Аннотация к уроку окружающего мира в 3 классе
Перспективная начальная школа
Данный урок изучается в разделе «Человек и природные сообщества». На данном уроке дети обобщали, систематизировали знания о значении леса для человека и в природе.
Урок сопровождался презентацией. В ходе поставленной проблемной ситуации, учащиеся смогли поставить цель урока.
Со всеми заданиями , предлагаемыми на уроке учащиеся справились. Активно работали в группах, парах, самостоятельно, смогли договориться друг с другом , принять верное решение, проверить задание.
В конце урока был сделан вывод, что поставленная цель урока была выполнена. Учащиеся адекватно оценили свою деятельность на уроке.
Тема: «Значение леса»
Предмет: окружающий мир
Тип урока: практическая работа
Форма организации: обобщающий урок
Представление о результатах:
Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; умение рефлексировать свои действия.
Метапредметные результаты: анализировать и самостоятельно делать выводы;правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач.
Предметные результаты: в ходе групповой работы и учебного сотрудничестваповторить способы ориентирования на местности; составить и сформулировать правила безопасного поведения в лесу; подготовить сообщение; развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе.
Тема урока: Значение леса
Цели урока:
— обобщить, систематизировать и углубить знания младших школьников о значении леса для человека и в природе;
— воспитывать восхищение красотой леса, стремление выполнять правила природоохранного поведения, оказывать посильную помощь лесным обитателям;
— создать условия для развития творческих способностей учащихся, познавательного интереса к своей познавательной деятельности.
Оборудование: картины с изображением леса, учебник «Окружающий мир 2 часть» ,тетрадь тпо 2 часть , карточки с необходимыми текстами.
Ход урока
1. Организационный момент
— Сегодня у нас открытый урок «Окружающий мир». На нашем уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.
— Ребята, сегодня на уроке нам понадобятся учебник, хрестоматия, тетрадь, внимательные глаза, чуткие уши, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте успеха.
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всём (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй! (вся ладонь)
2. Проверка домашнего задания.
1-2 доклада
Тест «Лес природное сообщество»
1вариант
1 Лес называют природным сообществом, потому что…
а) в лесу рядом друг с другом растут разные растения
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой
в) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными
2 На деревьях обитают…
а) белки, дятлы, кедровки
б) мыши, зайцы, медведи
в) кроты, лоси, черви
3 В лесной подстилке живут…
а) ежи, кроты, землеройки
б) бактерии, насекомые и их личинки
в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши
4 К съедобным грибам относятся…
а) мухоморы, желчные грибы
б) дождевики, пороховки
в) лисички, рыжики, маслята
2 вариант
1На лугу растут …
а) только травянистые растения
б) мхи и лишайники
в) кустарники и травянистые растения
2Санитарами луга и леса называют…
а) жуков навозника и могильщика, дятла
б) пчел, кабанов, соек
в) жуков-короедов, жужелиц
3. На лугу живут:
а) пчела, божья коровка, суслик
б) шмель, водомерка, жаворонок
в) медуза, кобылка, комар
4.В поле выращивают:
а) овёс, пырей, вьюнок
б) пшеница, просо, ячмень
в) капуста, василёк, рогоз
Ответы: 1в.-б,а,б,в. 2в.-а,а,а,б.
3. Определение темы, задачи и целей урока.
1.Слово учителя:
Это дом.
Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.
Этот дом для всех открыт.
Дом резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.(лес)
2. Вводная беседа
Формулируется проблема, которая будет решаться на уроке.
— Ребята, все мы когда-то побывали в лесу. Представьте себе уголок леса, в котором вы бывали.
— Кто что представил?
3. Работа по теме урока
Работа в группах
— Мы все любим лес. За что же мы так любим и ценим лес?
-Каждый из вас читает текст ,выбираете самое главное , записываете на листочках. Затем обсуждаете свои записи , приходите к одному мнению. Представляете классу.
Представление результата работы
Представитель каждой группы представляет результаты работы в группе.
— Все ли согласны с мнением группы?
Если кто-то не согласен с группой в выборе главного слова, ему представляется слово.
Учитель обобщает ответы детей, фиксируя только то, что говорили дети.
— Но все ли мы перечислили, что дает нам лес, за что мы его любим?
Учитель раздает карточки учащимся.
(Учитель отбирает тот материал, который наиболее ему подходит, может сочетать стихи и прозу, а может использовать и иллюстрации, с отражением значения леса для человека, в природе).
1. Всё, что окружает тебя, – всё из леса. Стул, стол, кровать. Шкаф, этажерка, тумбочка. Книжная полка и книжки на ней. Пол, потолок, стены. Крыльцо, забор, навес. Весло, лодка, удочки. Пенал, карандаш, тетради. Балалайка, гитара, скрипка. (Н. Сладков «Дары леса»)
2. А радостное возбуждение, которое охватывает тебя, стоит только в лес войти! А лесные секреты и тайны, что на каждом шагу! А тысячи птичьих песен, наполняющих уши! А запахи тысяч цветов, от которых в носу свербит! А радости каждый день года! (Н. Сладков «Дары леса»)
3. Там где лес, всегда чистый воздух. Ох, какой чудесный в лесу воздух – целительный настой! Ведь деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека. Лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр для очистки воздуха.
4. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, целительную тишину.
5. А еще лес является защитником почвы, лесных рек и ручейков.
6. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары животным: орехи, ягоды, грибы. (После этой карточки, можно уточнить, для каких животных лес является домом.)
— Зачитайте содержание карточек.
— О чем идет речь в этой карточке, о каком значении леса говорится?
По ходу работы ученики пополняют свой перечень слов. После прочтения карточек, учитель просит:
— Выберите теперь главное слово в своем списке.
— Кто поменял свой выбор. Почему?
— Мы сегодня говорили о том, что лес – это фабрика кислорода, чистого и целебного воздуха, уютный дом для многих животных, это грибы, ягоды, орехи, зеленая аптека, это защитник речек и ручейков, почвы, источник строительного материала, сырья для получения бумаги. Лес – это настоящее украшение природы, чудесный зеленый наряд Земли, удивительная книга со своими загадками и открытиями… Лес человека щедро одаривает. Но чем же человек лесу отвечает, как относится к своему верному и щедрому другу?! Как вы думаете, о чем бы попросил нас лес, если бы мог говорить?
— Что каждый из нас может сделать для леса? Запишите на листочках свои предложения (в течение 2 минут).
— Зачитайте, что вы написали и объясните, что вы считаете самым важным.
Обогащение знаний учащихся о правилах поведения в лесу.
Раздаются карточки.
2. Вы в поход пришли, ребята… Отдохнуть, конечно, надо: Поиграть и порезвиться, И наесться, и напиться… Но вокруг остались банки, Целлофан, железки, склянки… Оставлять их здесь нельзя! Не поленимся, друзья: Мусор тут, в лесу, чужой, Заберем его с собой! | |
3. Нельзя стекло в лесу кидать, Нельзя бутылки разбивать; Осколки острые опасны О них порежешься ужасно! И обитателям лесным Стекляшки тоже не нужны… | 4. Чтоб лес красив был и здоров, Без личинок вредных и жуков, Муравьи на страже день и ночь: Гонят разных листоедов прочь! Только ты им, друг мой, не мешай! Муравейники не разоряй! Эти санитары так нужны Для лесов твоей родной страны! |
5. Если в траве Увидали яйцо Или услышали Крики птенцов, Не приближайтесь, Не лезьте туда И не тревожьте Ни птиц, ни гнезда. | 6. Для ежиков и белок Лес – дом родной. Они живут там смело И летом, и зимой. Находят пропитанье, Своих детей растят И уходить из леса Нисколько не хотят… Поэтому не стоит Их в город забирать… Поверь: они в неволе Не будут есть и спать… |
7. Есть цветочки редкие, Белые, цветные, нежные: Вам кивнут приветливо Ландыши, подснежники… Только рвать не надо их – С ними лес добрей, светлей. Ведь теперь цветов таких Очень мало на земле… | 8. В лесу летают мотыльки, Ползут ужи, живут жуки… Природа-мать им жизнь дала. У них у всех свои дела. И жабу увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без этих животных, друг мой, Лес одинокий, и пустой… |
— Ознакомьтесь со стихотворениями, прочитайте свой стих всему классу.
После прочтения каждого стихотворения (в соответствии с порядковым номером), формулируется правило поведения. Если ученики говорят только о том, чего нельзя делать, учитель спрашивает, а как нужно. К уроку готовится плакат, на котором отражены важнейшие правила поведения в лесу. После формулировки правила школьниками, учитель постепенно открывает его запись на плакате.
Примерная формулировка правил для плаката:
1. Не шумите в лесу. Ходите тихо, осторожно по лесным тропинкам.
2. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу. Мусор обязательно забирайте с собой!
3. Не бейте в лесу стекло!
4. Не разоряйте муравейники! Не ходите вблизи муравейника! Помогите поставить ограждение возле муравейника.
5. Не разоряйте птичьи гнезда, не заглядывайте в него, не трогайте руками птенцов!
6. Не забирайте из леса животных домой! Любуйтесь и наблюдайте за ними в лесу.
7. Не рвите редкие цветы! Они будут долго радовать нас и лес там, где растут.
8. Не обижайте никого в лесу: ни насекомых, ни змей, ни жаб… При встрече с ними проходите осторожно мимо, уступая дорогу.
9. Не уничтожайте несъедобные грибы! Оставляйте их диким животным.
— Давайте разделимся на две большие группы. 1 группа сделает из предложенных иллюстраций коллаж о значении леса, а вторая — нарисует плакат «Чем мы можем помочь лесу?»
Афиширование работ. Ученики представляют свои работы, объясняют их содержание.
4. Закрепление знаний
Почему в народе говорят: «Много леса- береги, мало леса -не руби, а нет леса – посади?»
Слово учителя:
Спасибо, лес,
за все твои красоты,
за ягоды-монисты,
за грибы…
Спасибо, лес!
Наверно, не напрасно
меня в свой терем
ежедневно ждешь. (М. Люгарин)
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес! (С. Погореловский)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
— Наша задача предотвратить все это. Больших проблем нам не решить пока, но кое-что мы сможем сделать: посадить деревце, ухаживать за рощей, подкармливать птиц зимой, взять под охрану муравейник, поляну с удивительными цветами.
— Давайте все вместе произнесем клятву (клятва записана на доске)
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
5.Домашнее задание. Оценки.
Учитель: — Рада за всех участников заседания. За работу клуба получают оценки….
Дома выполните задание 37 в тетради (прочитать), повторите правила поведения в лесу.
6.Рефлексия.
Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите насколько вы:
1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно.
2)Разобрались с темой урока.
3)Умеете применять свои знания.
(Сидят за партой – плохо, слабо. Просто стоят – хорошо. Стоят, руки вверх – отлично.)