Урок развития речи в 4 специальном (коррекционном) классе VIII вида.
Тема: Охрана растений и животных своего края.
Учитель-олигофренопедагог МБОУ «СОШ №8» г.Зима Прикс Е.В.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся о природе своего края и правилах поведения в природе.
2. Способствовать развитию образного и логического мышления учащихся.
3.Способствовать воспитанию у детей чувства ответственности за свои поступки по отношению к природе своего края.
Оборудование:
карты России и Иркутской области,
картина с изображением погибшего леса,
сигнальные круги, запрещающие знаки,
детали для макета: фигурки деревьев и кустарников, животных, насекомых, птиц, травы, основа;
магнитофон, звукозапись голосов птиц;
картинки с изображением правильного и неправильного поведения, в природе;
оценочная, таблица;
жетончики-елочки;
детали для игры «Фоторобот»;
журнал «Юный натуралист»;
Лесовичок.
I. Организационный момент
— Доброе утро! Чтобы настроиться на урок, выполним упражнение.
— Повторяйте за мной слова: я хороший, я очень хороший, я самый хороший.
— А теперь тихонечко сядем.
II. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня мы поговорим об охране растений и животных своего края. Оценивая ваши ответы, я буду дарить вам елочки. Каждый из вас будет создавать свой лесочек. Чем больше будет елочек, тем выше будет и оценка. От 5 и больше елочек — «5», 3-4 елочки — «4», менее 3 елочек — «З».
— В конце урока результаты занесем в таблицу, и вы сможете удивить друг друга количеством елочек.
III. Работа по теме урока
(В классе вывешены карты России и Иркутской области)
— Ребята, кто знает, что это? (показываю на карту)
— Да. Это карта нашей страны. А как называется страна, в которой мы живем?
— Официальное название нашей страны — Российская Федерация.
— Это карта области (показываю), в которой мы живем. Давайте вспомним, как называется наша область? (Иркутская область)
— Если посмотреть на карту России, мы увидим, что она занимает очень большую территорию. Наша область намного меньше.
— Кто знает, чем богата Иркутская область? (углем, лесами, грибами, ягодами, животными)
— Давайте поговорим о том, что должен делать человек для того, чтобы лес и животные не исчезли.
— Я предлагаю совершить небольшое путешествие.
— Закройте глаза и представьте, что вы попали в лес.
(Звучит музыка, на фоне музыки читаю стихотворение)
Здравствуй, лес. Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь — мы свои.
— Ребята, вот мы и в лесу. Но, что это с ним? (Лес погиб)
— Как вы думаете, почему так случилось? (Потому что люди не берегли лес)
— Может ли человек оказать влияние на природу?
— Природа как израненная птица кричит и просит нас о помощи. Первым услышал этот зов человечек, который ближе всех к природе — Лесовичок. Он просит вас сейчас поместить знаки, запрещающие губить природу. Расставим эти знаки, которые вы приготовили дома. (По ходу можно задать вопросы:
1. Можно ли в лесу разжигать костры?
2. А где можно?
3. Какие дрова можно использовать?)
— Человек много берет от природы. А чем он платит ей? На этот вопрос есть ответ в рассказе корреспондента из журнала «Юный натуралист».
— Послушайте и скажите, согласны ли вы с мнением автора? (рассказывает ученик)
«Трудно представить себе землю без леса, без деревьев. Но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Я часто вижу изуродованные стволы, разные рисунки, надписи на них. Люди, которые это делают, наверное, даже не представляют, какой вред они накосят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как там сразу же поселяться вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть». (Дети отвечают)
Физкультминутка
Мы ходим в лес.
Сколько здесь чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
— А теперь давайте создадим свой лес. На нашем макете, кроме земли, пока ничего нет. К концу урока, я думаю, у нас появится настоящий лес, в котором будут соблюдаться все правила поведения.
— Заполнение макета мы начнем с растительности. Как называется самый низкий зеленый покров земли? (Трава)
— Сделаем так, чтобы у нас появилась травка.
— Какие деревья и кустарники можно увидеть в нашем крае? (Сосна ,береза, осина, ель, шиповник, боярышник).
— Поставим некоторые из них на макет.
— В нашем лесу слышны какие-нибудь голоса? Вы хотите услышать их? Давайте послушаем! (Звучит запись «Голоса птиц» на фоне музыки загадки)
— Ребята, скажите, кто живет в нашем лесу? (птицы)
— Отгадайте, какие птицы просятся к нам в лес?
Загадки:
Ночью в чащах и лесах Уханье наводит страх.
Страшен громкий крик и силен.
Так кричит огромный … (филин)
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится.
«Ку-ку … ку-ку. «-
Не спит опушка.
А птицу эту звать … (кукушка)
— Каких птиц, живущих в нашем крае, вы еще знаете? (дятел, снегирь, воробей, синица)
— Поселите птиц в наш лес!
— Кого еще не хватает? (зверей, насекомых)
— Каких насекомых мы знаем? (бабочка, пчела, жуки, муравьи)
— Поселим их в наш лес?
— А каких лесных зверей вы знаете? (медведь, заяц, волк, лось, белка)
Игра «Фоторобот»
— Предлагаю вам составить изображение животного из нескольких частей. Работать будем в парах. Когда у вас получится изображение, возьмите фигуру животного и найдите ему место на макете. (выполняют)
— Вот и появился лес!
— Что и кто есть в нашем лесу? (дети перечисляют, дают полные ответы)
— Как мы должны себя вести, чтобы наш красивый лес не погиб, не стал похож на этот (показываю рисунок погибшего леса)
— Что вы делаете по охране природы в своей местности? (подкормка зверей и птиц; установление предупреждающих знаков; оказание помощи больным деревьям; спасение животных, попавших в бед; борьба с мусором; изготовление кормушек для птиц)
IV. Итог урока
Работа с сигнальными кругами:
— Если увидите изображение с правильным поведением людей в лесу, вы показываете синий цвет, если неправильное — красный цвет.
(Показываю картинки, дети сигналят)
Вывод:
— Что сегодня на занятии для вас было необычным?
— Что должны делать люди, чтобы растения и животные нашего края не погибли?
Оценивание учащихся:
— Посмотрите, сколько елочек выросло у каждого из вас. Заполните таблицу. (Дети записывают количество полученных елочек в таблице)
Выставление оценок
— Наблюдать природу надо уметь, не трогая ее, не разрушая красоты. Недаром в стихотворении говорится: (читает ученик)
Я сорвал цветок,
И он увял.
Я поймал мотылька,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем
— Помните, ребята, что природу можно только наблюдать, любоваться её прелестями и дарами. Не забывайте об этом. Охраняйте природу своего края, чтобы вас окружала такая же красота, которую мы сегодня с вами создали на уроке. Всем большое спасибо!
4