Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
(авт. Федотова О.Н, УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Тема урока: Лес и его обитатели.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: дать представление о природном сообществе; познакомить с многообразием представителей растительного и животного мира леса и возможности их совместного обитания; учить видеть и раскрывать связи между обитателями леса.
Задачи:
— Научиться применять знания, полученные ранее, при изучении нового материала;
— Сформировать представление о лесе как о природном сообществе.
-Развивать умение находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения, животных.
— воспитывать бережное отношение к обитателям леса.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, тетрадь для самостоятельных работ.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность детей | |
I.Организацион-ный этап. | Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. На гостей Вы посмотрели, кивнули головой и тихо сели. | Дети здороваются с учителем и гостями. |
II.Актуализация опорных знаний. Постановка целей, задач урока. | Ребята, что вы видите на экране? А Вы готовы его разгадать? Первое слово по горизонтали: Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. Второе слово: Хожу в пушистой шубке, Третье слово: Чернокрылый, Какое слово получилось в выделенном красным цветом столбике ? Как вы думаете о чем мы сегодня с вами поговорим? Что узнаем нового? А еще о чем? Посмотрите на слова, которые получились у вас по горизонтали? О ком и о чем пойдет речь на уроке? Давайте откроем оглавление и прочтем тему нашего урока. Мы начинаем новую главу ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.(Учитель на экране дает определение нового слова для детей «сообщества»). Тема нашего урока: «Лес и его обитатели». А теперь давайте все вместе сформулируем цель нашего урока. Посмотрите еще раз на тему урока и название главы, и подумайте с чем мы сегодня должны познакомиться? Что узнать нового? (Слайд№…) Голоса птиц, учитель читает стихотворение). Ребята, что такое лес? А давайте посмотрим, как Толковый словарь объясняет слово «лес»? (Учитель одному из учеников предлагает поработать со словарем и прочитать всем ребятам значение этого слова.) (Слайд №…) | Кроссворд. Да.
Лиственница. Замени на что-нибудь попроще.
Белка.
Снегирь.
Лес.
О лесе.
Об обитателях леса.
Дети открывают учебники и читают тему урока.
Дать представление о природном сообществе, узнать об обитателях леса, научиться находить связи между ними.
Ответы детей.
Ученик читает значение слова в Толковом словаре. |
III.Совместное открытие новых знаний. | — Какие названия растений и животных вы знаете?
А есть ли в нашей стране леса? Давайте посмотрим с вами на карту растительности нашей страны. (Слайд №…). А какие леса бывают? — Что такое тайга, смешанный лес. лиственный? Давайте посмотрим в словарик в учебнике (работа со Словариком в конце учебника. Учащиеся узнают, что тайга – это северные леса, в которых преобладают хвойные деревья – ель, пихта, сосна, лиственница, редко в тайге встречаются берёзы, осины, ольха. Смешанный лес – это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья. Лиственный лес – это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели. А в нашей области есть леса? А какие? Волгоградская область относится к малолесным регионам. Леса (дуб, клён и др.) распространены в основном по речным долинам и занимают 4% территории. Такие леса можно увидеть в Урюпинском, Михайловском, Новоаннинском районах нашей области. -Ребята, а какие животные и растения встречаются в лесу? -А теперь откроем учебники на стр. 43. -Ребята, авторы учебника лес называют «царством деревьев». Но, как вы думаете, без чего лес невозможно представить ? Один из учеников зачитывает вслух сообщение из учебника. (пиктограмма «Выскажи предположение) — Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. —Ребята, вы согласны с мнением Кости? (см. в Толковом словаре ярус определение). (Слайд).
—А теперь посмотрим на экран
Презентация «Какие деревья живут на разных ярусах?»
Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые. Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.
Ниже – низкорослые деревья – теневыносливые. Рябина, черёмуха, ива.
Третий ярус – кустарники. Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.
Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица. Все теневыносливые.
Самый нижний ярус — мхи и лишайники. А теперь давайте отдохнем ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Есть в лесу три полочки:(Хлопаем в ладоши)
Работа по учебнику. — Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.
стр.44- 45 учебник —А знаете ли Вы, что корни растений тоже располагаются в почве ярусами и не мешают друг другу? А вот послушайте интересное сообщение. -Наземные ярусы-этажи растительного сообщества – как бы имеют зеркальное отражение под землей. У самых высоких деревьев наиболее длинные корни, образующие самый нижний подземный ярус. Выше располагаются корни кустарников, а у поверхности корни трав. В мире растений постоянно идет «борьба за власть». -Почему лес называют природным сообществом?
—Расскажите, как они взаимосвязаны?
-Какой можно сделать вывод?
| Растения:ель, тополь, сосна, дуб, кедр, береза и т.д Животные: лиса, волк, заяц, белка, барсук.
Да, есть.
Тайга, смешанный, лиственный. Работа со словарем в учебнике.
Дети по собственным наблюдениям определяют вид леса в родном крае.
Ответы детей.(Лиса, волк, кабан, заяц, дуб, сосна, клен и т.д)
Без кустарников, папоротников, мхов, грибов, лишайников.
Да. Один ученик работает со словарем.
Дети читают текст учебника.
Нет.
Все обитатели леса-животные и растения –связаны между собой в цепи питания). Растения дают возможность укрыться от жары и врагов. Птицы используют растения для постройки гнезд и т.д. Растения, животные грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга.
|
IV.Самостоятельная работа. | —Ребята, а теперь откройте рабочую тетрадь на стр.17. Выполните задание №18 самостоятельно, простым карандашом . -Какие же животные спрятались?
| Дети работают самостоятельно .
Ответы детей. |
VI.Первичное закрепление знаний | -Ребята, а теперь давайте вместе выполним в рабочей тетради стр.16 №19. -Зависит ли питание животного от места его проживания в лесу? -Кто занимает верхний этаж нашего дуба? -Какие птицы там обитают?
-Кто расположился во втором ярусе?
-Кто питается листьями деревьев, кустарниками, травой?
Кто обитает в траве? -Кто обитает в почве? |
Место питания зависит от питания и особенностей укрытия. Насекомые и птицы. Дятлы, ястребы, филины. На кустарниках, дрозды, синицы, снегири. Лоси, кабаны, зайцы. Грызуны, ежи. Кроты, дождевые черви. |
VII.Итог урока. Рефлексия.
| Урок заканчивается. Давайте подведем итог нашего урока. Проверим что вы запомнили, все ли поняли. (На половине экрана появляется деформированный текст из учебника. Прочитав его дети поднимают сигнальные карточки. Зеленые-все правильно, красные-если есть ошибки. Исправляют вслух; правильный текст появляется на второй половине экрана. -Что узнали нового на уроке? |
Дети читают по одному предложению восстановленный текст вслух. |
VIII.Домашнее задание
| Учебник стр.43-49 прочитать и ответить на вопросы. (учитель записывает на доске) | Дети записывают домашнее задание.
|
IX.Выставление отметок. | Учитель выставляет отметки за работу на уроке. — Урок окончен. |
|