Урок окружающего мира по теме «Растения и животные леса» 4 класс
Цель урока:
-Углубить знания детей о растениях и животных леса.
Задачи урока:
— Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.
— Развивать мышление, память;
-Учить группировать предметы по существенным признакам;
– Воспитывать познавательный интерес.
— Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Оборудование:
-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).
-Мультимедийная техника, экран.
— гербарий.
-Учебник А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир» 4 класс, 2010.
— рабочая тетрадь
Ход урока.
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний. Работа с картой
-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
— Каким цветом она обозначена на карте?
— Какая у зоны лесов земная поверхность?
— Какая она в сравнении с другими природными зонами?
III. Самоопределение к деятельности (слайд № 2)
— А бывали ли вы в лесу?
— Как вы понимаете, что такое лес? (Слайд №3.)
— Сейчас я вам раздам листочки, а вы составите кластер, напишите какие у вас возникают ассоциации со словом лес.
— Что вы написали в своих листочках? (зачитывают ответы)
— Как вы думаете, что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения)
— Проверим ваши предположения во время урока.
IV. Открытие новых знаний
-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №4)
-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №5)
-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №5)
1. Работа в группах.
— Перед вами гербарий. Рассмотрите и ответьте на вопрос.
-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №6)
-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №7)
— Рассмотрите какие еще в этих лесах деревья. (слайд №8)
-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №9)
— А какие в хвойном лесу? (слайд №10,11)
2. Практическая работа.
-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)
-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)
«Прикоснёшься – как огонь.
Лучше ты её не тронь.
Обжигает руки, ноги –
Осторожней с ней в дороге.» (крапива)
«Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.» (ландыш)
«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)
«Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушёная в запас
От простуды лечит нас.» (малина)
«Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто меня любит
Тот рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.» (земляника)
«Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло.» (брусника)
-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)
-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)
-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)
-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)
-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)
-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)
-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?
4. Закрепление пройденного материала.
-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)
-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)
5. Физминутка.
-А сейчас отдохнём. (слайд №24)
«Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.»
6. Животные леса.
-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд №25)
А теперь давайте поиграем в игру. Вы должны узнать животное по внешнему виду, назвать его.
-Каких ещё животных можно встретить в лесу?
-Почему эти животные могут жить в лесу?
-Как называют животных, которые живут в лесу?
(Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)
7. Работа с учебником.
-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:
-Какое животное является национальной гордостью России?
-Кто является санитаром леса?
-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?
8. Обобщение.
-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)
1.Животное – национальная гордость России.
2.Растения нижнего яруса.
3.Растения среднего яруса.
4. «Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызёт морковку,»
5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?
6.Растения верхнего яруса.
7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?
8.Лесной доктор.
9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?
10. «В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.»
-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?
-Почему нужно охранять природу?
-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)
-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой — сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём.
( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И,сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)
9.Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-Что вас удивило?
-Что показалось особенно интересным?
-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?
10. Домашнее задание.
-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)
-Нарисуете плакат на тему: «Охрана лесов».
-Молодцы, спасибо за урок!