Урок по познанию мира в 4 классе
Тема урока. Реки и озёра.
Цель: познакомить учащихся с реками и озёрами Казахстана
Задачи:
• в ходе урока учащиеся познакомятся с реками и озёрами Казахстана и сделают вывод о богатстве и разнообразии водных ресурсов республики; будут совершенствовать умение ориентироваться по карте;
• развивать познавательные способности учащихся: процессы мышления, речь, память, внимание, способность наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес;
• воспитывать положительные качества личности: бережное отношение к природе, патриотические чувства к Родине.
Оборудование: физическая карта Казахстана, проектор, компьютер, слайды, тесты, карточки с заданиями
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, аналитико-синтаксический, практический
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная
Ход урока.
Ι. Организационное начало. Психологический настрой
ΙΙ. Проверка домашнего задания: тесты, самопроверка (2-3 слайд)
Тест
1. Вода занимает часть поверхности земли:
А) половину (1/2)
Б) третью часть (1/3)
В) две третьих (2/3)
2. Воды, которые находятся под землёй, называют:
А) грунтовыми
Б) поверхностными
В) водопроницаемыми
3. Поверхностные воды:
А) реки, озёра, моря
Б) целебные источники
В) колодцы и скважины
4. С этим свойством воды связано образование целебных вод:
А) вода текуча
Б) вода – растворитель
В) испарение воды
5. В Казахстане целебные источники называют:
А) родниками
Б) ключами
В) арасанами
6. Распредели подземные воды в зависимости от степени минерализации
ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений
Учитель: Прочитайте географические названия. Какие из них находятся в Казахстане? Что они обозначают?
Волга, Ертис, Аральское море, Балхаш, Или, Байкал, Жайсан, Жайык
(4 слайд)
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о реках и озёрах Казахстана. Отгадайте загадку.
Летом бежит,
Зимой спит.
Весна настала —
Опять побежала. (Река)
— Перед вами лежат схемы. Подпишите из каких частей состоит река?
(5 слайд)
— Отгадайте ребус? (Озеро, 6 слайд)
, , , , , ,
Учитель: Сравните реку и озеро? Найдите сходство и различия.
Составление диаграммы Венна на доске и тетрадях (7слайд)
ΙV. Работа над новой темой.
Учитель: Река – это постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока в устья. Такое определение дает нам словарь Ожегова (8 слайд)
Какие реки в Казахстане вы знаете? (Есиль, Ертис, Иле, Сырдарья, Жайык, Шу и др.) (Показать на карте)
Учитель: Сейчас мы с вами рассмотрим наиболее крупные реки Казахстана.
Показ и чтение слайдов о реках (9 – 17 слайды)
Учитель: В Казахстане более 40 тысяч озёр. Озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности – озёрных котловинах. Величина озёр бывает разная: от нескольких десятков метров до нескольких километров. Озёра не имеют ни истока, ни устья. Они пополняются подземными и поверхностными водами. Часто в озёра впадают реки. Если из озера вытекает хотя бы одна река, оно называется сточным. Из бессточных озёр реки не вытекают. Озёра бывают пресными и солёными. Солёные озёра не проточные. Из них не вытекают реки. В Казахстане находится очень много солёных озёр.
Назовите крупные озёра Казахстана и покажите их на карте (18 слайд)
Показ и чтение слайдов об озёрах (19 – 26 слайды)
V. Работа в группах.
Задания:
1 группа – решить задачи
А) По территории нашей страны протекает три крупных реки, как Ертис, Есиль и Сырдария. Общая их длина равна 4500км. Длина Ертиса и Сырдарии вместе 3100 км, а Есиля и Сырдарии– 2800 км. Найди длину каждой реки
Б) Глубина озера Бурабай меньше глубины озера Жайсан. Глубина искусственного водохранилища Капшагай больше глубины озера Жайсан. Наибольшая глубина одного из водоёмов равна 10 м. Наибольшая глубина другого водоёма на 3 м меньше глубины первого водоёма и составляет одну шестую часть наибольшей глубины третьего водоёма. Какова глубина водохранилища Капшагай?
2 группа – разгадать кроссворд; используя физическую карту Казахстана соединить стрелками водные объекты
3 группа – используя собранный материал, написать сочинение на тему «Реки и озёра Актюбинской области» (27- 28 слайды)
VΙ. Презентация.
VΙΙ. Рефлексия. Составить пятистишье на тему «Река» или «Озеро» (29 слайд)
VΙΙΙ. Домашнее задание: с. 58 – 59 (пересказ). Используя контурную карту, обозначить и подписать основные реки и озёра Казахстана. (30 слайд)
Машкова Т.А.,
учитель начальных
классов ОСШГ № 11
г. Актобе