Урок окружающего мира в 3 классе.
(Программа «Планета знаний»)
Тема урока : Герб- символ города.
Цель урока: знакомство с одним из символов города – гербом.
Планируемые результаты:
Предметные: различать символику города, объяснять происхождение и значение герба.
Личностные: устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Метапредметные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать пре выполнение заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Ход урока.
Орг. момент.
— Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг — другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей, радость сегодняшнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Сообщение темы и целей урока.
— Давайте, перенесёмся в город Сочи и вспомним, какое событие там было недавно.
(ответы учеников)
-Правильно ребятки. А теперь, я попрошу вас встать и всё внимание на экран.
(просмотр видеоролика . Награждение спортсменов в зимней Олимпиаде Сочи.)
-Спасибо, садитесь.
— Ответьте, мне на вопрос. Спортсмен, какой страны стоит на верхний ступени пьедестала.?
-Откуда вы это узнали? (мнение детей)
А почему я попросила встать? (ответы уч.)
— Молодцы, ребята.
— Что такое флаг и гимн. (это символы государство)
А что такое символ? — (Символ – это отличительный знак)
— Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа большое значение.
-Правильно. А только ли флаг и гимн является символом страны?
(ответы уч.) Герб.
— Правильно. Герб – это символ страны.
Посмотрите на слайд. Что вы видите? (слайд 1)(Гербы разных государств.)
-Среди этих гербов, найдите и покажите мне герб РФ.
(один ученик показывает).
Молодец, умница. Кто так же думает, поднимите руки.
— Правильно ребята. Я тоже согласна с вами.
— А может скажите, каким государствам принадлежат другие гербы? Ничего страшного. С гербами других стран вы еще познакомитесь в старших классах.
-(слайд 2) А теперь , рассмотрим герб, по подробнее. Что вы видите здесь?
( двухголового орла, короны, скипетр, держава, красный фон и т.д.)
— А, как вы думаете, они что- нибудь обозначают? Например: зачем орел двухголовый?
-Молодцы . А теперь послушаем видеоролик, как все это звучит научно.
(просмотр видеоролика)
3.Работа по теме: изучение нового материала.
Появление гербов имеет очень давнюю историю. Но , не только страны имеют свой герб, Российский император Петр1 повелел , чтобы у каждого российского города был свой герб.
-А теперь, познакомимся с гербами некоторых городов. Открываем учебники стр. 80, находим по параграфу 5ый абзац. (чтение )
— Рассмотрите ещё раз герб.(слайд 3) Это герб какого города? И почему там нарисован оружие ?
— Ребята, цвета на гербе, обозначают тоже какой- то знак. Здесь фон красного цвета. Как, вы думаете, что он обозначает? (цвет красный «мужество», «храбрость»)
-Продолжаем чтение. Город Тула. (Диляра, прочитай пожалуйста)
-Здесь вам наверно, все понятно. Рассмотрите ещё раз. Что мы узнали? (слайд3.)
-А теперь, отвечаем на вопрос под точкой. (ответы детей) Герб Ярославля представляет собой серебряный щит, на котором изображен медведь с топором. Такое обозначение на гербе не случайно и напрямую связано с основанием города. Как гласит легенда, Ярослав Мудрый (основатель города) со своим войском шел по Ярославским землям. В какой – то момент князь отстал от остальных, чтобы насладиться красотой природы. В тот момент из леса появилась медведица и бросилась на князя. Однако он не растерялся и успел ударить ее топором. Таким образом, изображение на гербе Ярославля является отражением истории основания города.
— Вы конечно, знаете какой герб у столицы России – города Москвы. (один ученик выступает. На гербе Москвы изображен всадник, поражающей копьём дракона. Всадника зовут Георгий Победоносец.)(слайд3)
-Ребята, с именем Георгия Победоносца связана интересная легенда. (чтение легенды.)
А, как вы думаете, у нашего города есть – герб. Мы тоже российский город, и у нас есть свой герб.(слайд 4) На столах у вас лежат конверты, участник номер 1 достаёт из конверта гербы и вы должны найти герб нашего города Альметьевска.
— Проведём Тайм- Раунд- Робин. Подумайте , почему именно этот герб, является символом города Альметьевска. Начинает участник под номером 2.
— А теперь послушаем ваше мнения. Какая команда хочет высказаться?
-У кого ещё другие мнения?
(делается итог. )
-Молодцы ребята. Я хочу еще, немножко добавить.
Сегодня Альметьевский район – крупнейший в Татарстане центр нефтедобычи. Эта особенность района отмечена в гербе изображением золотой лестницы и черным фонтаном. Золотая лестница – аллегорическое изображение нефтяной вышки. Сочетание золота и черного цвета подчеркивает символическое определение нефти как «черного золота».
Золото – символ урожая, богатства, интеллекта и уважения. Черный цвет – символ благоразумия, мудрости, скромности, честности. Золотая лилия указывает на расцвет, величие и славу Альметьевского района. Цветовая гамма щита олицетворяет природную красоту здешних мест. Зелёный цвет – символ природы, здоровья, молодости, жизни. Красная оконечность указывает на развитое промышленное производство. Красный цвет – символ мужества, силы, трудолюбия, красоты и праздника.
-А теперь скажите что обозначает слово герб, почему дали именно это имя.
-Оказывается, слово «герб» происходит от немецкого слово «herb» в переводе означает «наследство». Наследство – это история. Гербы появились во времена рыцарей.(слайд 5). Рыцарей, закованных в железные доспехи, можно было отличить по символу на щите. Герб являлся знаком рода, к которому принадлежал рыцарь, и знаком его воинской доблести. И поэтому, многие гербы имеют форму щита.
— А, сейчас ребята , 21 век, где мы можем увидеть гербы.(слайд 6) (на паспорте, на свидетельствах рождения, на монетах, на аттестатах зрелости и т.д.)
— Символ или эмблема, бывает не только у стран и городов, но и может у различных предприятий, фабрик, своя эмблема есть у врачей, ученых и у людей различных профессий.
-Давайте, проверим. Знаете ли вы символы. Вы должны определить какие эмблемы и гербы кому принадлежат. Проведём Микс — Пэа – Шэа. ( Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Музыка останавливается.)
Образуем пару, даем в воздухе пять. Смотрим на экран.(Слайд 7).
— Что обозначает этот знак.? (это предупреждающий дорожный знак «Скользкая дорога») Начинает отвечать участник, выше ростом. А теперь второй участник.
— Кто хочет ответить? (ответы детей)
А эта эмблема ?(Слайд8) (Символ Универсиады Талисман казанской Универсиады — котенок крылатого снежного барса Юни (Uni). Крылатый снежный барс является национальным символом Республики Татарстан.) Начинает ответить , у кого больше пуговицы.
-Следующий слайд. (слайд9) эмблема шоколадной фабрики (). Начинает , у кого длиннее волосы. (прослушивание ответов)
— Дальше идем. (под музыкой двигаются)
— А это эмблема – чья?(слайд 10) (герб города Казани Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан»,
долголетие, пожелание долголетия.
Семь перьев крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.
Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.
Центральный образ герба — крылатый барс — в древности, у Волжских Булгар божество плодородия, покровитель детей. доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса — круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищённость граждан Республики Татарстан.
Цветок астры с чётным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса — и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.
) Начинает тот участник, кто ближе стоит к окну. (прослушивание ответов.)
Молодцы , ребята. Присаживайтесь на свои места.
— А сейчас, творческое задание. Открываем рабочие тетради стр.27, номер. 62. (выполнение заданий . Придумать и нарисовать герб своего класса. Дается время 3 минуты.)
— Расскажите своему партнеру по плечу. Начинает партнеры А, а теперь партнеры В.
-А теперь поделитесь мнениями? (прослушаем команду 4)
4. Итог урока. Рефлекция.
— Для чего городу нужен герб?
-Что обычно изображают на гербах?
— Герб каждого города интересен и неповторим. Если вы хотите узнать больше о гербах, вам помогут в этом справочники и энциклопедии, интернет –ресурсы
— Я благодарю вас, ребята, за хорошую работу. На этом наш урок завершен.
5. Домашнее задание: составление герба своей семьи.