Конспект урока для 4 класса «Чудо-волны»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»














Урок по окружающему миру. 4 класс.

А.А.Вахрушев. Программа 2100.



Тема:

«Чудо-волны»




Подготовила:

Гугнина Юлия Станиславовна,

учитель начальных классов,

II квалификационная категория.

МБОУ СОШ № 64, г. Новосибирск.












Новосибирск 2010



Цель:

  • сформировать представления о свойствах света и звука;

  • формировать умения работать с дополнительной литературой, проводить эксперименты.

Задачи:

  • дать представление о звуке и свете, что является их источником;

  • показать практическое значение изученного материала;

  • научить обрабатывать и обобщать полученную в результате опытов информацию.

Оборудование: иллюстрации к темам «Свет» и «Звук», стакан с водой, карандаш, толковый словарь. В скобках даны предполагаемые ответы детей.

  1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

  2. Совместное открытие знаний.

  3. Подведение итога.

  4. Рефлексия.

Ход урока.

  • Актуализация.

— Ребята, перед вами лежит кроссворд. Ваша задача разгадать зашифрованное слово. Именно это слово будет ключевым на нашем уроке. Сегодня мы будем работать в командах. Чем дружнее и сплочённее ваша команда. Тем результат ваш будет выше. Так как оценивать я буду всю команду.

И так, я читаю вопрос. А вы вписываете ответ.

Вопросы:

  1. Как называется движение воздуха?

  2. Межзвёздное пространство – это….

  3. Как называются мельчайшие носители отрицательного электронного заряда?

  4. Что предшествует грому?

  5. Из чего состоят все тела?

Слайд с кроссвордом идёт параллельно с заполнением.

— Какое слово у вас получилось? (ВОЛНЫ)

— Кто знает, что такое волны? Ответы детей.

А сейчас давайте посмотрим значение слова «волна» в толковом словаре, который лежит у вас на парте.

Ответ: 1 значение: водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности. 2 значение: колебательные движения в физической среде, распространение этого движения.

— Что же получается? У слова волна есть два значения! А кто догадался. Как называется тема нашего урока? (Волны) Слайд и темой.

— Правильно. Молодцы. Сегодня нам предстоит исследовать и понять, что же такое волны и для чего они нам нужны.

  • Проблемная ситуация.

Слайд 2. Море. Шум моря.

— Где ещё встречаются волны?

Давайте проведём опыт. Слайд с камертоном. Это – камертон. Он представляет собой металлическую «рогатку», укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Давайте ударим специальным резиновым молоточком по «ножкам» камертона.

— Что мы слышим? (звук)

— Как мы его слышим? (Мы слышим звук при помощи уха).

— Что мы видим? (Ничего)

— А если зажать «рогатку» пальцами, что произойдёт? (Звук перестанет звучать).

— Давайте попробуем выяснить, что же такое звук и где мы его встречаем.

Работа в группах:

— возьмите из конверта вопросы, которые написаны на жёлтой бумаге.

1 группа. Страница 112, 1 абзац, рис.1

Вопрос: что такое звук, звуковые волны?

2 группа. Страница 112, 2 и 3 абзацы, рис. 2,3,4,5.

Вопрос: как распространяются звуковые волны?

3 группа. Страница 113, Рис. 6,7.

Вопрос: Что влияет на прохождение звука?

4 группа. Страница 113, последний абзац.

Вопрос: как люди применяют звук?

( дети по одному из каждой группы дают ответ на свой вопрос)

— Очень хорошо! Вы доказали, что человек очень часто использует свойства звука в жизни. Эта тема очень важна.

— А сейчас мы немного отдохнём.


Физминутка для глаз.


Часть 2.

— Есть ли другие колебания в природе? Слайд. «Свет».

— Что такое свет? Давайте посмотрим в словарях значения слова СВЕТ.

(работа со словарём).

Давайте обратимся к учебнику.

Работа в группах:

— возьмите вопросы на розовой бумаге.

1 и 2 группы отвечает на вопрос «Что излучает свет?»

3 и 4 группы – «Как распространяется свет? Слайд « Фары».

— Молодцы. Хорошо. Давайте сравним звуковые и световые волны.


Таблица.

Свет Звук

↙ ↘ ↙ ↘

видим не нуждается в среде слышим нуждается в среде

— Молодцы.

— Давайте с вами проведём опыт.

— Что вы видите у себя на столе? (стакан с водой)

— Поставьте в него карандаш.

— Что видите? (карандаш кажется сломанным).

Слайд с карандашом.

— Правильно. Лучи света, попадая в прозрачную среду, слегка изменяют своё направление, преломляются. Прочитайте 2 абзац на странице 115 учебника.

Слайд с призмой.

Что произошло с белым солнечным лучом? (он преломился и стал разноцветным).

— Какое явление в природе вам это напоминает? (радугу)

— Когда мы наблюдаем радугу? (после дождя) Слайд с радугой.

— Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах, и лучи разного цвета выходят из капель под различными углами. Это разложение света. В результате образуется яркая цветная дуга.

  • Подведение итога.

— Как называлась наша тема? (Чудо-волны)

— А мы с вами говорили о волнах. Так почему же они ЧУДО? (Предполагаемые ответы детей: потому что мы слышим звуки, видим цвета …)

— Молодцы. Хорошо.

  • Рефлексия.

А сейчас возьмите из конверта разноцветные кружочки. У каждого их три: жёлтый, красный и синий. На эту чудесную ёлочку вы прикрепите тот кружочек, который посчитаете нужным.

Синий – всё понял на уроке.

Красный – частично понял.

Жёлтый – ни чего не понял.



Список использованной литературы:


  1. А.А.Вахрушев. «Мир и человек». Учебник. 2 ч.

  2. А.А.Вахрушев. «Мир и человек». Рабочая тетрадь 2 ч.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Ссылка: https://images.yandex.ru/

Свежие документы:  ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «МЫ-РОССИЯНЕ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: