План – конспект урока окружающего мира в 3 классе.
(УМК «Школа России»)
Разработала: учитель начальных классов МКОУ «СОШ №1» г. Юхнов Калужской области Щербакова Татьяна Геннадьевна.
Тема урока: Превращения и круговорот воды.
Цели урока:
— образовательные: сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;
—развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;
—воспитательные: воспитание любви к природе, воспитание познавательного интереса.
Планируемые результаты:
Предметные:
— различать три состояния воды;
— понимать причины и процесс круговорота воды в природе.
2) Метапредметные:
— понимать цель урока, стремиться ее выполнить;
— оценивать достижения на уроке;
— наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;
— работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе.
3) Личностные:
— иметь представление о целостности окружающего мира;
— испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
— понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
— актуализация своего опыта.
Формируемые УУД:
— Познавательные: общеучебные – умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; смысловое чтение, моделирование круговорота воды разными способами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта), умение соотнести новую информацию с ранее полученной (от старых знаний к новым – осмысленное чтение), умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме.
— Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
— Регулятивные: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; контроль своих действий; оценка результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.
— Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с товарищами; вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах; строить понятные речевые высказывания, аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Место в общеучебном плане: урок разработан по УМК «Школа России», А.А.Плещаков, 3 класс, раздел «Эта удивительная природа». Данный урок является логическим продолжением урока по теме «Вода». Применяемая на уроке технология РТМЧП позволяет решать широкий спектр образовательных задач: воспитательных, обучающих, развивающих. Выбранные приёмы соответствуют возрастным особенностям младших школьников и изучаемой на уроке теме.
Методы и способы: урок разработан с применением технологии развития критического мышления, приёмы ТРКМ: инсерт (работа с метками), кластер, проблемные вопросы, творческая работа, лабораторный опыт, работа в парах.
Девиз ТРКМ: свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Межпредметные связи: русский язык, технология, математика.
Образовательные ресурсы: оборудование для проведения опыта, демонстрирующего круговорот воды, учебник «Окружающий мир» 1 часть (автор А.А.Плешаков), рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал.
Сценарий урока:
Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает улыбнуться друг другу.
1.Стадия вызова (проверка домашнего задания). Цель: позволяет
актуализировать, обобщить имеющиеся знания по теме — побудить
ученика к активной работе на уроке и дома.
— Над какой темой работаем?
Ученики вспоминают свойства воды. Учитель предлагает ученикам задание, мотивируя их: «Мудрая Черепаха дала Муравью Вопросику карточки «Найди правильные ответы».
Прием «Верные или неверные утверждения».
Цель: проверка ранее изученного у каждого ученика для активизации своего опыта; проанализировать, что ученик знает по изученной теме.
На экране предложения (слайд 2). Учащиеся на листочках ставят номера, отмечают знаком «+» истинные высказывания, знаком «-» — ложные.
Учитель собирает листочки, анализирует, что ученики знают по пройденной теме, ищет типичные ошибки.
Учитель загадывает загадки, учащиеся отгадывают. Картинки-отгадки появляются на экране (слайд 3).
Прозрачен, как стекло, А не вставишь его в окно. (Лёд)
Чего в гору не выкатить, В решете не унести, В руках не удержать? (Вода)
Книзу летит капельками, А кверху — невидимкой. (Пар)
Учитель обобщает:
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!
— О чём говорится в загадках? О каких состояниях воды? (Ответы детей о трех состояниях воды).
Актуализация. Учащиеся делают предположение по новой теме. Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
Учащиеся ставят цель урока, вместе с учителем планируют работу, план проговаривается с детьми.
Стадия осмысления.
Учитель напоминает, что о состояниях воды мы говорили во 2 классе и предлагает ученикам ответить на вопрос: Как вода превращается из одного состояния в другое? (Ученики отвечают). Учитель предлагает проверить их предположения, прочитав статьи на страницах 55-56 учебника.
Вдумчивое, внимательное чтение обеспечивается приемом «Инсерт» (работа с метками.) Идёт работа с текстом учебника:
— Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст «Три состояния воды», делая пометки карандашом на полях, выражая своё отношение к прочитанному, соотнося новую информацию со старой.
«v»- уже знал;
«+» — новое, думал иначе;
«?» — не понял.
Учащиеся читают текст, выделяя знакомую и незнакомую информацию. Проводится беседа.
Прием «Кластер». Цель: развитие регулятивных УУД (систематизация материала).
На слайдах 4-8 кластер-опора «Превращение воды из одного состояния в другое».
Идёт работа по кластеру. Анализируется каждое состояние воды.
Учащиеся заполняю в рабочей тетради таблицу «Три состояния воды», (задание №1 стр. 23 рабочей тетради), проверяют работу своего соседа по парте.
Физкультминутка «Моделирование расположения частиц в воде». Ученики под музыку изображают частицы воды: пар – хаотически двигаются, жидкое состояние воды – двигаются на близком расстоянии, лед– берутся за руки.
Учитель задает проблемный вопрос: «Почему вода не выливается из морей и океанов?» (Мнения учеников). Сверим ваши предположения.
Учитель демонстрирует опыт. Нагревается вода, над которой закреплена тарелка со льдом. Цель: представить переход воды из состояния пара (газообразного) в жидкое состояние.
Ученикам по окончании демонстрации опыта задается проблемный вопрос: «Почему нижняя сторона тарелки стала влажной, образовались капли, падающие вниз?» (Рассказы детей о своих наблюдениях во время проведения опыта).
-Как вы думаете, что нас дальше будет интересовать?
Учитель сообщает о том, что благодаря превращениям воды из одного состояния в другое происходит важное природное явление – круговорот воды в природе. Предлагает объяснить смысл слова «круговорот» (подобрать синонимы и однокоренные слова). «Дежурный по словарю» ищет значение слова «круговорот» в толковом словаре.
Учитель обращается к электронному приложению, где наглядно представлен круговорот воды в природе.
Предлагается продолжить чтение текста на странице 55 «Как осуществляется круговорот воды в природе», подчеркивая опорные слова и сравнивая материал с наглядностью.
3. Стадия рефлексии.
Материализация. При проведении следующего упражнения ученики работают в парах. Подчеркнув опорные слова в тексте на страницах 56, 57, читают их друг другу – происходит осмысленное выучивание.
На этапе громкой речи ученики по очереди произносят, что происходит с частицами воды при образовании пара и льда, о расположении частиц, как происходит круговорот воды в природе. Учитель предлагает рассмотреть схему на странице 56 и рассказать по ней друг другу в парах, что происходит с частицами воды при образовании пара и льда, о круговороте воды в природе.
Речь про себя. Учитель предлагает упражнение в парах – расставить слова, отражающие круговорот воды в природе в определенной последовательности (накладывает текст на карточку). Один ученик расставляет слова в последовательности, а другой проверяет по учебнику. Каждый строит фразы, проговаривая про себя.
Слова-опоры: нагревается, испаряется, поднимается, охлаждается,
соприкасается, превращается, образуются, падают.
Цель: анализ, систематизация, переработка, оценивание изученной информации, самостоятельное выстраивание причинно — следственных связей, отбор нужной информации для понимания изученной темы.
Для отработки материала предлагается карточка-упражнение «Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».
Идет дождь, снег (7),
Образование облаков (6),
Пар охлаждается (4),
Образуются капли, льдинки (5),
Пар поднимается вверх (2),
Воздух высоко холодный (3),
Вода испаряется (1).
Внутренняя речь.
Учитель предлагает нарисовать в рабочей тетради схему круговорота воды в природе (задание № 4 стр. 24) и проверить по учебнику и на слайде 8.
Учитель спрашивает, действительно ли вода – единственное вещество, которое существует в природе в трех состояниях. Предлагает дома вместе со взрослыми узнать, есть ли в природе другие вещества, которые встречаются в трех состояниях.
Пробуждая интерес к следующей теме, ученикам сообщается о связи
тем: Вода Превращения и круговорот воды в природе Берегите
воду.
Оценка урока детьми: (слайд 9 )
— О чем вы узнали на уроке?
— Чему научились?
— Какие выводы сделали?
— Сравните их с выводами Мудрой Черепахи на странице 57 учебника.
Дифференцированное домашнее задание: (слайд 10 ).
уровень.
Ответить на вопросы учебника стр. 57.
2уровень.
Выполнить задание №5 и №3 в рабочей тетради.
3 уровень.
Выполнить творческое задание: изготовить из пластилина модель круговорота воды в природе и приготовиться рассказать об этом процессе по модели.
Вместе со взрослыми узнать, есть ли в природе другие вещества, которые встречаются в трех состояниях.
Подумать: как люди используют воду, откуда она приходит и куда уходит, почему воду надо беречь.