Московская область Истринский район
поселок Агрогородок
МОУ « Ивановская СОШ»
«Опора тела и движения »
Урок по окружающему миру в 3 классе
Урок разработала : Синицына Галина Ивановна
учитель начальных классов
2012- 2013 уч.г.г.
Цель урока: Формировать общее представление о скелете
человека как опоре организма.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся со строением опорно-двигательной системы, в частности скелетом, с правильной осанкой, с
необходимостью соблюдения правил посадки, продолжится
формирование представление о здоровом образе жизни и укрепление
гигиенических навыков.
Оборудование
Для учителя:
Компьютер.
Медио-проектор.
Фотографии учащихся «Мы на уроке»
Плакаты «Нарушение осанки», «Скелет человека».
Для учащихся:
Кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент.
Настройка на урок
(Дети встают, берутся за руки и поднимают их вверх, тянутся к солнцу, теплу, добру. Затем рассаживаются на стулья.)
Комплекс на укрепление мышц верхних конечностей.
а) растирание ладоней;
б) “размыливание” рук;
в) разглаживание пальцев от кончика к основанию;
г) руки на коленях ладонями вверх. Сгибание и разгибание пальцев.
д) руки на коленях ладонями вниз. Разведение и сведение пальцев.
II. Проверка домашнего задания.
Тест «Надежная защита организма».
(А.А. Плешаков «Окружающий мир». Тесты. 3 класс:
М., Просвещение, с. 40)
Несколько тетрадей – проверка с оценкой. Взаимопроверка.
III. Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока
— Какие системы вы знаете?
(пищеварительная, кровеносная)
— Сегодня мы познакомимся с новой системой органов. О какой, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Я опору тела составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю.
(Скелет)
— Тема нашего урока сегодня «Опора тела и движения» (Таблица)
IV. Беседа по теме:
— Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? (Нет).
— Почему? (ответы детей).
— Так и человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет – опора наша. Скелет ещё и защищает внутренние органы (плакат «Строение человека»).
— Что защищает череп? (ответы детей — мозг)
— Что защищает грудная клетка? (ответы детей — сердце, лёгкие)
— Рассмотрите свои пальцы и руки. Прощупайте каждый палец. Что почувствовали под кожей?
ВЫВОД: ПОД КОЖЕЙ НАХОДЯТСЯ МЫШЦЫ И КОСТИ.
— Кости существуют отдельно и соединены друг с другом. Вместе, скелет и мышцы, образуют опорно-двигательную систему, которую необходимо беречь.
— Попробуйте по опоре рассказать, из каких частей состоит скелет.
(Ответы детей).
— Как беречь свой скелет?
(Ответы детей).
ФИЗМИНУТКА
Отдых наш — физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте – левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два ,раз и два!
V. Беседа об осанке.
— Все вы, ребята, любите русские народные сказки. Вспомните, из какой сказки эти слова:
Жила была царевна-краса – Золотая коса.
По земле шла, словно лебедь белая плыла,
И статна и величава, и осанкою красива…
— Сказка эта о Василисе-красе – Золотой косе.
— Как вы понимаете слова «стать» и «осанка»?
— Правильная осанка влияет не только на внешность, но и на расположение и деятельность внутренних органов.
VI. Работа по таблице «Неправильная осанка».
— От чего зависит неправильная осанка?
Сидят за столом, сутулясь, в школу ходят с портфелями, неся тяжесть в одной руке. Не любят заниматься физическими упражнениями.
— Можно ли исправить осанку?
Конечно. Специальными упражнениями, самотренировкой, постоянным самоконтролем.
VII. Работа с учебником.
А. Рассмотрите плакат (или фотографии на с. 143 учебника).
— Как надо правильно сидеть за столом?
— Правильно ли сидит девочка?
— Какие правила посадки за столом она нарушила?
— Если она будет так сидеть постоянно, как это отразится на её здоровье?
— Давайте вместе придумаем правила, как сидеть за столом и организовать свое место, чтобы удобно и хорошо работалось.
Дети называют правила, рассматривают свою посадку на фотографии, делают для себя выводы. ( Мне нужно обратить внимание на…)
Б. Прочитаем текст на с. 142-143.
— Что помогает поддерживать хорошую осанку?
— Для каких профессий необходима хорошая осанка? (военный, балерина, спортсмен).
VIII. Закрепление изученного.
Ответы на вопросы: с. 144 раздел «Подумай!» / или кроссворд
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
|
|
|
|
|
|
|
| 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
Часть ноги, в которой много небольших костей.
Научное название «маленького хвостика» позвоночника.
Название дугообразных костей, отходящих от позвоночника.
Одна из составляющих плеча.
Часть руки между плечевой костью и кистью.
Составляющие скелета.
То, что защищает мозг от повреждений.
Часть ноги от колена до стопы.
Что образует лопатка и ключица?
Основное назначение скелета.
Что идет от черепа вдоль спины?
Как называется повреждение кости?
Часть руки, в которой много маленьких костей.
Положение тела при ходьбе, посадке.
IX. Итог урока
Вывод на с. 145 (читают дети)
— Что относится к опорно-двигательной системе?
— Каковы её функции?
— Как укрепить опорно-двигательную систему?
— Что даёт человеку правильная осанка?
Как понимаете пословицы?
Работай сидя – отдыхай стоя.
Средство к исцелению – это движение.
X. Домашнее задание. Учебник с.142-143, рабочая тетрадь
Источники:
Барашева О. Правильная осанка — залог успеха в жизни. — М., 2000.
Брегг П. Программа по оздоровлению позвоночника. — М., 1998.
Красикова С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2008
Малахов Г.И. Здоровый позвоночник – красивая осанка, прекрасное здоровье. 2007
Нарушения осанки. — М., 1999.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. 1-4 классы. Издательство «Вако», 2008
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: М, Просвещение, 2008
8. Плешаков А.А., Гара Н.Н. Окружающий мир. Тесты. 3 класс:
М., Просвещение, 2008, с. 40