Конспект урока для 3 класса «Круговорот воды в природе»

Конспект урока окружающий мир в 3-Б классе

УМК «Гармония»



Тема:

«Круговорот воды в природе»

Урок разработан

учителем начальных классов

ГБОУ «СОШ №29»

Якименко Т.Д.

(учитель 1 категории)



Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

  • индивидуальные;

  • парные.




г. Севастополь

2014 – 2015 уч. г.

Тема: Круговорот воды в природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

  1. Закрепить знания детей о разных состояниях воды.

  2. Сформировать представление о круговороте воды в природе.

  3. Развить навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, умение делать выводы.

  4. Воспитать бережное отношение к природе.

Материалы к уроку:

  1. Презентация к уроку

  2. Иллюстрации с изображением явлений природы (дождь, град, роса, туман, снег, айсберг, иней).

  3. Для опыта: электрочайник, тарелка, лёд.

  4. Рисунки тучи, капель, снежинок.

  5. Аудиозапись «Звуки природы.» — «Дождь». Песня «Дождя не боимся».

Ход урока

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

II. Мотивация

Отгадайте загадку (СЛАЙД 1), и вы узнаете, о чём мы сегодня с вами поведём разговор.

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан, я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода) (СЛАЙД 2 )

(Дети отгадывают загадку, предлагая свои гипотезы)


— Прежде чем мы отправимся за новыми знаниями о воде, давайте вспомним, что мы уже о ней знаем.

III.Актуализация опорных знаний.

1.Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1

Обведите в кружочек свойства, которые (обладает) относятся к воде.

  1. Прозрачность.

  2. Плохо проводит тепло.

  3. Без вкуса и запаха.

  4. Текучесть.

  5. Имеет форму.

  6. Хороший растворитель.

  7. При нагревании сжимается.

  8. Бывает в трёх состояниях.

Карточка №2

1. В каком случае основные свойства воды указаны верно.

А) имеет синий цвет, без запаха, прозрачная;

Б) бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная.

2. Что происходит с водой при нагревании

А) при нагревании вода сжимается

Б) при нагревании вода расширяется

3.Вода является растворителем

А) да

Б) нет

Пока несколько человек работают по карточкам, учитель проводит опрос:      

— Почему воду называют одним из главных богатств на Земле?

— О каких свойствах воды вы знаете?

— Как можно очистить грязную воду?

Работа в парах. Диктант с последующей взаимопроверкой (да —  истинные высказывания,   нет – ложные высказывание)

1. Вода — жидкость  белого цвета.

2. Вода  — растворитель.

3.При нагревании вода сжимается.

4. Вода хорошо проводит холод и тепло.

5. Вода бесцветная жидкость.

6. Вода не имеет запаха.

7. При охлаждении вода сжимается.

8. Вода — прозрачная жидкость.

9. При нагревании вода расширяется.

10. Вода имеет запах.

Проверка.

Итог: Какие свойства имеет вода?

Проверка, чтение свойств воды СЛАЙД 3 «Свойства воды».

— В каком состоянии бывает вода в природе? (твёрдое, жидкое и газообразное)

СЛАЙД 4 «Три состояния воды»

— Вода – волшебница, она умеет становиться разной. Отгадайте загадки, и у нас получится настоящий портрет воды. (СЛАЙДЫ с ответами на загадки)

Учитель в процессе отгадывания загадок вывешивает карточки с ответами на доске.

ЗАГАДКИ.

  1. Молоко над рекою плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

  1. Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

  1. На дворе переполох,

С неба сыплется горох. (Град)

  1. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лёд)

  1. Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

  1. Вечером родится,

Ночь живёт,

Утром умирает. (Роса)

  1. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья убирает. (Иней)

IV.Создание проблемной ситуации.

Распределите на схеме «Три состояния воды» карточки с ответами.

Проверка – СЛАЙД 12.

От чего же зависят различные состояния воды? (от температуры)

— Какой должна быть температура воды, чтобы она превратилась в лёд?

— Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

V. Постановка цели.

Послушайте вопросы и постарайтесь дать ответы.

— Как вы думаете, много ли на Земле воды?

— А где ещё можно встретить воду? (в озёрах, реках, родниках, ключах, болотах, ручьях)

«Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьев в реки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?» (Л.Н. Толстой)

— Я послушала разные ответы. А как правильно ответить мы узнаем сегодня на уроке.

Сформулируйте тему и цели нашего урока.

VI.Выход из затруднения.

Звучит аудиозапись «Звуки природы» — «Дождь»(звук дождя)СЛАЙД 13

— Что вы слышите? (дождь)

— Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (мокрые)

— Что с ними происходит, когда пригреет солнышко? (они высыхают)

— Куда девается вода? (она испаряется)

ОПЫТ №1.

Проведём мокрой тряпкой по поверхности доски. Доска блестит, видно, что мокрая. Но через некоторое время она высыхает. Что происходит? (Доска высохла, а вода испарилась.)

— Такое явление, как превращение жидкой воды ы невидимый пар – испарение, мы наблюдаем при кипении воды в кастрюле, чайнике…

ОПЫТ №2.

— Чтобы понять, почему идёт дождь, проделаем простой опыт: будем нагревать воду.

Учитель проводит опыт – кипятит воду.

— Видите, вода кипит, идёт пар. Поднесём к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Потом капли будут сливаться в струйку и с края стекла начнёт капать вода. Мы почти устроили дождь!

— Как это получилось? Откуда появились капельки воды? Ответы детей.

Вода, как сказочная волшебница может превращаться и переходить из одного состояния в другое.

Проблемный вопрос.

Учитель. Как вы думаете, такие превращения воды могут наблюдаться только с помощью опытов или могут они происходить и в природе?

Прежде чем ответить на этот вопрос мы с вами проведём физкультминутку.

Физкультминутка.

Танцевально-ритмическая пауза (под музыку).

Звучит песня «Дождя не боимся» музыка Минков М., слова Энтин Ю. (СЛАЙД 14)

А теперь давайте посмотрим, как происходят эти превращения в природе.

Рассказ учителя.

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и при этом испаряют огромное количество влаги с поверхности океанов, морей, рек, растений, почвы. Испарение происходит и зимой, даже в очень сильный мороз.

— Почему же мы этого не видим?

Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. Он прозрачный, бесцветный и лёгкий. Водяной пар невидим, как и любой другой газ. И только когда водяной пар охлаждается, он сгущается и превращается в капли воды, становится туманом или росой. А зимой вместо росы образуется иней. Он белыми кружевами одевает ветви деревьев и провода.

Пар легче воздуха, поэтому поднимается высоко вверх, там намного прохладнее, чем возле поверхности земли. Здесь, как в нашем опыте, водяной пар превращается и маленькие водяные капли (вода снова из газообразного состояния переходит в жидкое). Образуются дождевые тучи. Капельки становятся всё больше и тяжелее, они не могут держаться в туче и падают вниз. Идёт дождь! Зимой капельки воды в облаке замерзают и превращаются в ледяные иголочки. Из них образуются снежинки. Их так много в облаке, что они не могут удержаться, летят вниз и покрывают землю снегом.

Чем ближе к земле – тем воздух теплее. Льдинки начинают таять, и идёт дождь! Лёд снова превращается в воду, а вода снова вернулась на землю.Так и путешествуют дождевые капли на земле, под землёй и по воздуху.

Посмотрите, на какую геометрическую фигуру похоже движение воды? (на круг)

— Потому что вода совершает движение в виде круга, его назвали круговорот воды в природе.(СЛАЙД 15)

Итак, мы видим, вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое. Но нам надо ответить на вопрос: куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край? (она испаряется)

Работа по учебнику с.108 — 109.

VII.Закрепление во внешней речи.

Давайте послушаем стих о круговороте воды в природе «В природе путешествует вода».

Ученик рассказывает стих.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода.

VIII.Итог урока.

— Что интересное вы узнали на уроке?

— В какое состояние перейдёт вода, если температура воздуха опустится ниже 0 градусов.

— Что происходит с водой при нагревании?

IX.Домашнее задание.

  1. Подготовить рассказ о круговороте воды в природе (учебник с.108-109).

  2. С помощью условных знаков изобразить круговорот воды в природе (тетрадь, с.37, №38).

X.Рефлексия. (СЛАЙД 16)

— Какие цели мы ставили перед собой?

— Достигли ли мы поставленных целей?

— Кому было легко выполнять все задания, прикрепите к тучке синие капельки.

— Кто испытывал определённые трудности, прикрепите снежинки.


Свежие документы:  Урок окружающего мира 1 класс "Охрана окружающей среды" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: