Конспект урока для 3 класса «Превращения и круговорот воды»

План – конспект урока окружающего мира в 3 классе.

(УМК «Школа России»)

Разработала: учитель начальных классов МКОУ «СОШ №1» г. Юхнов Калужской области Щербакова Татьяна Геннадьевна.

Тема урока: Превращения и круговорот воды.

Цели урока:

образовательные: сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;

развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;

воспитательные: воспитание любви к природе, воспитание познавательного интереса.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

— различать три состояния воды;

— понимать причины и процесс круговорота воды в природе.

2) Метапредметные:

— понимать цель урока, стремиться ее выполнить;

— оценивать достижения на уроке;

— наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;

— работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе.

3) Личностные:

— иметь представление о целостности окружающего мира;

— испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

— понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;

— актуализация своего опыта.

Формируемые УУД:

— Познавательные: общеучебные – умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; смысловое чтение, моделирование круговорота воды разными способами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта), умение соотнести новую информацию с ранее полученной (от старых знаний к новым – осмысленное чтение), умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме.

Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; контроль своих действий; оценка результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с товарищами; вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах; строить понятные речевые высказывания, аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место в общеучебном плане: урок разработан по УМК «Школа России», А.А.Плещаков, 3 класс, раздел «Эта удивительная природа». Данный урок является логическим продолжением урока по теме «Вода». Применяемая на уроке технология РТМЧП позволяет решать широкий спектр образовательных задач: воспитательных, обучающих, развивающих. Выбранные приёмы соответствуют возрастным особенностям младших школьников и изучаемой на уроке теме.

Методы и способы: урок разработан с применением технологии развития критического мышления, приёмы ТРКМ: инсерт (работа с метками), кластер, проблемные вопросы, творческая работа, лабораторный опыт, работа в парах.

Девиз ТРКМ: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

Межпредметные связи: русский язык, технология, математика.

Образовательные ресурсы: оборудование для проведения опыта, демонстрирующего круговорот воды, учебник «Окружающий мир» 1 часть (автор А.А.Плешаков), рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал.

Сценарий урока:

Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает улыбнуться друг другу.

1.Стадия вызова (проверка домашнего задания). Цель: позволяет

актуализировать, обобщить имеющиеся знания по теме — побудить

ученика к активной работе на уроке и дома.

— Над какой темой работаем?

Ученики вспоминают свойства воды. Учитель предлагает ученикам задание, мотивируя их: «Мудрая Черепаха дала Муравью Вопросику карточки «Найди правильные ответы».

Прием «Верные или неверные утверждения».

Цель: проверка ранее изученного у каждого ученика для активизации своего опыта; проанализировать, что ученик знает по изученной теме.

На экране предложения (слайд 2). Учащиеся на листочках ставят номера, отмечают знаком «+» истинные высказывания, знаком «-» — ложные.

  1. Вода – жидкость белого цвета.

  2. Вода – растворитель.

  3. При нагревании вода сжимается.

  4. Вода хорошо проводит холод и тепло.

  5. Вода – бесцветная жидкость.

  6. Вода не имеет запаха.

  7. При охлаждении вода сжимается.

  8. Вода – прозрачная жидкость.

  9. При нагревании вода расширяется.

  10. Вода имеет запах.

Учитель собирает листочки, анализирует, что ученики знают по пройденной теме, ищет типичные ошибки.

Учитель загадывает загадки, учащиеся отгадывают. Картинки-отгадки появляются на экране (слайд 3).


Прозрачен, как стекло, А не вставишь его в окно. (Лёд)

Чего в гору не выкатить, В решете не унести, В руках не удержать? (Вода)

Книзу летит капельками, А кверху — невидимкой. (Пар)

Учитель обобщает:

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!

— О чём говорится в загадках? О каких состояниях воды? (Ответы детей о трех состояниях воды).

Актуализация. Учащиеся делают предположение по новой теме. Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Учащиеся ставят цель урока, вместе с учителем планируют работу, план проговаривается с детьми.

  1. Стадия осмысления.

Учитель напоминает, что о состояниях воды мы говорили во 2 классе и предлагает ученикам ответить на вопрос: Как вода превращается из одного состояния в другое? (Ученики отвечают). Учитель предлагает проверить их предположения, прочитав статьи на страницах 55-56 учебника.

Вдумчивое, внимательное чтение обеспечивается приемом «Инсерт» (работа с метками.) Идёт работа с текстом учебника:

— Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст «Три состояния воды», делая пометки карандашом на полях, выражая своё отношение к прочитанному, соотнося новую информацию со старой.

«v»- уже знал;

«+» — новое, думал иначе;

«?» — не понял.

Учащиеся читают текст, выделяя знакомую и незнакомую информацию. Проводится беседа.

Прием «Кластер». Цель: развитие регулятивных УУД (систематизация материала).

На слайдах 4-8 кластер-опора «Превращение воды из одного состояния в другое».

Идёт работа по кластеру. Анализируется каждое состояние воды.

Учащиеся заполняю в рабочей тетради таблицу «Три состояния воды», (задание №1 стр. 23 рабочей тетради), проверяют работу своего соседа по парте.

Физкультминутка «Моделирование расположения частиц в воде». Ученики под музыку изображают частицы воды: пар – хаотически двигаются, жидкое состояние воды – двигаются на близком расстоянии, лед– берутся за руки.

Учитель задает проблемный вопрос: «Почему вода не выливается из морей и океанов?» (Мнения учеников). Сверим ваши предположения.

Учитель демонстрирует опыт. Нагревается вода, над которой закреплена тарелка со льдом. Цель: представить переход воды из состояния пара (газообразного) в жидкое состояние.

Ученикам по окончании демонстрации опыта задается проблемный вопрос: «Почему нижняя сторона тарелки стала влажной, образовались капли, падающие вниз?» (Рассказы детей о своих наблюдениях во время проведения опыта).

-Как вы думаете, что нас дальше будет интересовать?

Учитель сообщает о том, что благодаря превращениям воды из одного состояния в другое происходит важное природное явление – круговорот воды в природе. Предлагает объяснить смысл слова «круговорот» (подобрать синонимы и однокоренные слова). «Дежурный по словарю» ищет значение слова «круговорот» в толковом словаре.

Учитель обращается к электронному приложению, где наглядно представлен круговорот воды в природе.

Предлагается продолжить чтение текста на странице 55 «Как осуществляется круговорот воды в природе», подчеркивая опорные слова и сравнивая материал с наглядностью.

3. Стадия рефлексии.

Материализация. При проведении следующего упражнения ученики работают в парах. Подчеркнув опорные слова в тексте на страницах 56, 57, читают их друг другу – происходит осмысленное выучивание.

На этапе громкой речи ученики по очереди произносят, что происходит с частицами воды при образовании пара и льда, о расположении частиц, как происходит круговорот воды в природе. Учитель предлагает рассмотреть схему на странице 56 и рассказать по ней друг другу в парах, что происходит с частицами воды при образовании пара и льда, о круговороте воды в природе.

Речь про себя. Учитель предлагает упражнение в парах – расставить слова, отражающие круговорот воды в природе в определенной последовательности (накладывает текст на карточку). Один ученик расставляет слова в последовательности, а другой проверяет по учебнику. Каждый строит фразы, проговаривая про себя.

Слова-опоры: нагревается, испаряется, поднимается, охлаждается,

соприкасается, превращается, образуются, падают.

Цель: анализ, систематизация, переработка, оценивание изученной информации, самостоятельное выстраивание причинно — следственных связей, отбор нужной информации для понимания изученной темы.

Для отработки материала предлагается карточка-упражнение «Установи последовательность этапов круговорота воды в природе».

  1. Идет дождь, снег (7),

  2. Образование облаков (6),

  3. Пар охлаждается (4),

  4. Образуются капли, льдинки (5),

  5. Пар поднимается вверх (2),

  6. Воздух высоко холодный (3),

  7. Вода испаряется (1).

Внутренняя речь.

Учитель предлагает нарисовать в рабочей тетради схему круговорота воды в природе (задание № 4 стр. 24) и проверить по учебнику и на слайде 8.

Учитель спрашивает, действительно ли вода – единственное вещество, которое существует в природе в трех состояниях. Предлагает дома вместе со взрослыми узнать, есть ли в природе другие вещества, которые встречаются в трех состояниях.

Пробуждая интерес к следующей теме, ученикам сообщается о связи

тем: Вода Превращения и круговорот воды в природе Берегите

воду.

Оценка урока детьми: (слайд 9 )

— О чем вы узнали на уроке?

— Чему научились?

— Какие выводы сделали?

— Сравните их с выводами Мудрой Черепахи на странице 57 учебника.

Дифференцированное домашнее задание: (слайд 10 ).

  1. уровень.

Ответить на вопросы учебника стр. 57.

2уровень.

Выполнить задание №5 и №3 в рабочей тетради.

3 уровень.

  1. Выполнить творческое задание: изготовить из пластилина модель круговорота воды в природе и приготовиться рассказать об этом процессе по модели.

  2. Вместе со взрослыми узнать, есть ли в природе другие вещества, которые встречаются в трех состояниях.

  3. Подумать: как люди используют воду, откуда она приходит и куда уходит, почему воду надо беречь.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Горючие полезные ископаемые. Каменный уголь"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: