Тема урока: Замечательные собаки.
Класс: 3.
Тип урока:
Урок открытия нового знания.
Цель:
Познакомиться с отрывком из книги Ю Коринца «Там вдали, за рекой»- «Ханг и Чанг».
Развивать навыки чтения, устную речь детей, память.
Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к домашним питомцам.
УУД:
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Личностные УУД:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Оборудование:
Презентация.
Литература:
Учебник.
Деятельность обучаемого | |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности: — Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения буду проводить у вас я. Меня зовут Любовь Олеговна.
| Эмоциональный настрой на познавательную деятельность;
|
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Что вам было задано на дом, давайте вспомним? Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку: Машет радостно хвостом, (Собака) Ребята, о ком идет речь? | Дети отвечают. О собаке! |
3.Выявление места и причины затруднения Ребята, а кем для нас являются собаки? Какое крылатое выражение вы знаете о этих животных? Ребята, а какими они бывают? | Это наши любимые домашние питомцы. «Собака – друг человека!» Добрыми, злыми, веселыми, спокойными, озорными, послушными и т.д. |
4.Построение проекта выхода из затруднения Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, тема нашего сегодняшнего урока: «Замечательные собаки», и совсем скоро вы поймете почему она звучит именно так. Давайте посмотрим мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса». Замечательные ли это собаки? А почему? Но ведь они исправились, не так ли? Значит они неплохие? Ведь каждый имеет право на ошибку, но нужно заметить свою ошибку и исправиться. Верно? А теперь давайте познакомимся с другими собаками.
| О собаках! Нет. Потому что они плохо себя вели, озорничали. Исправились. Нет. Да! |
5.Реализация проекта выхода из затруднения Прежде чем мы прочтем главу «Ханг и Чанг» из книги «Там, вдали, за рекой» Юрия Иосифовича, послушайте немного об авторе: Юрий Иосифович Коринец родился в Москве в 1923 году. Отец его — старый большевик, участник революции, видный дипломатический работник. В доме у них часто бывали разные интересные люди — боевые друзья отца, иностранные коммунисты, писатели и художники. В мальчике рано пробуждается интерес к художественному творчеству — он посещает литературный кружок в Доме пионеров, увлекается рисованием. Уже после войны он закончил художественное училище в Ташкенте, а позже, в 1957 году, — Литературный институт имени Горького в Москве. Тогда же в Детгизе вышла книжка стихов Ю. Коринца «Подслушанный разговор». С тех пор вышло много его книг, широко известных ребятам: «Триста тридцать три жильца», «Туесок», «Лесовик», «Таинственный дом», «Плавучий остров» и другие. | |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Ребята, давайте откроем учебник на странице 82. Я прочту первую часть этой главы, а вы внимательно послушайте. О чем говорится в этой части? Найдите цитату из текста, которая дала бы название первой части. Что за китайское слово я произнесла? Расскажите всем, что такое цитата. -Я предлагаю составить цитатный план. А какие виды планов вы еще знаете? Продолжим чтение. О чем говорится во второй части? Как мы можем ее озаглавить? Продолжим чтение. О чем рассказывается в третей части? Как мы можем ее озаглавить? Продолжим чтение. О чем мы узнаем в четвертой части? Озаглавьте ее. Читаем дальше. О чем говорится в пятой части? Озаглавьте эту часть. |
Отрывок, фраза или предложение из текста. Простой, из вопросов. «Купать собак было нетрудно: мыли они себя сами, мы с дядей только помогали». «Чанг пел очень выразительно, с душой».
«В результате дядя создал неплохой собачий дуэт». |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Соотнесите: Чанг – спокойный, ленивый, уравновешенный, красивый, молодой, умный, благородный, всеобщий любимец. Ханг – веселый, неугомонный, смелый, сильный, спасал дяде жизнь. Чанг – прогонял с дивана Ханга, угождал дяде, наказывал Ханга. Ханг – озорничал, забирался на диван, ненавидел кошек, стаскивал вкусненькое, спасал дяде жизнь. | Дети выполняют задание |
8.Включение в систему знаний и повторение Ребята, а знаете ли вы, что в знак благодарности за верную службу люди ставят собакам памятники? Вы знаете о каком-нибудь памятнике? Расскажите. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, и послушайте о памятниках этим замечательным животным. Памятник собаке-космонавту Звёздочке в Ижевске. Звездочка была последней собакой-космонавтом, благополучно вернувшейся на Землю. После ее приземления было принято окончательное решение о полете первого человека в космос. Хатико — пёс породы Акита-ину, являющийся символом верности и преданности в Японии. Пёс стал известен на всю Японию в 1932 году после публикации в одной из крупнейших газет Токио статьи «Преданный старый пёс ожидает возвращения своего хозяина, умершего семь лет назад». История покорила сердца японцев, и на станцию Сибуя стали приезжать любопытствующие с целью посмотреть на пса. Балто (Болто) (англ. Balto) — сибирская лайка, ездовая собака из упряжки, перевозившей медикаменты во время эпидемии дифтерии в 1925 году в городах штата Аляски, США. Ледяной шторм и буря не позволяли взлетать самолётам. Было решено перевезти сыворотку поездом, в город Ненана (Nenana), но не дальше, за отсутствием железнодорожных путей. Однако Ненана располагалась на расстоянии, превышавшем тысячу километров ледяной пустыни. Жители Нома предложили выход: снарядить собачью упряжку и положиться на скорость и силу собачьих лап и мастерство ведущих упряжку. Это случилось в 70-х годах. Киевлянка Вера Арсеньевна Котляревская, активистка Киевского общества защиты животных, преподаватель биологии Киевского пединститута, приехала в Москву по служебным делам. В аэропорту Внуково, среди лётной суеты её внимание привлекла овчарка, которая лежала в позе ожидания. Как выяснилось, собака уже 2 года ждала своего хозяина, который оставил её в аэропорту. Всё это время овчарку опекали работники аэропорта, но никого из людей она и близко не подпускала. Когда прибывал самолёт, овчарка становилась крайне возбуждённой, каждая клетка её тела наполнялась нетерпеливым ожиданием. Хозяин не возвращался. Он предал собаку. За неё переживали, про неё писали в прессе, но помочь собачьему горю никто не мог. Однако, помогла Пальме Вера Арсеньевна и приняла ее в свой дом. Собака действительно – друг человека, самый верный и преданный. Мы должны это с вами понимать и ценить, и никогда не предавать наших любимых питомцев, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили». | Да! Ответы детей. |
9.Рефлексия — О чем мы говорили на уроке? — С чем познакомились? О чем говорилось в этой главе? Как называется книга, главу из которой мы читали? Не захотелось ли вам прочитать всю книгу? Кто является автором этой книги? Что вам запомнилось более всего на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке? Всем спасибо за урок. Выставление отметок. Домашнее задание: стр. в учебнике 82-86, тетрадь с. 48 № 1. | О замечательных собаках. «Там, вдали, за рекой». Юрий Иосифович Коринец. |