Открытый урок познания мира «Дикорастущие и культурные растения».
3-й класс
Цели и задачи:
Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.
Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.
Ход урока
I. Организационный момент, создание эмоционального настроя
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
Начинаем мы опять
Думать, задавать вопросы, рассуждать
Девиз нашего урока:
«Чтоб Природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать,
У себя внимательность,
А поможет нам узнать,
Наша любознательность »
II. Проверка дом. задания
— Что такое среда обитания?
— Какие растения растут на лугах?
— Какие растения растут в лесах?
— Какие растения растут в степи? III. Сообщение темы урока.
Проблемный вопрос: Что такое культурные растения?
IV. Актуализация знаний.
Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты.
Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга?
Работа по карточкам. Группы растений.
Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)
Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.
Тополь деревья калина
Колокольчик лен
Клевер кустарники ромашка
Ель травы смородина
Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).
V. Изучение нового материала
1.Введение в тему.
Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)
Мы с детства, представьте, того и не знали,
По – гречески этот цветок называли.
“Звезда” — вот на русский его перевод.
На клумбах он осенью долго цветет.
(Астра)
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)
Со дна озера, реки
Как веревки – стебельки.
Над водою стебелек
Превращается в цветок,
И горит он летним днем
Желтым пламенем – огнем
А цветы назвали люди
Наподобие посуды,
Как в шкафу глинянки – кринки
Те цветочки звать … (Кувшинки)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок.
(Капуста)
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Желтые головки,
Белые ресницы,
Все они похожи,
Будто бы сестрицы.
Я надеюсь, знаешь ты
Эти скромные цветы.
(Ромашки)
(слайд 3)
— Ребята, как мы их назовем одним словом? (это растения)
— Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)
Эти растения скучают друг по другу.
— Как вы думаете, почему?(Потому что они растут в разных местах)
— Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга?
Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. И есть растения, которые выращивают люди.
2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями
1) Работа по учебнику
— Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 95 и по ходу чтения на полях карандашом сделайте пометки,(читают 2 учеников вслух), (слайд 4).
2) Деление растений на 2 группы
Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).
Работа в рабочей тетради
Запишем отгадки в тетрадь.
Для закрепления полученных знаний, выполним работу в тетради – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.
Взаимопроверка выполненной работы.
VI.Физкультминутка:
Это кто такой садовник?(повороты в стороны, поднимая плечи)
Полил вишню и крыжовник, (руки вверх-вниз)
Полил сливы и цветы,(руки в стороны)
Вымыл травы и листы.(вращение плечами)
А как сумерки настали (приседание)
Нам по радио сказали, (встать)
Что и завтра он придёт (ходьба)
И польёт наш огород.
3. О дикорастущих растениях.
Дикорастущие деревья, кустарники, травы.
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы), которые растут в нашей местности.
О некоторых дикорастущих растениях я вам сейчас расскажу( мать и мачеха, медуница)
Приложение 2
Мать-и-мачеха (слайд 6).
— Что интересного вы узнали о мать-и-мачехе?
— Что появляется у мать-и-мачехи раньше: цветы или листья?
Медуница (слайд 7).
— Почему на медунице можно одновременно увидеть цветки четырёх оттенков?
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Уважаемые дети!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте нас, не губите нас».
— Почему цветы просят не обрывать их?
Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что….
Клип «Не рвите цветов»
— Ребята, наш колосок интересуется: а хлебные колосья – это дикорастущие или культурные растения?
4. О культурных растениях.
— Кто — нибудь знает, что обозначает слово «культура»? (с латинского – возделывать, обрабатывать)
О некоторых культурных растениях ребята подготовили сообщения
— Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы. Приложение 2
Пшеница (слайд 8).
— Что нового узнали о пшенице?
— Рожь (слайд 9).
Гречиха (слайд 10).
— Почему гречиху назвали гречихой?
— Почему гречневую кашу называют богатырской?
Значит, если вы хотите быть здоровыми и сильными, какая пища вам поможет?
5.Выбор верного определения.
Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел колосок. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У колоска 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?
Что такое культурные растения? (Слайд 11)
а) Растения, которые человек использует для питания;
б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;
в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.
6. Беседа о хлебе.
Наш колосок остался очень доволен вашими рассказами. И он предложил мне рассказать вам про то, без чего невкусна и несытна любая еда. О чём же? Конечно, о хлебе.
— Для чего люди выращивают хлебные колоски?
— Что можно получить из зерна?
— Как нужно относиться к хлебным колоскам и к хлебу? (Слайд 12)
Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Не сразу рождается хлеб.
Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – тёплый – золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе, —
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
— Почему о хлебе говорят – хлебушко?
Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Мы часто говорим о бережном отношении к хлебу. Но всегда ли мы помним те случаи из жизни людей, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».
— Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.
— Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)
Во время Великой Отечественной войны хлеба не хватало. Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко, ценили каждую хлебную крошку.(Слайд 13 )
В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Такой кусочек получали на сутки по специальным хлебным карточкам жители осаждённого немцами города в зимние месяцы блокады. А людям нужно было работать и выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
А сейчас ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в обед, сколько можете съесть.
Помните, что в каждый самый маленький кусочек хлеба вложили свой труд очень многие люди. (Слайд 14)
— А что делать, если вы не доели кусочек хлеба?
— А в нашем селе есть место, где люди пекут хлеб?
— Чьи мамы дома пекут булочки?
Значит, ваши мамы тоже вкладывают свой труд в приготовление хлеба, и вы должны беречь их труд.
Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку мелют из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Эти культурные растения называются зерновыми.
(на доске открыть название столбика и прикрепить названия растений)
Груша и слива – фрукты, растут в саду. Называются плодовыми. К ним относятся также фруктовые деревья, кустарники, травянистые растения с плодами – фруктами и ягодами.
Лук и картофель – овощи. Культуры – овощные.
Лён и хлопок – из них делают ткань. Они – прядильные. Это очень ценные растения. Из них вырабатывают ткань для постельного белья, полотенец, трикотажа.
Тюльпан и нарцисс – для красоты. Это декоративные растения.
VIII. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Найди пару».
Колосок предлагает поиграть в игру «Найди пару» с культурными растениями, разделить их на другие группы.
Я беру карточку с названием растения, например – пшеница, а вы выбираете в пару название растения, которое похоже с пшеницей по использованию, по месту выращивания и т.п. (Рожь – растёт в поле, делают муку ).
Выберите другие пары растений.
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
Зерновые пшеница рожь
плодовые груша слива
овощные лук картофель
прядильные хлопок лён
декоративные тюльпан нарцисс
Понравилась игра?
2) Игра “Что здесь лишнее?” (слайд 15).
1. клевер, астра, роза, гладиолус
2. береза, василек, репа, осина
3. огурец, лук, лен, чеснок
4. груша, слива, малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, картофель
3) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”
— У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 16).
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград. (слайд)
IX. Домашнее задание
Дома вы ещё раз прочитаете по учебнику, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
X. Подведение итогов и оценивание:
И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке
На какие 2 группы делятся растения?
Проблемный вопрос: “Что такое культурные растения? (Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.)
10.Рефлексия
— Что для вас было интересным на уроке?
— О чём вы будете помнить, гуляя по лесу или лугу?
— Изменилось ли после сегодняшнего урока ваше отношение к хлебу?
— Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы!
(слайд 17 ) – спасибо за урок.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать легенды о растениях
2) задания в рабочей тетради
Колосок вас всех благодарит, он принес угощения и напоминает вам, как вы должны относиться к природе, из статьи № 38 Конституции Р.К.-Граждане Р.К. обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.