Конспект урока для 3 класса «Пустыни Африки»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

3 КЛАСС


Тема: «Пустыни Африки»

Цель: познакомить учащихся с природными условиями пустыни Африки, ее растительным и животным миром.

Задачи:

Предметные: создать условия для развития умения:

— определять природные условия пустыни Африки;

— распознавать ее растительный и природный мир.

Метапредметные: создать условия для развития у учащихся:

— навыков работы в группе;

— монологической и диалогической речи;

— навыков работы с различными информационными источниками;

— умения использовать приемы моделирования;

— умения устанавливать соответствия;

— положительного отношения к учебе.


ХОД УРОКА


I. Актуализация знаний и постановка проблемы



Учитель: Сегодня мы отправимся в экспедицию на жаркий материк. Как вы думаете, куда? (Этот материк находится в восточном полушарии, его почти посередине пересекает экватор.)

Дети: Африка!

Учитель: Да, вы правы! Это Африка. Но в какую ее часть?

Читает учитель:

«Двигался путник не быстро и не медленно, нормальным походным шагом, шлепая ногами по обжигающему песку. В одной руке у него была фляга, а в другой – палка, пока еще неизвестного назначения. Человек шел, не интересуясь пейзажем, потому что никакого пейзажа и не было – один песок, и солнце, белое солнце, которое ослепляет и выжигает все под собой; есть только солнце над барханами без единого кустика или былинки вокруг, до самого горизонта…»

— Я прочитала вам отрывок из повести Валентина Ежова. Возможно ли такое? Есть ли на Земле такое место, которое описывает этот автор? Может быть этот автор – фантаст?

— (Мы думаем это пустыня.)

— Правильно это пустыня. А произведение так и называется “Белое солнце пустыни”.

II. Определение темы урока

Учитель: Посмотрите на карту. Найдите самую большую пустыню Африки.

— Предположите, какие условия могут быть в пустыне?

Дети: Жарко, сухо, мало воды, мало обитателей.

Учитель: В экспедицию мы отправимся небольшими научно-исследовательскими группами. Попробуйте сформулировать задачи исследования.

Дети: Узнать, какие в пустыне растут растения, есть ли вода, какие животные там обитают.

Учитель: Как вы думаете, от какого слова произошло слово «пустыня»?

Дети: Пусто, пустынно.

На доске одно только название “В пустыне вовсе не пусто”.

— Так значит в пустыне пусто? На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством, как описывается в повести В. Ежова? Или … есть еще такое высказывание, оно на доске. Вот это нам и предстоит выяснить на уроке.

Свежие документы:  Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Растения Иркутской области"

— Работаем в группах. Вспомним правила работы в группе (на слайде):

— работать дружно;

— работать спокойно, не мешать остальным;

— не перебивать друг друга;

— выслушивать мнения других;

— обосновывать свою точку зрения;

— оценивать работу группы.

В конце урока вы оцените работу группы по названным критериям.


III. Открытие новых знаний

Учитель: Итак, отправляемся в виртуальную экспедицию.


Вопрос 1. Каковы природные условия пустыни Сахара?

У каждой группы свой вариант текста. На первом этапе каждый работает индивидуально, читая текст. На втором этапе группе предстоит обсудить полученную информацию о природных условиях пустыни Сахара. Необходимо выбрать представителя, который изложит точку зрения группы на данный вопрос.


Дети работают в группах с текстами


Учитель: Итак, я предлагаю каждой группе представить материалы исследования природных условий пустыни Сахара.


Звучат ответы представителей, на слайде появляются записи:

— Располагается на севере Африки

— Поверхность песчаная, глинистая

— Мало осадков

— Воздух сухой и горячий

— Температура до 50С в тени

— Песок раскаляется до 70 С

— Самумы

— Барханы

— Миражи


Учитель: Подведем итог. Выберите из представленных признаков самые подходящие для описания природных условий пустыни (на слайде):

— трудные

— суровые

— тяжелые

— легкие

— подходящие

— хорошие


Учитель: Мы с вами двигались по пустыне. Очень устали. Но вот на горизонте показалось сказочное ведение: островок пальм, хижины, изобилие зелени, в водоемах – фламинго, лебеди, павлины разгуливают. Неужели снова мираж?

А в пустыне крайне редко попадаются островки с богатой растительностью и источниками воды. Что они собой представляют, как вы думаете?

(слайд об оазисах)

Дети: Это оазисы.

Учитель: Что такое оазисы?

Дети: Это место в пустыне, где есть вода и растительность.


Учитель: Что только не растет здесь: кипарисы, лианы, пальмы. Люди занимаются земледелием. Выращивают пшеницу, финики, мандарины, виноград, абрикосы, овощи. Из финиковых пальм изготавливают одежду, служит пищей, используют как строительный материал. Оазис это жизнь!

Физминутка


Вопрос 2. Растительный мир пустыни.

Учитель: Продолжим наше исследование.

Особенности климатических условий наложили отпечаток на своеобразный растительный мир пустыни.

Прочитайте текст в учебнике на с. 42 (1-й абзац) и ответьте на вопрос:


Что характерно для растительности пустыни?

Дети: Маленькие листочки или чешуйки, длинный корень или корень, занимающий большую поверхность.


Вопрос 3. Животный мир пустыни.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Круговорот воды в природе"

Учитель: Жизнь растений, как вы знаете, неотделима от жизни животных. На первый взгляд пустыня лишена животных. Так ли это?

Игра «Узнай меня»


Учитель: Предлагаю каждой группе соотнести название животного пустыни с его описанием. Вы можете воспользоваться рисунком в учебнике на с. 40-41.


Дети выполняют задание по группам.


Учитель: Что вы узнали о том, как приспосабливаются животные к жизни в пустыне?

защитная спячка

способность

нетребовательность

окраска

к быстрому

к пище и воде


бегу


Учитель: Так пусто ли в пустыне?

Дети: Нет, не пусто. И в таких условиях выживают растения и приспосабливаются животные.


IV. Создание макета пустыни.


Учитель: Сейчас каждая группа будет создавать макет пустыни. Вам необходимо выбрать из предложенных изображений растений и животных выбрать те, на которых изображены обитатели пустыни, и расположить их на карте Африки.


Дети работают с макетами. Каждая группа представляет свой макет пустыни.


V. Подведение итогов. Рефлексия.


Учитель: Какие задачи и вопросы мы ставили перед началом исследования?

Дети:

— Каковы природные условия пустыни?

— Есть ли в пустыне вода?

— Какие в пустыне растут растения?

— Какие животные обитают?

Учитель: Ответили ли на поставленные вопросы? Оцените работу группы по заданным критериям.


Дети оценивают свои работы.


Учитель: В начале урока наша воображаемая пустыня была безжизненна, а сейчас она богата и разнообразна. И неправы те, кто сказал, что пустыня это только пески, небо и земля, опаленная солнцем.

Заканчивается урок, пустыня осталась где-то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей.

Нигде не бывает такого многоцветия как в пустыне. Такое впечатление, будто человек попал в сказку.

Нигде не бывает так жарко, как в пустыне. Песок прогревается порой до +78 градусов, можно даже испечь яйцо.

У пустыни – великая притягательная сила. Человек, хоть раз побывавший в песках, всю жизнь будет мечтать попасть сюда снова.

— Что вам хочется на прощание сказать пустыне, ее обитателям?

Спасибо всем за урок.


VI. Домашнее задание.

1. Написать мини-сочинение на одну из тем: «Один день в пустыне», «Может ли человек жить в пустыне».

2. Подготовить сообщение об одном из представителей флоры или фауны пустыни.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: