Окружающий мир (3-й класс)
Тема: Растения – производители
Одним из возможных элементов урока может быть самостоятельная работа по проверке читательских умений.
На материале текста учебника под рубрикой «Дополнительный материал» на с. 83 проверяются читательские умения третьеклассников, а именно:
1) умение вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную, скрытую «между строк») и концептуальную (главный смысл, авторский замысел);
2) умение ориентироваться в структуре текста;
3) умение объяснять и оценивать прочитанное;
4) умение определять тематическую принадлежность текста;
5) умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа.
Задания по проверке перечисленных умений предложены в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир (Обитатели Земли)» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.), М.: Баласс, 2008.
Цели: – ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения; – уметь перечислять особенности хвойных и цветковых растений.
Оборудование: комнатное цветущее растение; гербарии: цветковых, хвойных, споровых растений, водорослей; таблица «Органы растения», плакат «Растения-производители» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Ход урока | Формирование УУД и ТОУУ | |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| 1 3– На комнатном растении покажите, какие части растения вы знаете. (Стебель, лист, цветок.) – Как вы думаете, для всех растений характерно такое строение? (Да.) – А что вы скажите о строении этих растений? (Показать водоросли.) (Мы затрудняемся назвать части у этого растения.) – Какой у вас возникает вопрос? Как устроено растение? – А хотите узнать, как устроено растение? Работа в учебнике. – Откройте учебники на с. 78. Давайте ответим на вопросы. Вспоминают, какие вещества необходимы растению и какую роль растения играют в экосистеме. – Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети. План (примерный) 3
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
| 4 3 2 4 3 Работа в учебнике. Работа в группах. – Рассмотрите рисунки и ответьте на вопрос на с. 78. (Надземным частям – стеблю и листу – доступен свет, а подземным частям – корню – вода.) – Сложные задачи приходиться решать различным частям растения. Поэтому у растений есть органы. Давайте с ними познакомимся. Работать будем в группах. Задание для групп: 1) Определите, какую роль лист выполняет в растении. Какие качества листа вы бы отметили? Используйте текст на с. 78. Лист отвечает за производство питательных веществ. В листьях идёт фотосинтез. Лист имеет нежные внутренние части. 2) Определите, какую роль стебель выполняет в растении. Какие качества стебля вы бы отметили? Используйте текст на с. 78–79. Стебель – опора для листьев. Связывает все органы растения. По стеблю передвигаются вещества. Прочный. 3) Определите, какую роль корень выполняет в растении. Какие качества корня вы бы отметили? Используйте текст на с. 79. Корень закрепляет растение в почве, всасывает воду и минеральные вещества. Сильно разветвлён. 4) Определите, какую роль цветок выполняет в растении. Какие качества цветка вы бы отметили? Используйте текст на с. 79. Цветок – орган размножения. Яркий, душистый. 5) Определите, какую роль плод выполняет в растении. Какие качества плода вы бы отметили? Используйте текст на с. 80. Плод участвует в распространении семян. Сочный. – Как ответим на вопрос урока? (Наземные растения имеют органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.) – Как вы думаете, такие органы характерны всем наземным растениям? (Судя по тексту учебника, эти органы есть у цветковых растений, а корень, стебель и лист – ещё у хвойных.) Работа в рабочих тетрадях. – Выполните задание в рабочей тетради на с. 43–44.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 2 2 3 1Физминутка. Игра «А верите ли вы?» Игра «А верите ли вы?». Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, дети отвечают словами «верим», «не верим». — А верите ли вы, что в Азербайджане растёт конфетное дерево? + — А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? – — А верите ли вы, что существует бешеный огурец? + — А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? + — А верите ли вы, что в Австралии растёт баночное дерево? – — А бутылочное дерево? + — А верите ли вы, что родина апельсина — Китай? + — А верите ли вы, что кигелия – это колбасное дерево? + — А верите ли вы, что кактусы растут в лесу? – — А верите ли вы, что существует пустынное растение – саксаул? + — А верите ли вы, цветы умеют танцевать? — Муз. пауза Чайковский П.И. «Вальс цветов». (под музыку П.И.Чайковского дети исполняют вальс). 1. Работа в учебнике. Организация и проведение работы: 1. Учащиеся читают текст в учебнике на с. 83 самостоятельно про себя. 2. Письменно выполняют задания 1–9. Порядок выполнения заданий произвольный. Детям нужно объяснить, что лучше выполнять задания последовательно, но в случае затруднения нужно двигаться дальше и вернуться к пропущенному заданию ещё раз. На результат влияет то, сколько заданий выполнено, и качество их выполнения. 2. Работа в рабочей тетради. – Задания из рабочей тетради на выбор. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |
ΙV. Домашнее задание. | Чтение текста темы 19, 1 задание на выбор из рабочей тетради. |
|
V. Рефлексия. Итог урока.
| 4– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? |
|