь на с. 54
(небо стало выше, солнце светит ярче, снег тает, стало видно больше открытой земли, на деревьях набухли почки, бегут ручьи, слышно, как поют птицы)
— Молодцы!
Актуализация знаний. Введение в новую тему.
А теперь послушайте загадку и отгадайте, кто к нам придёт на урок.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла… Весна.
Откройте учебник на с.86
Прочитайте тему урока. (В гости к весне)
Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
Узнаем… (о весенних явлениях в неживой и живой природе)
Будем учиться… (рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края).
Основная часть урока.
1).Работа в тетради №2 с.54
Весна к нам долго шла и пока шла, перепутала свои месяцы. Какой же месяц следует друг за другом? Давайте поможем их ей собрать в правильной последовательности.
В тетради на с.54 найдите №2 и обозначьте цифрами порядок следования весенних месяцев.
(Учащиеся работают в тетради)
(Проверка на доске – вывешиваю слова – названия месяцев под цифрами)
2).Весенние изменения в неживой природе.
-Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идёт речь.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?… (Май)
(Вывешиваю картинки с месяцами)
Март наполовину зимний месяц, наполовину весенний. Ещё не раз вернутся метели. Но солнце с каждым днём всё выше будет подниматься над горизонтом и начнёт прогревать воздух и почву. Небо становится голубое, и плывут по нему белые-белые лёгкие облака. Дни становятся длиннее. Снег тает. Образуются проталины – участки земли, выглядывающие из-под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, это явление называется оттепель. Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называется капель. На водоёмах от весеннего тепла лёд темнеет, тает, трескается. Начинается ледоход. Прилетают перелётные птицы.
В апреле начинается обильное снеготаяние. Реки, переполняясь водой, выходят из берегов — наступает половодье. Вода затопляет луга, поля, а иногда и целые леса. Ещё в апреле идёт снег, и бывают дожди. В этом году мы были этому свидетелями.
В начале мая случается резкое понижение температуры, шумят холодные ветра, бывает выпадение небольшого количества осадков в виде снега, который быстро тает на прогретой весенней почве. Побудут холода, и наступит резкое потепление. В мае может прогреметь первая гроза. К концу мая вместе с воздухом быстро прогревается земля, полностью оттаивает почва, может установиться по-летнему жаркая погода.
Назовите все перечисленные признаки весны. Начнём с неживой природы.
(солнце выше, дни стали длиннее, потепление, небо высокое и голубое, облака белые и лёгкие, таяние снега, ледоход, половодье, осадки в виде дождя и снега, первые грозы, оттаивание почвы) (слайд №)
3).Работа на компьютере в программе Paint с признаками неживой природы.
—Откройте на рабочем столе рисунок «Весна» правой клавишей мышки с помощью программы Paint.
У вас перед глазами рисунок весны. Ваша задача найти на рисунке признаки неживой природы и закрасить их с помощью заливки.
(Выполняют работу под музыку журчания воды)
(Проверка с рисунком на доске)
Физминутка «Солнышко лучистое».
Основная часть урока (продолжение).
4).Весенние изменения в живой природе (у растений)
Изменения в неживой природе вызывают изменения в живой природе!
-Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках ещё не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. Появляются первоцветы. Им как раз нужно много света и влаги. Вот они и цветут в начале весны, хотя кое-где ещё лежит снег. Тепла этим растениям требуется немного, а питание они получают из собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные части корней растения, запасы в них накопились ещё в прошлом году и хранились всю зиму. К ним относятся:
(Показываю слайды с рассказом о каждом из них)
1.Ветреница лютичная. Один из самых ранних цветков. Он появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру.
2.Чистяк весенний. Цветёт одновременно с ветреницей и слегка на неё похож. Отличие — в цветках ветреницы 5 лепестков, а у чистяка – от 6 до 14 штук.
3.Мать-и-мачеха. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная (как мать).
4.Хохлатка. У хохлатки цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки.
5.Медуница. У медуницы цветы постепенно меняют окраску. Сначала они розовые и красные, потом синие и фиолетовые.
6. Печёночница благородная. Пожалуй, самый красивый цветок, который радует нас после долгой зимы. И даже, когда цветки отцветут, глаз радуют красивые листья.
(Показ слайда всех первоцветов с запрещающим знаком)
-Ребята, а что значит этот знак в середине схемы? (Ответы детей)
Да, многие собирают весной букеты весенних растений, тем самым нанося вред природе.
-Послушайте наказ Весны:
Вот будет он брошен вместе с сором,
Умирают, сжавшись, лепестки…
Это вы срывали без разбора
Беззащитные тугие лепестки.
Для чего вы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет —
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет.
Очень просто погубить живое.
Ведь цветы не могут нам сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою —
Только очень просим вас не рвать!»
-Какой вывод мы сделаем из этого стихотворения?
(Рвать цветы нельзя!!!)
5).Работа в тетради №4с.56
В задании №4 соедините рисунки и таблички с названиями растений.
(Проверка с доской слайд № )
-Лес просыпается после долгого зимнего сна. Где-то глубоко в земле корни вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенние соки потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют почки, и почки надуваются и разбухают, готовые развернуть первую зелень листвы.
Первыми из деревьев зацветают: ива, верба, берёза, осина, тополь.
1.Ива. Цветёт ранней весной, когда ещё лежит снег. Побеги покрываются белыми, серыми и жёлтыми серёжками. Ивы являются ценнейшими медоносами!
2.Верба. Дерево из рода ивы, с гибкими ветвями буро-красного цвета. Символ церковного праздника «Вербное воскресение».
3.Берёза. Одно из самых красивых весенних деревьев на планете. Берёза – символ России.
4.Осина. Следом, тоже до появления листьев цветёт осина. В кроне дерева виднеются многочисленные длинные серёжки, свисающие вниз.
5.Тополь. Цветёт тополь в марте – апреле, до распускания листьев. Во время цветения появляются цветки, расположенные на длинных и висячих серёжках.
-Так что же происходит с деревьями весной?
(набухают почки, появляются листья, цветут) (слайд № )
6).Весенние изменения в живой природе (у животных)
-Как меняется жизнь птиц с приходом весны?
(возвращаются в родные края перелётные птицы, строят или ремонтируют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов)
-Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?
(стало больше корма, многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий)
— Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину.
Загадки.
1. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
— Конец марта – время прилета скворцов.
1. Птица – бегунок,
Хвостик – дергунок.
Вдоль по бережку гуляет-
Длинным хвостиком виляет.
Пташка возле кочки.
Беленькие щёчки,
Чёрная косынка,
Серенькая спинка,
Хвостиком трясёт,
Червяка несёт. (Трясогузка)
-Конец марта — начало марта – время прилёта трясогузок.
3. Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
-Время прилета жаворонков – конец марта.
4.Птичка ростом небольшая
Песней лес оповещая,
Промелькнёт там, как кораблик
С красным боком – это … (Зяблик)
— Время прилета зябликов – тоже начало апреля.
— Ребята, а что вы можете сделать для охраны птиц?
(Не тревожить и не беспокоить птиц на гнёздах, иначе они могут покинуть свои гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнёзда, не прикасаться в гнёздах к яйцам и птенцам. Находясь в лесу не шуметь.)
— Итак, какие же изменения происходят в живой природе весной?
(набухание почек, цветение растений, появление листьев, появление насекомых, возвращение перелётных птиц)
7).Работа на компьютере в программе Paint.
Пошевелите мышкой. Разверните рисунок «Весна» с панели задач.
Теперь ваша задача найти на рисунке признаки живой природы и закрасить их с помощью заливки.
В итоге у вас должна получиться картинка Весны.
(Выполняют работу под музыку пения птиц)
(Проверка с рисунком на доске)
Закрепление изученного.
1).Просмотр видео на диске.
Для того, чтобы выполнить следующее задание, давайте вспомним весенние признаки в неживой и живой природе.
2).Самостоятельная работа в документе Word
—Откройте на рабочем столе документ Word «Весна» двойным щелчком левой клавишей мышки. Прочитайте и выполните задание.
Перед вами перечень весенних признаков неживой и живой природы. Подчеркните весенние признаки живой природы.
Сохраните. Нажмите Файл – Сохранить как – Сохранить.
Итог урока.
-Подведём итог урока в виде шуточной викторины?
1. После какого времени года наступает весна?
а) лета
б) осени
в) зимы
2. Кто плачет только весной?
а) дети
б) сосульки
в) взрослые
3. Какой месяц не относится к весне?
а) апрель
б) июнь
в) май
4. Что появляется на полях, когда тает снег?
а) проталинки
б) обталинки
в) заталинки
5.Что происходит весной со льдом на реке?
а) ледопрыг
б) ледобег
в) ледоход
6. Какие части растений «радуются» тому, что тает снег?
а) листья
б) корни
в) ветки
7. Какое растение не относится к первоцветам?
а) мать – и – мачеха
б) ветреница
в) ромашка
8. Какие птицы прилетают весной?
а) жаворонки
б) воробьи
в) попугаи
Домашнее задание.
Весна прощается с вами и оставляет вам домашнее задание.
1.В учебнике пересказ текста с.86-89
2.В тетради №3 на с.54-55
3.Для любознательных подготовить доклад о первоцветах и перелётных птицах… о которых говорили сегодня на уроке.
Рефлексия.
На парте у каждого из вас лежат три смайлика. Выберите тот смайлик, который подходит под ваше настроение в конце урока.