Конспект урока для 3 класса «Какие изменения происходят в природе весной»




Технологическая карта урока окружающего мира в 3 «б» классе

УМК «Гармония»



Предмет: окружающий мир

Тема и номер урока: урок №54, тема: «Какие изменения происходят в природе весной » в разделе «Весна воды, тепла и цвета».

Базовый учебник: учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир», 3 класс, в 2 ч., О.Т. Поглазова ,

Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин

Цель урока: расширить знания и представления детей о весенних явлениях, об изменениях в природе с приходом весны.

Обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в живой и неживой природе, за весенними заботами людей и сравнить их с занятиями людей и обычаями наших предков

Задачи.

Обучающая: учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.

Развивающие:

  • формировать умения работать в ограниченном отрезке времени; развивать логическое мышление и воображение;

  • развивать связную и диалогическую речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные:

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

  • удерживать учебную задачу в ходе урока;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

  • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации.

Коммуникативные:

  • умение вступать и вести диалог;

  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • умение выстраивать монологическую и диалогическую речь.


Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.


Методы:словесный-беседа, наглядный-демонстрация, практические – практическая работа, самостоятельная работа, проблемно-поисковый.


Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная


Необходимое оборудование: УЧЕБНИК «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О. Т. ПОГЛАЗОВА, В. Д. ШИЛИН, 2008., ТЕТРАДЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О. Т. ПОГЛАЗОВА,2008., НАБОР КАРТОЧЕК ПРЕЗЕНТАЦИИ: «ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ», ФОТОГРАФИИ ПЕРВОЦВЕТОВ, аудиозапись ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ, АУДИЗАПИСЬ ЧАЙКОВСКОГО «АПРЕЛЬ».




Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

(2 мин)

Цель этапа: организация класса на работу, мотивация к получению новых знаний

-Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся, пусть у всех будет хорошее настроение.

Для того, чтобы наш урок стал более плодотворным предлагаю начать его с «мозговой гимнастики». Она помогает активизировать мыслительную деятельность и улучшает самочувствие. Кто хочет быть ведущим?




Проверяют готовность к уроку.









Один ученик проводит «мозговую гимнастику», остальные — выполняют упражнения:

«качание головой»;

«ленивые восьмёрки»;

«шапка для размышлений»;

моргания.




Личностные:

  • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

2.Актуализация знаний.

(5-6 мин. мин)

Цель этапа:

мотивация к открытию новых знаний.

Разминка (работа с сигнальными карточками).

-В быстром темпе я буду читать фразу. Если вы согласны с ней, поднимаете зелёную карточку, если нет — жёлтую).

  1. Сначала приходит лето, а затем осень.+

  2. Снег тает весной. +

  3. Утка крякает.+

  4. Листопад бывает летом._

  5. Кит-самое большое животное в океане.+

  6. Баран блеет.+

  7. Самое тёплое время года-лето.+

  8. На смену осени приходит весна._

  9. Птицы улетают на юг осенью._

  10. У свиньи есть перья.-

  11. Кирица несёт яйца.+

  12. Учебный год начинается летом.-

  13. У индюка есть копыта.-

  14. На реках взламывают лёд осенью.-

  15. У утки длинная шея.-




Выполняют задание учителя, показывают ответы с помощью сигнальных карточек.




Коммуникативные:

  • умение вступать и вести диалог.

Личностные:

  • выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

3. Выявление места и причины затруднения–

(3 мин )

Цель этапа: создание проблемной ситуации, оказание помощи для выхода из неё.









































































4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

А теперь поработаем в парах.

у вас на партах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера

вопроса «+», если не верите, то – « — ».

Вопросы: 1. Верите ли вы, что в мае начинается ледоход? ( — )

2. Верите ли вы, что в апреле начинается гнездование птиц? (+)

3. Верите ли вы, что в марте прилетают грачи? (+)

4. Верите ли вы, что в начале лета нельзя шуметь в лесу? (+)

5. Верите ли вы, что в мае выпадает снег? (+)

6. Верите ли вы, что в марте зацветает черемуха? (-)

7. Верите ли вы, что соловьи заливаются трелями в апреле? (-)

— Сегодня на уроке вы узнаете, верно ли вы ответили на вопросы

А тему урока угадайте сами:

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движением полна
Зовут меня: (весна)

Сегодня мы с вами поговорим о весне.

— Назовите весенние месяцы. Что вы знаете о них?

















2) Игра «К нам пришла весна»

-Рассмотрите иллюстрации и выберите только те, на которых изображена весна.

Обоснуйте свой выбор.

По каким признакам вы их определили? Значит, проблема, над которой нам предстоит сегодня работать какая?



-А сейчас мы проведём небольшую конференции на тему « Изменения в природе весной», на которой принимают участие такие научные группы: юные ботаники, юные зоологи, юные биологи.






Включение учащихся в диалог с учителем



























































Март — это весна света, потому, что солнце светит ярче, день прибавляется.

Апрель — это весна воды. Тает снег.

Май — весна зеленой травы и цветов.

Земля покрывается душистыми цветами.


























Регулятивные:

  • определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.



Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации.




5. Реализация

построенного

проекта (5-6 мин.)



Цель этапа:

оказание помощи в получении новых знаний.

Работа с книгой.

(5 мин )































































6. Первичное

закрепление с

проговариванием во

внешней речи

( 6 мин.)








  1. Работа с текстом.

К любой научной работе нужно подготовиться. Предлагаю прочитать текст в учебнике на с.104-107 с карандашом в руке, делая пометки:

«V» — я уже знал эти сведения;

«+» — новая информация;

«?» — я это не понял, у меня возник вопрос;

«-» — я думал иначе;

«!» — я удивился.

— Каждый читает текст про себя самостоятельно, обдумывая каждое предложение.







2)Физминутка для глаз. — Все дочитали, головки подняли. Дадим глазкам отдохнуть.

«Зоркие глазки»: глазами рисуем 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против .

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону вверх, вниз, вправо и влево.93 раза)

«Письмо носом»: используем нос как длинную ручку и пишем слово «весна».

  1. Выступление каждой группы.

-А теперь предоставим слово каждой группе учёных для выступления.

Дома вы искали интересную информацию и готовы поделиться со всеми.

1 группа — расскажет о первоцветах (тюльпаны, герань, нарциссы, мать- и- мачеха)

Почему тюльпаны называют первоцветами?

2 группа — о птицах (птичьи голоса, прилёт птиц). Что у птиц происходит весной?

А теперь, небольшая викторина «Узнай птичий голос».

3 группа — о зверях (медведи, волки, рыси).

Что объединяет животных весной?

Остальные (сидящие на местах ) оценивают сообщение с помощью сигнальных карточек. Интересно, узнали новое – зелёная, не заинтересовала информация, знали об этом- жёлтая.



1) Фронтальный опрос.(4 мин.)

— Какие сведения вы уже знали?

— Что было для вас новым?

— Чему вы удивились?

— Давайте обобщим: какие изменения происходят в живой и неживой природе в апреле и в мае.

— Какие опасные природные явления можно наблюдать весной?

Половодье – появление талой воды.
Ледоход – таяние воды (льда).

— О каких мерах предосторожности надо помнить, бывая весной на водоёмах?





2) Просмотр презентации. (2 мин.)

— С наступлением весны у людей улучшается настроение. Почему?



-Весна во все времена вдохновляла поэтов и композиторов.

А сейчас, давайте прослушаем произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Апрель».

Внимательно послушайте, и скажите, что представлял композитор, сочинивший это произведение? (Ответы детей)




Самостоятельная работа по учебнику.

Открывают стр. 104-107.



Индивидуальная работа. Каждый ученик читает текст.









































































Учащиеся называют, какие изменения происходят в живой и неживой природе в апреле и в мае по картинкам.





















-Настроение зависит от состояния природы. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени хотят проводить на природе, наблюдать за ее оживлением, любоваться за происходящими явлениями и радоваться солнцу, теплу и свету.


Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации.

Регулятивные:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.


7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин.)

Цель этапа:

организация самостоятельной деятельности

обучающихся.








1)Деление на группы по выбору лидера

— А сейчас вы разобьётесь на группы и составите кластеры по группам «Изменения в живой и неживой природе»

1 группа — Изменения в неживой природе в апреле.

2 группа — Изменения в живой природе в апреле.

3 группа — Изменения в неживой природе в мае

4 группа — Изменения в живой природе в мае.


  1. Рефлексия работы в группах по плану.

Оцените работу своей группы.

3)Работа в тетрадях.9 с.39 Зад.2,3,4.

4) Физминутка «Наши цветки»


Делятся на группы

Составление кластеров в группах.



Дети работают в группах, затем представители групп сообщают, что они знают по этому направлению. Другие группы могут дополнять ответы товарищей.











Проводит ученица, выполняют остальные дети .

Познавательные:

  • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

Коммуникативные:

  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: создание условий для закрепления полученных знаний.

( 4-5 мин)

  1. Работа по компьютеру с тренажёром.

  2. Работа с текстом.

— Просыпается с весной природа, и люди тоже приводят свое хозяйство в порядок. Какие заботы были весной у наших предков? Прочитайте информацию об этом на с.108.



— Как научились использовать наблюдения за растениями и животными для составления календаря весенних работ?

Прием смыслообразования

Составление синквейна на тему «весна» .



Выполняют все, 1 ученик читает.



-Деревня жила по старинным крестьянским обычаям. Когда сходил весенний паводок, подсыхала земля, крестьянин ладил соху, мазал дегтем ступицы колес, проверял упряжь – готовился к севу.

Коммуникативные:

  • умение вступать и вести диалог;

  • умение выстраивать монологическую и диалогическую речь.




ДЗ

-Девочки дома готовят памятку «уход за комнатными растениями», мальчики — карточку о любимом животном по плану, который я каждому раздам.

Записывают домашнее задание в дневники.


9.Рефлексия.

(2-3 мин ).

1. На доске картинки: «чемодан», «мясорубка», «корзина».

— Ребята, подумайте, что вы возьмете с собой: чемодан, в который сложите знания и возьмете с собой, мясорубку, чтобы переработать информацию, или выбросите всё в корзину.

2. Оцените себя и покажите с помощью веера свою оценку. Хорошо. А теперь оцените соседа по парте.


Оценивают себя, соседа.

Коммуникативные:

  • умение выстраивать диалогическую речь.

Регулятивные:

  • удерживать учебную задачу в ходе урока.








Свежие документы:  Конспект урока на тему «Песок и его свойства»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: