В рамках предметной недели
«Развитие речи и навыков общения на уроках и занятиях»
Класс: 3
Предмет: развитие речи
Тема: Перелётные птицы: скворец.
Цели: 1.Формирование умений в подборе слов-предметов, слов-действий; в составлении описательного рассказа о скворце. Обогащение и активизация словаря по лексической теме «Птицы».
2.Коррекция и развитие наглядно-образного мышления через отгадывание загадки; устной монологической речи через составление описательного рассказа по плану; устной диалогической речи через вопросно-ответную форму.
3.Воспитание умения взаимодействовать, работать в паре
Оборудование: мяч для игры; предметные картинки: скворечник, скворец, грач; напечатанный текст о скворце; загадка.
Тип урока: формирования ЗУН
Ход:
I Организационный момент:
а) Психологический настрой:
— Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Сообщение темы, целей.
б) Гимнастика для коррекции мышления и внимания (самомассаж)
II Актуализация опорных знаний
Игра с мячом «Назови птицу» (педагог кидает мяч ученику и он называет птицу).
Например: Я знаю птицу: сорока и т.д.
III Проверка Д/З:
— Посмотрите на картинки, выберите птицу, о которой говорили на прошлом уроке. (Приложение 1)
— Прослушивание описательных рассказов о граче (2 ребёнка) — взаимоконтроль.
IV Изучение нового материала:
4.1. Загадка: На шесте — дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…… (скворец)
Выставляются предметные картинки: скворечник и скворец. (Приложение 2)
Словарная работа: шест – (длинная палка); дворец – (скворечник); певец – (скворец).
4.2. Работа над лексикой
А) Подбор слов-предметов
(слова-предметы вывешиваются на доску по мере ответов детей)
— Кто есть у скворцов? (птенцы)
— Если он один? (птенец)
— Как сказать ласково? (птенчик, птенчики)
— Как зовут птенчика скворца? (скворчонок)
— Если их много? (скворчата)
— Как появляются птенцы? (из яиц)
Б) Подбор слов-действий от слова «летел» (с демонстрацией движения)
прилетел, перелетел, залетел, улетел, вылетел, влетел, подлетел, отлетел (слова вывешиваются на доску).
В) Работа с текстом – вставить пропущенные слова-действия (разноуровневая работа)
— У вас на партах отпечатанный текст с пропущенными словами-действиями. Подставьте в предложения отпечатанные слова-действия.
2ур: Скворец (подлетел) к скворечнику. Он (сел) на скворечник. Скворец (заглянул) во внутрь. Он (влетел) в скворечник. Ему там хорошо.
3ур: Скворец (подлетел) к скворечнику. Он (сел) на скворечник. Скворец (заглянул) во внутрь.
4ур: Скворец (подлетел) к скворечнику. Он (сел) на скворечник.
Самопроверка с доски.
V Физминутка: (на одного ребёнка надевается маска скворца, остальные дети скворчата) Дети выполняют движения: имитация полёта птицы, прыжки, приседания и т.д., затем маска надевается на другого ребёнка).
— Ребята, скворца считают перелётной птицей, почему?
— Скворец считается полезной птицей, как вы думаете, почему? Рассказ учителя о пользе скворца.
5. Составление описательного рассказа о скворце по плану, данному учителем Коллективная работа
План:
— Кто это?
— Это перелётная или зимующая птица?
— Какие части тела у него есть?
— Как называется его дом?
— Как называются его птенцы?
— Чем питается?
— Какую пользу приносит людям?
VI. Первичное закрепление нового материала
6.1. Прослушивание описательных рассказов (2 уч-ся) – взаимоконтроль.
6.2. Самостоятельная работа (парами) с дополнительным материалом
— Прочитать текст и найти новое о скворцах (ответы детей).
Скворец необыкновенно красив – черное оперение с отливом красноватого, фиолетового, зеленоватого цветов. Осенью на контурах пера можно увидеть белые пятнышки, похожие на жемчужное ожерелье. Весной эти пятнышки исчезают. Клюв скворца длинный и острый. Его цвет зависит от времени года: весной он желтого цвета, а осенью становится более темным. Длина тела – 18-21 см. Вес – 75 г.
Скворец – обитатель леса. Это перелетная птица. Держится стаями. Время прилета в места гнездовья – вторая половина марта. Сначала прилетают самцы. Самки присоединяются к ним через неделю. Прилет скворцов – признак наступления весны. Гнездами скворцов становятся дупла деревьев. В их строительстве принимает участие самка. Самец иногда помогает ей – приносит строительный материал: солому, ветки, перья. В кладке обычно 5-7 голубых яиц. В течение двух недель их высиживает самка, хотя самец иногда и заменяет ее. Кормят птенцов оба родителя. Вылет птенцов из гнезда происходит через 14 дней. Спустя еще одну неделю, птенцы становятся самостоятельными птицами. Сентябрь-октябрь – время отлета в места зимовки. Это юг Европы и даже Северная Африка. В последнее время замечено, что скворцы стали зимовать в Центральной России. В этом случае они отыскивают участки, не покрытые снегом. Их можно увидеть у мусорных контейнеров, помоек. Скворец всеяден. Его рацион состоит из растительной и животной пищи. В меню входят дождевые черви, личинки насекомых, бабочки, ягоды, семена растений.
Весной и летом скворцы приносят пользу, т.к. поедают вредных насекомых. А осенью, во время кочевок, становятся вредителями садов и виноградников, т.к. расклевывают плоды.
Скворец – прекрасный певец. Он не только исполняет свои песни (свисты, шумы, дребезжание), но и подражает голосам других птиц: дрозду, жаворонку, иволге, ласточке…Способен скворец и квакать, как лягушка, и издавать лай собаки.
Часто скворцов держат в клетках. Любителей этих птиц покорили добродушный характер скворцов и их разумность. Неволю птицы переносят легко, если их устраивает клетка. Клетка должна быть большой. Обязателен металлический поддон, т.к. он удобен для чистки. За скворцом, прожорливой птичкой, приходится часто убирать. В домашних условиях в меню скворца можно включить каши, фрукты, мясо, хлеб. Главное – нельзя недокармливать скворца. Большая клетка нужна скворцу и для водных процедур. Любитель купания, скворец сильно разбрызгивает воду. Дверцы клетки желательно замотать проволокой, иначе скворец собьет клювом запор.
Если вы надумаете держать скворца дома, он станет равноправным членом вашей семьи, будет радовать своим поведением – с доверием относиться к вам и с недоверием – к посторонним. Всюду скворца знают как одного из самых первых вестников весны, и уже одно это привлекает к нему симпатии людей.
Скворцы птицы прилетают в конце марта — начале апреля (в Татарстане), и нередко на родине их встречает затянувшаяся зима. Но непогода не очень смущает этих жизнерадостных птиц. Их можно видеть весело распевающими под непрерывно падающими хлопьями мокрого снега.
Собственную песню скворца трудно назвать песней в полном смысле этого слова: это скорее какое-то щебетание, бормотание с привизгиванием и трещащими звуками, в общем, мало мелодичное. Но поется она с искренним увлечением, за которое певцу прощается его весьма посредственное искусство.
Скворец птица обладает изумительным талантом подражания. Как-то раз учеными была записана песня одного из таких мастеров голосовой имитации. Этот скворец в совершенстве передавал голоса коршуна, крачек, сороки, иволги, воробья, галки, журавля, кряквы, пел пеночкой, горихвосткой, квакал по-лягушачьи, да еще издавал какие-то звуки, неизвестные среди наших животных и птиц.
Порой скворцы выучиваются даже говорить, причем очень отчетливо произносят не только отдельные слова, но и целые фразы, уступая в этом отношении только попугаям.
Весной первыми прилетают самцы, занимая дупла деревьев, пустоты за обшивкой дома или окна, скворечники, выселяя из них воробьев. Для подстилки птицы тащат все, что могут раздобыть во дворе, в лесу или на лугу. Самочка откладывает 5-6 голубых яиц длиной 30 мм. Это немного, но зато родители успевают вывести птенцов дважды за лето.
Близкое соседство человека и его прямое покровительство спасает скворцов от многих врагов, благодаря чему они размножаются очень быстро. Вылетевшие из гнезда птенцы первое время держатся вместе с родителями, затем собираются в стаи и начинают кочевать по лугам и выгонам.
Скворцы всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Ранней весной охотятся за дождевыми червями, выбирающимися к поверхности земли на проталинах, либо собирают личинок насекомых, зимовавших в укромных местах. Когда тёплая погода будит природу, ловят разнообразных насекомых: кузнечиков, пауков, бабочек, гусениц и червей. Из растительной пищи употребляют семена и плоды растений: ягоды, яблоки, груши, сливы, вишню и пр. Способны принести серьёзный вред зерновым посевам и виноградникам. Если плод защищён скорлупой либо жёсткой кожицей, они расщепляют его с помощью рычага: вставляют клюв в маленькую дырочку, и постепенно разжимая его, вскрывают содержимое.
Прослушивание в записи пения скворца.
IV Итог:
— О какой птице говорили на уроке?
— Эта птица перелётная или зимующая?
— Словесная оценка педагогом деятельности учащихся.
Д/З: с. 180 з. 1,2 – 2-3ур.; з.1 – 4ур.