МБДОУ «Детский сад № 147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской республики
Конспект урока для 4 класса «Что мы знаем о животных»
Подготовила:
учитель – логопед
Федотова Людмила Андреевна
г. Чебоксары, 2014 г.
Полное описание:
Тема: «Что я знаю о животных»
Коррекционно-образовательные цели.
Обобщение и систематизация знаний о домашних и диких животных наших лесов, животных тропических стран и севера. Уточнение и актуализация словаря по теме, формирование умения выбирать правильный ответ из предложенных вариантов, упражняться в умении вести диалог, отмечая характерные особенности жизни животных. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксом -онок-, -енок- и притяжательных прилагательных). Закрепление навыков звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие связной речи, силы выдоха, воспитание целенаправленной воздушной струи, внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели.
Воспитание активности, инициативности, доброжелательности и навыков сотрудничества.
Предварительная работа
Загадывание детям загадок о животных, чтение сказок «Два жадных медвежонка», «Зимовье зверей», «Заяц хваста», «Айболит» и т.д., закрепление словаря и грамматических категорий языка по темам: «Домашние животные и птицы», «Дикие животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран» в играх и упражнениях: «У кого кто?», «Чьи это», «Кто кем был раньше?», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Кто где живет?». Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка», логоритмического упражнения «Медвежата в чаще жили», лепка, рисование, штриховка животных.
Оборудование.
Эмблемы команд «Умницы» и «Молодцы». Корзинки с фишками, слайды с картинками о животных, лото «Прочитай по первым буквам», игра «Подуй на листочки», предметные картинки о животных.
Ход занятия.
I Организационный момент (объявление темы и задач викторины., создание эмоционально-положительного фона).
Логопед предлагает детям подойти к столу и взять эмблему с названием команд «Умницы», «Молодцы». После этого команды и члены жюри занимают свои места.
Логопед: «Сегодня мы с вами поиграем в игру-викторину «Что мы знаем о животных?». За правильные ответы команды получают фишки. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество фишек».
II 1) Игра «Выбери правильный ответ».
Вопросы для команды «Умницы».
а) Кто похож на лошадь:
зебра, лев, слон. Почему?
б) Кто передвигается как заяц:
зебра, верблюд, кенгуру. Как передвигаются другие?
в) Кто из этих животных дружит с человеком:
кенгуру, верблюд, зебра. Как оно помогает человеку?
Логопед предлагает ответить на вопросы команде «Молодцы» и выбрать правильный ответ из предложенных.
а) Жираф достал веточку с макушки дерева, потому что:
веточка самая вкусная, листочки самые зеленые и сочные, у него длинная шея и ему легко это сделать.
б) Где можно встретить обезьяну и белого медведя вместе:
в зоомагазине, в зоопарке, на льдине
в) Кто из этих животных дружит с человеком:
слон, жираф, тигр. Как оно помогает человеку?
Игра «Самый внимательный».
Логопед задает вопросы команде «Умницы».
а) Кого будет догонять заяц:
лису, барсука, зайчонка. Почему?
б) У кого может быть коричневая шерсть:
у медведя, у волка, у лисы. Докажи.
в) Кто лишний:
барсук, лиса, собака, еж.
Логопед задает вопросы команде «Молодцы».
а) У кого на ногах копыта:
у белки, у лося, у ежа. А что у остальных?
б) У кого короткий хвост:
у волка, у медведя, у белки.
в) Кто лишний:
слон, лев, морж, жираф.
Игра «Кто кем был раньше»
Логопед: «Мы поиграем в игру и узнаем, кто кем был в детстве. А для этого сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на листочки, вытянув губы трубочкой и не раздувая щеки». Дети дуют на листочки, под которыми спрятаны детеныши животных.
Вопросы команде «Умницы»
Логопед — Кем был медведь в детстве?
Дети — Медведь в детстве был медвежонком.
Остальное по аналогии
Кошка была……………………………………………котенком
Курица была…………………………………………..цыпленком
Лев был ………………………………………………львенком
Собака была………………………………………….щенком
Лиса была …………………………………………….лисенком
Вопросы команде «Молодцы»
Корова была ……………………………………………теленком
Заяц был ………………………………………………..зайчонком
Лошадь была ……………………………………………жеребенком
Утка была ………………………………………………..утенком.
Тигр был…………………………………………………..тигренком
Слон был …………………………………………………слоненком
III Логоритмическое упражнение «медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так…
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так…
Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили,
Вот так, вот так…
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали,
Вот так, вот так.
IV Пальчиковая гимнастика «Белка»
Дети стоят в кругу.
В сосне дупло,
В дупле тепло,
А кто в дупле сначала на правой,
Живет в тепле? а потом на левой руке
А живет там белочка поочередно хлопают
Белочка-карелочка в ладоши и сжимают кулачки
Непоседа, егоза пальчики «шагают» по руке
Словно бусинки глаза соединяют большие и указательные пальцы на обеих руках
Игра «Бюро находок» с использованием ИКТ.
Логопед: «К зайчику за помощью обратились животные, которые потеряли свои вещи». Логопед показывает слайды с изображением животных, а дети отвечают, кому что нужно вернуть.
Отвечает команда «Умницы»
Заячий тулуп вернем …………………………………зайцу.
Овечий полушубок вернем……………………………овце.
Беличью муфту отдадим ………………………………белке
Отвечает команда «Молодцы»
Оленьи рога вернем……………………………………оленю
Черепаховый гребень отдадим……………………….черепахе
Бобровый воротник отдадим…………………………..бобру
Игра «Путешествие по материкам» с использованием ИКТ.
Логопед спрашивает у детей команды «Умницы»: «В Африку поедем за кем?». Дети смотрят на слайды и отвечают.
За жирафами, зебрами, львами, обезьянами, слонами и бегемотами
Логопед спрашивает у детей команды «Молодцы»: «В Арктику и Антарктику поедем за кем?».
За пингвинами, моржами, тюленями, белыми медведями, касатками, песцами.
Игра «Чьи это?» с использованием ИКТ
На экране появляются картинки.
Отвечает команда «Умницы»
Грива чья? ……………………………………………….лошадиная
Шея чья? ………………………………………………….жирафья
Хвост чей? ………………………………………………..беличий
Лапы чьи? …………………………………………………медвежьи
Следы чьи? ……………………………………………….волчьи
Уши чьи? …………………………………………………заячьи
Отвечает команда «Молодцы»
Горб чей? …………………………………………………..верблюжий
Следы чьи? …………………………………………………заячьи
Иголки чьи? …………………………………………………ежиные
Морда чья? ………………………………………………….лисья
Хобот чей? ………………………………………………….слоновый
Шерсть чья? ………………………………………………..овечья
V Гимнастика для глаз по Аветисову.
VI Диалог «Лиса и волк»
VII Упражнение «Прочитай по первым буквам»
Логопед предлагает детям угадать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв.
VIII Итог занятия.
Жюри объявляет о результатах игры-викторины. Логопед хвалит детей за правильные ответы, за внимательность, старание.
Список использованной литературы
1. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Формирование связной речи развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: Гном и Д, 2010
2. Косинова Е. Уроки логопеда. М.: Эксмо Олисс, 2009
3. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. М.: «Олма пресс Образование», 2003
4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М.: Гном и Д, 2001