Максимова Лариса Васильевна.
г.Абакан МОУ «СОШ №20».
Окружающий мир.
3 класс.
Природная зона – тундра.
Урок изучения нового материала.
Цель: формирование знаний учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире.
Задачи: — формировать умение определять природную зону по основным признакам;
— развивать любознательность и интерес к изучению природы;
— воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: карта природных зон; гербарий, рисунки животных и растений тундры, схема «кластера», памятка по составлению «синквейна».
Ход урока:
Организационный момент:
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!
Вызов:
Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие за знаниями. А куда, догадайтесь сами: На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Необъятный простор!
Учащиеся: Степь, пустыня, тундра (в этих природных зонах похожий рельеф).
Учитель: Выберите из всех названных природных зон «лишнюю» на ваш взгляд.
Учащиеся: Тундра, так как в двух других можно проследить больше общих признаков.
А еще тундра потому, что те природные зоны мы уже изучили, а тундру еще нет.
Учитель: Я думаю, что вы уже догадались, какой будет тема нашего урока. Сформулируйте её, пожалуйста.
Учащиеся: Природная зона – тундра.
Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах и обсудить, на какие вопросы мы должны обращать внимание при изучении природной зоны.
Учащиеся предлагают варианты, а учитель закладывает основу «кластера» на доске, а учащиеся в тетрадях: ТУНДРА
расположение
климат
экологические проблемы
растительный
мир
животный
мир
занятия
населения
3. Осмысление:
а).Учитель: Слово «тундра» произошло от финского tunturi, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова «бесплодная или враждебная территория». Оправдывает ли это слово своё значение, мы узнаем позже. А сейчас, у меня в руках волшебный цветик — семицветик. Я отрываю лепесток и произношу:
Лети, лети лепесток.
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
В тундре быть ты нам вели!
б). Использование приёма «инсерт»:
— Чтение с пометками текста в учебнике на с.173-174 (шаг 1).
«+»
| «?»
|
— Заполнение таблицы (шаг 2):
Узнал новое «+». | Думал иначе «-». | Не понял. Есть вопрос. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— А теперь расскажите друг другу, что нового вы узнали и о чем вы думали не так, как оказывается на самом деле. (Дети работают в парах.)
— Первоначальное разрешение возникших вопросов организуйте в группах. Если же вопрос не разрешен, то будем озвучивать всему классу. ( Если не находится на него ответ, то помогает учитель.)
— Что же вы узнали о расположении тундры и её климатических условиях? (Работа с картой: дети показывают местонахождение тундры и поясняют её цветовую гамму.)
в). Практическая работа с рисунками растений и животных. Детям необходимо удалить рисунки и гербарии тех растений и рисунки тех животных, которые обитают в природных зонах, ранее изученных.
Всё что останется и будут представители флоры и фауны тундры.
Учитель: А теперь внимательно рассмотрите эти рисунки. Какие особенности вы заметили? Обменяйтесь своими мнениями с соседом по парте.
г). Физминутка:
В тундре нету берез:
Не пускает мороз.
И до тундры ветла
По снегам не дошла.
Едут в тундру дрова
На платформе сперва,
А потом на барже
Вдоль крутых берегов,
И на нартах потом
В царство белых снегов.
Привезли. И пили
Зазвенела у юрт.
И дрова расколол
Бородатый каюр. (Слова сопровождаются движениями).
— Какую проблему тундры подтверждает даннаяфизминутка? (Отсутствие обычных деревьев).
д). Использование приёма «инсерт»:
— Чтение с пометками текста в учебнике на с.175-176 (шаг 1).
«+»
| «?»
|
— Заполнение таблицы (шаг 2):
Узнал новое «+». | Думал иначе «-». | Не понял. Есть вопрос. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— А теперь расскажите друг другу, что нового вы узнали и о чем вы думали не так, как оказывается на самом деле. (Дети работают в парах.)
— Первоначальное разрешение возникших вопросов организуйте в группах. Если же вопрос не разрешен, то будем озвучивать всему классу. ( Если не находится на него ответ, то помогает учитель.)
— Наблюдая за вашей работой, я сделала вывод, что каждый из вас сегодня открыл для себя ещё одну страничку в познании окружающего мира. Сейчас в группах обсудите и внесите свои предложения для заполнения «кластера».
е). Заполнение «кластера»:
представители песец, олень, лемминг, сова, казарка, чайка, тундровая куропатка особенности маскирующая окраска, толстый слой подкожного жира, густой мех
расположение
( в северном полушарии, севернее тайги)
климат
(летом +4…+11, облачно, зимой -40,-60, ветры, пурга(6-8 месяцев). Вечнаямерзлота.
экологические
проблемы
занятия
населения
растительный мир
животный мир
особенности
короткие корни, низкорастущие, стелющиеся, мелкие листья
представители
карликовая береза, полярная ива, мох, ягель, морошка, клюква
Учитель: Я хотела бы отметить вашу дружную и слаженную работу по составлению «кластера».
4.Рефлексия:
Учитель: А теперь, я предлагаю каждому из вас вспомнить, о чём мы говорили на уроке и обобщить это при составлении «синквейна». Сначала каждый работает самостоятельно, затем в паре с соседом вы из двух «синквейнов» составляете один и его озвучиваете. Рекомендации по составлению «синквейна» находятся у вас на партах. Желаю всем удачи!
Лучший вариант я размещаю на доске:
Холодная, суровая. |
Приспосабливаются, выживают, развиваются. |
Условия для жизни живых организмов имеются, но ограниченные. |
ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА |
Учащиеся: Мы узнали о жизни растений и животных в тундре, а люди там живут?
Учитель: Очень хороший вопрос! Люди там живут, а вот как, об этом мы поговорим на следующем уроке. А сейчас нам пора возвращаться. Я отрываю следующий лепесток цветика — семицветика и произношу:
Лети, лети лепесток.
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Снова в классе быть вели!
5. Домашнее задание: прочитать еще раз текст учебника и составить по нему тестовые вопросы.