Предмет: познание мира, 3 класс.
Тема урока: Явления природы.
Задачи:
Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе; ввести понятие «природная катастрофа».
Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной и групповой работе, прививать навыки сотрудничества..
Тип урока: Открытие нового знания.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; выполнение практической работы; формулирование выводов.
Формы организации познавательной деятельности:
групповая;
парная;
индивидуальная.
фронтальная работа;
Оборудование: ИКТ презентация, видеоролик «Явления природы», карточки с изображением времен года, явлений природы, смайлики, оценочные листы.
Ход урока:
(учащиеся произвольно рассаживаются в группы) Слайд 1. Орг.момент. Тренинг «Ладошки»
Самоопределение к учебной деятельности
– С какой целью вы приходите на урок?
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– От чего это будут зависеть?
— Вспомните правила работы в группе. (приложение 1)
Инструктаж работы с оценочными листами.
Актуализация опорных знаний (2 мин)
Загадка: Слайд 2. Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.
— Назовите объекты природы, о которых говорится в загадке. — На какие группы можно их разделить? Слайд 3 — Что отнесем к живой природе? – Что к неживой?
– Чем отличается живая природа от неживой?
– Но листва не дышит как человек, а мы ее отнесли к живой природе?
– Какова связь между живой и неживой природой? Слайд 4
Вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.
Самооценивание ( за устный ответ).
— Обратите внимание на выделенные слова: гром, туманы и роса. Слайд 5 — Кто знает, как это назвать одним словом? – Сформулируйте тему урока. (Явления природы) Слайд 6
Постановка учебной задачи. (1 мин)
– Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
– Сегодня, мы совершим путешествие по временам года и поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.
– Как вы понимаете значение слова “явление”?
– Где можно узнать более точное толкование слова? (в словаре)
”Открытие” нового знания
Толкование слова “явление”. Слайд 7
“Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, явление природы”
Фронтальная работа.
– Вспомните, какие явления природы вам известны. Обменяйтесь информацией в паре, затем в группе.
— Коллективно составим «Корзину идей».
— Просмотр видеоролика «Явления природы»
Беседа: — Какие природные явления мы с вами сейчас наблюдали?
– Каждое утро, собираясь в школу, все мы смотрим в окно. Объясните – для чего?
–В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется на небе радуга. — Все эти изменения в природе называются …. явлениями природы. Слайд 8 И мы, каждое утро, перед тем как выйти на улицу должны учитывать все природные явления.
Работа с учебником. (с.34) — Самостоятельно прочитайте текст (2 абзац – с. 35). В паре задайте друг другу вопросы по содержанию текста, используя «Ромашку Блума». (взаимоопрос групп по 1 вопросу)
Работа в группах сменного состава. — Многие природные явления связаны со сменой времен года или сезонов, поэтому они называются сезонными. Слайд 9
– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)
– Сколько их? (4)
— Я предлагаю взять жетон любого цвета: желтый, голубой, зеленый, красный..
— Каждому сезону характерна своя палитра красок.
– Какому времени года характерен желтый цвет? Голубой? Зеленый ? Красный?
— Образуйте группы согласно выбранному вами цвету. (дети рассаживаются по группам)
Создание постера (5 минут). – Предлагаю задание: выявить не менее 5-ти сезонных изменений своего времени года, изобразить это на постере. — Распределите роли в группе. (приложение 2) — Разработаем критерии, которыми будем руководствоваться при создании и защите постеров. (краткость и доступность изложения материала, эстетичность и красочность оформления постера)
Выступление групп . – Выберите на доске иллюстрацию, которая соответствует вашему времени года и карточки явлений природы, характерные данному сезону. — Находясь на улице, какие правила безопасности следует соблюдать в это время года? Оценивание. Вывод: каждое время года по- своему прекрасно и имеет свои особенности, то есть свои сезонные изменения. — Мы создали общую картину сезонных изменений в природе. Т Физминутка «Снежинки» Понятие «Природная катастрофа» — Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. Очень часто природный процесс превращается в стихийное природное явление. – Приходилось ли вам слышать такое высказывание «природная катастрофа»? — Как это можно назвать по-другому? — О каких природных катастрофах вам приходилось слышать, а может быть даже и наблюдать? (приложение 3) — Какие стихийные природные явления характерны для нашей страны? — Каковы их последствия? — А когда гибнет природа, гибнут люди – это и есть природная катастрофа. Вывод: В наше современное время учеными создаётся различное оборудование, при помощи которого можно предвидеть природное явление и предупредить людей о надвигающейся опасности. Но если стихия приходит неожиданно, то человеку очень трудно противостоять силе природы. — Как следует себя вести при чрезвычайных ситуациях? Контроль – диагностика — тестирование. Проверка, оценивание результатов тестирования. Слайд 10 — Обменяйтесь тестами в парах, проверьте и оцените друг друга по следующим критериям: Слайд 11 — Внесите результаты этой работы в листы оценивания. Дзадание: Слайд 12 (уровневое): 1 уровень- выполнить задания учебника 2 уровень — составить кроссворд о явлениях природы или сочинить синквейн. Рефлексия учебной деятельности на уроке — Сделаем вывод. – О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы. – Достигли ли мы цели, которую сами поставили в начале урока?
— Чему вы еще учились на уроке? (работать в группе, оценивать свою работу на уроке) – Оцените своё настроение в конце урока, выбрав соответствующий смайлик? Сравните настроение, которое у вас было в начале урока и в конце. Изменилось оно у вас? — Продолжите фразу: Слайд 14 « Мне было интересно….» «Теперь я знаю…»
Оценивание: — По оценочным листам оцените свою работу на уроке. — Выведите итоговую оценку. (высказывание своего мнения по наблюдениям и выставление общей объективной оценки) Слайд 15
Приложение 1
Приложение 2
Обязанности членов группы.
Организатор – отвечает за работу группы в целом, организует обсуждения, вовлекает всех в работу.
Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы.
Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
Секретарь – оформляет решение группы.
Тайм — спикер – следит за соблюдением регламента работы в группе.
Приложение 3
После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.
1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы. (Извержение вулкана)
2. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение. (Лавина)
3. Это явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое похолодание, понижение температуры ниже нуля градусов приводит практически к полной гибели урожая. (Заморозки)
4. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных. (Цунами)