Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Учитель: Кин Наталья Ивановна
Тема урока: «Где на Земле теплее?»
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания учащихся о положении нашей планеты относительно солнца и причине смены времён года.
учить характеризовать природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.
Развивающие:
Развивать речь учащихся;
обогащать словарный запас;
развивать мышление, память, внимание.
Воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку окружающего мира путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать внимательное, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: глобус, лампа, мультимедийный проектор, презентация по теме « Тепловые пояса», костюмы участников игры, таблички: « Судья», « Адвокат», « Присяжные»,
« Секретарь».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Образовательная технология: ИКТ.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент | — Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи, улыбнитесь. — О чём шла речь на прошлом уроке?
— Почему на Земле наблюдается такой процесс?
| Мы говорили о смене времён года. Земля вращается вокруг Солнца, ось наклонена под углом, и поэтому в разное время по-разному распределяется тепло по поверхности Земли.
|
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Физминутка.
| — Сегодня вы пришли не просто на урок окружающего мира ,а попали на судебное заседание. Позвольте представить: судья Кин Наталья Ивановна Секретарь суда- Кирпа Л.В. Вы, присутствующие, сегодня станете присяжными заседателями, которым необходимо будет вынести вердикт о виновности или невиновности. Итак, к нам поступила жалоба от госпожи Шапокляк. Мы установили телемост с ней, послушаем, что хочет она нам сообщить, в чем суть её иска. 2. Игра. Видеозапись заявления Шапокляк: « Услыхала поутру- Скачет мимо кенгуру. Говорит он: « Слякоть, грязь, Листья падают, кружась. А у нас, у кенгуру, Дома лето на носу». Что за глупость, кенгуру? Что несешь ты за муру? Обвиняю в том его, Что не знает ничего: Ни законов он природы, Ни про грязь, ни про жару. Ни про лето, ни про осень, Ни про зиму и весну. Судья: Госпожа Шапокляк прислала своего адвоката. Также, в силу того, что кенгуру не может присутствовать на заседании, т.к. уже вернулся к себе домой в Австралию, в Южное полушарие, он тоже прислал своего адвоката. Интересы кенгуру в суде представляет Кощеев Е.В, адвокат Шапокляк- Белошапкина Е.В Слово представляется адвокату Шапокляк. Адвокат Шапокляк: Господа присяжные! Прошу ответить на мои вопросы. Происходит ли на Земле смена времен года?
Чем вызвано это явление? Какая воображаемая линия на Земле является причиной смены времен года? Куда направлена ось Земли? Господа, все ясно! Судья: У адвоката противной стороны есть вопросы? Адвокат кенгуру: Конечно, господин судья! Позвольте и мне задать свои вопросы. Где в декабре не бывает зимы, не бывает ночи, а кругом снег? Есть ли на планете место, где нет ни зимы, ни осени, а день всегда равен ночи? А везде ли есть на Земле времена года? Ну вот, господа. А говорите- все ясно. Требую провести следственный эксперимент. Судья: Разрешаю провести эксперимент. Прошу вас результаты эксперимента фиксировать в ваших протоколах. Укажите, как падают солнечные лучи. Каков же результат эксперимента? Я, думаю, что следует привлечь и документальные свидетельства. Обратимся к карте. Обратимся к документам.
Прошу найти и прочитать ,как называется верхняя прерывистая линия. Секретарь: Суд вызывает свидетеля- полярного путешественника. Судья: Найдите вторую прерывистую линию? Как она называется? Обратимся к документам, с.65, средний абзац Секретарь: Суд вызывает свидетеля- жителя умеренного пояса. Секретарь: Господин судья! Мы получили видеообращение от кенгуру. Предлагаю его просмотреть. Судья: Господа присяжные! Найдите среднюю линию на карте. Как же падают на неё лучи? Что это значит? Секретарь: Вызывается свидетель- житель жаркого пояса.
Судья: Господа присяжные! Приходит время выносить вердикт. 3. Выводы Адвокат Шапокляк: Постойте, господин судья! Мне звонит моя клиентка. Она спрашивает: « Кто же нарисовал пояса на Земле? А почему они названы поясами? Сколько поясов на Земле? Судья: Итак, господа присяжные, сейчас вам предстоит вынести свой вердикт письменно. Прошу заполнить протоколы. Текст с пропущенными словами. Земля имеет форму……. Солнце освещает Землю. Самые и выпуклые части Земли получают……тепла. Количество света и тепла увеличивается от ……к …… Так как земная ось расположена под ……, то Северное и Южное полушария попеременно оказываются то ближе, то дальше к ….. Поэтому и происходит смена…..На …смены времен года нет. 4. Анализ итогов. Судья: Прошу зачитать свой вердикт.
Кто согласен с мнением уважаемого господина Кощеева?
Господин Кощеев! Позвольте вас поздравить, ваш клиент хорошо ориентируется в окружающем мире. Он, как житель Южного полушария, умеренного пояса, действительно готовится встретить лето, т.к сейчас там весна. А Вам, госпожа Белошапкина, предоставляется слово. Адвокат Шапокляк: Дорогие присяжные! Я думаю, что постараюсь убедить свою клиентку в том, что ей необходимо изучить курс окружающего мира. Желательно, в МОУ СОШ № 3, где такие умные ученики. 5. Самооценка работы Судья: Осталось только одно. Уважаемые присяжные! Оцените, как прошел суд. Раскрасьте смайлики в красный цвет, если вам не понравилось судебное заседание и на нем вы не узнали ничего нового; в желтый- если вам было не очень интересно, многое вы и так знали; в зеленый- если суд был веселым, интересным, полезным. Спасибо за работу.
|
Да. Вращение Земли вокруг Солнца. Наклонная относительно Солнца ось вращения.
На Полярную звезду. Не знаем. Не знаем. Не знаем. Эксперимент проводит адвокат, секретарь и один из присяжных.
(Лучи падают на полюса косо, а на экватор все время прямо, отвесно, независимо от того, как расположена ось Земли) Проверка по слайду. Просмотр « Живой карты» ( Учебник , с.65- верхний текст) Показ на карте полушарий. Презентация « Тепловые полюса» 1уч-ся: В нашем тепловом поясе, на полюсах, за полярными кругами , день длится полгода, а полгода- ночь. Летом холодно. Земля не успевает прогреться. У нас живут пингвины- Южном полюсе, белые медведи, моржи- на Северном полюсе. Растительность очень мелкая, не успевает вырастать. Показ северный и южный полюс. Дети читают об умеренном поясе. 1уч-ся: В нашем тепловом поясе происходит смена времен года. Зиму сменяет весна, весну- лето, за летом приходит осень. Затем снова возвращается зима. Для каждого времени года характерны свои особенности. Отрывок из мульфильма.
Всегда прямо. Смены времен года не происходит! 1уч-ся: Я живу в жарком поясе. Солнце каждый день поднимается очень высоко. Иногда оно бывает прямо над головой. Зимой так же жарко, как и летом. А у вас холодно! Природа у нас самая разнообразная. Это теплые моря, и горы, и пустыни.
Солнце Земля круглая, вращается. ( Считают присяжные)
Каждый ученик получает листок с пропущенными словами.
Дети читают свои «протоколы» Если не согласны, то озвучивают свою точку зрения. Возможно обсуждение. Но вывод должен быть в соответствии с заявленным) |