Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №127 «Чайка»
Города Дзержинск Нижегородской области
Конспект урока для 4 класса
«Что внутри Земли?»
подготовила
воспитатель
Улитина Елена Владимировна
г. Дзержинск
2014
Программное содержание:
Продолжать знакомство с макетом земного шара – глобусом. Дать представление о земной коре. Познакомиться с строением Земли. Воспитывать желание изучать природные явления, бережно относиться ко всему окружающему. Развивать представление о том, что Земля – наш общий дом. Способствовать развитию элементарных географических представлений. Продолжать воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих товарищей.
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса: вода голубого цвета, горы – темно коричневого, желтым – суша; рассматривание «Атласа огромного мира», книги «Мир вокруг нас»; чтение книги Р.В.Кошуриной «Путешествие по глобусу». Проведение опытов: «Неоднородный волчок» — показать, что неоднородность состава земли влияет на ее движение; «Приплюснутый шар» — показать, почему земной шар сплюснут у полюсов; «Процессия» — продемонстрировать движение земной оси. Показ опыта с камнем на прогулке. Изготовление макета глобуса и Земного шара «в разрезе» с детьми. Разучивание стихотворения Я.Акима «Земля» и загадок о Земле.
Материал к деятельности:
Глобус, рисунок Земли «в разрезе»; для опыта: двухлитровая миска, бутылка из-под газировки, карандаш; макет Земли «в разрезе»; спокойная музыка; карта.
Индивидуальная работа:
Рассмотреть Земной шар «в разрезе», повторить слои Земли.
Дифференцированный подход:
Подготовить опыт «волны» — показ как сейсмические волны позволяют заглянуть внутрь Земли и опыт «медленный песок» — с его помощью понять, почему сейсмические волны медленнее проходят через песок.
Способ организации:
Свободный, сидя на ковре; передвижения по группе. Дети переходят в группе от одного наглядного материала к другому.
Ход деятельности
Звучит спокойная музыка. Дети входят в группу
Предположительные ответы детей, действия воспитателя и детей | |
— Что стоит у меня на столе? | -Глобус |
-Что такое глобус? | -Глобус – маленький макет Земли |
— Глобус – это макет Земли, только очень маленький. Представьте, что вы взяли в руки апельсин. На его поверхности вы заметите много-много бороздок и едва заметные бугорки. То же самое увидел бы великан, если бы мог держать в руках Землю. Бугорки – это горы, бороздки – долины. Что напоминает по форме Земля? | Пустить по рукам апельсин
— Шар,… |
— Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что Земля – большущий шар. И все-таки, совсем ли она шар? Вспомните, мы с вами проводили опыт с полосками. |
— Земля немного сплюснута,.. и т.п. |
— Верно. А вспомните другой опыт. С палочкой и пластилином. Что еще можно сказать про Землю? | — Она движется вокруг своей оси. |
— Верно. Благодаря вращению Земли, происходит смена дня и ночи. А чего больше на Земле воды или суши? | — Вода занимает большее место, чем суша. |
— Поверхность Земли неровная. Есть возвышенности – горы. Каким цветом они обозначаются на карте и глобусе? | — Темно-коричневым. |
— В гигантских впадинах собиралась вода и образовались моря. Они каким цветом обозначены. | — Голубым |
— Над морями поднялась суша. А она какого цвета? | -Желтого. |
— Вот мы и рассмотрим поверхность нашей Земли. Мы знаем, что на Земле есть моря, океаны… продолжайте | -Суша, горы, леса и т.п. |
— А какие загадки вы знаете про Землю? | Загадки в приложении |
— Вы все отгадали загадки про Землю, а как вы думаете, что внутри Земли? | Возможны разнообразные ответы, даже неверные |
— А как вы думаете, возможно ли просверлить Землю насквозь, чтобы узнать это? | Выслушать мнение нескольких детей |
— А вам все-таки интересно узнать, что там, внутри Земли? | — Конечно, интересно |
— Ученым тоже интересно узнать, что происходит в глубинных недрах нашей планеты, и если бы удалось просверлить Землю насквозь, многое было бы разгадано, многие тайны были бы раскрыты. А знаете, какой бур понадобился бы, чтобы просверлить Землю? Такой автомобиль, как «Жигули» мчался бы по нему 4 дня и 4 ночи без остановок. А реактивный самолет летел бы 14ть часов. Но если бы и удалось сделать такое сверло, то даже самое прочное бы не выдержало и расплавилось, как оловянный солдатик в печке. Помните такую сказку? | — Конечно, помним «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена |
— Почему солдатик расплавился в печке? | -Потому что в печке слишком жарко |
— Вот и внутри нашей планеты очень высокая температура. И чтобы это узнать, ученые долгое время трудились над этим, и помогли им в этом волны. Какие волны вам известны? | — Морские, звуковые |
— Верно, есть такие, но существуют еще и сейсмические волны. Повторим все вместе. | — Сейсмические |
— Так вот, эти волны пробежали насквозь Землю, вернулись и рассказали людям о том, что им встретилось на пути. Морские волны мы видим, звуковые – слышим, а сейсмические волны для нас невидимки, но специальные приборы могут эти волны улавливать. Они проникают в толщу Земли, проносятся внутри нее и возвращаются, передавая приборам рисунок, который ученые потом расшифровывают. Давайте, поведем эксперимент: Я налила полмиски воды, поставила в середину бутылку, кончиком карандаша я несколько раз коснусь поверхности воды. Видите? Что происходит? | Слова сопровождаются действиями — От того места, где вы касались воды, расходятся волны
|
— Да, они доходят до бутылки, отражаются и возвращаются обратно. Карандаш коснулся воды, образовалась волна, эта волна образовала вторую волну, послабее, вторая – третью и т.д. Помните, мы с вами на улице проводили опыт с камнем? Расскажите мне о нем? | — Мы бросили камень в песок, в песке образовалась ямка. При падении, камень привел в движение песчинки, а те, в свою очередь, толкнули другие, вторые толкнули третьи. Получилась волна |
Да, но от удара камнем волна получилась слабая, потому что удар был не сильный. А чтобы «пробежать Землю насквозь», нужна мощная волна, а значит, удар должен быть во много раз сильнее. Ученые для этого используют взрывы. И волны от этих взрывов помогают приборам записывать рассказ о том, что же находится внутри Земли. В самом начале нашей импровизированной экскурсии мы с чем сравнивали Землю? | — С апельсином |
А сейчас я хочу сравнить ее с персиком. Итак, наша планета похожа на персик. Сверху, словно тонкая кожица – земная кора. На ней плещутся моря и океаны, еще что? | Показ макета — Высятся горы, растут леса, живут люди и животные |
Под корой – мантия. Это мощный, толстый раскаленный слой огненной массы. В центре Земли, так же как и у персика, находится ядро. У земли их два: жидкое и твердое. Твердое находится внутри жидкого. Взгляните на рисунок. Волна, когда пересекает границы, каждый раз изменяет скорость. Твердые слои она пролетает, как ракета, а в рыхлых бежит медленнее. Давайте проведем опыт: В трубку насыпаю рис и зажимаю пальцем, пробую уплотнить рис, но у меня не получается. И не получится. Потому что рис, как и песок, движется во всех направлениях и, тем самым, тормозят прохождение волны. Но волны волнами, а бурить Землю ученые все-таки хотят. Ведь волна не сможет принести нам вещества, из которых состоит мантия или ядро. Вот почему сейчас ведутся работы по глубинному бурению Земли. Но пока не удалось проткнуть даже тонкую кожицу планеты – земную кору. Поэтому, вам надо учиться. Кто знает, может один из вас и станет первым, кто раскроет тайны недр нашей планеты. | Показ рисунка Слова сопровождаются действиями
|
Приложение 1
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Яков Аким)
Приложение 2
Загадки
Сколько ни езди, ни ходи,
Тебе конца тут не найти.
Кто в году четыре раза переодевается?
Всех кормит, а сама есть не просит…
Кто постоянно пьет и не напивается…
И топчут ее и режут ее
Она не серчает, добром отвечает.
Список литературы:
Дженис Ван Клив «200 экспериментов», Москва «Джон Уайли и сыновья»,1995г.-256с.;
«Детский мир от а до я» под редакцией Р. Баумбергера, Ф. Бруннера, Ф. Вестфаля; соиздатель М. Фюринг, перевод АО «Скуф-Алекс»1995г.- 304с.;
А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурмингова «Почемучка», Москва «Педагогика-Пресс», 1993г.-382с.